Трансмиссия

Представители психологической теории происхождения государства и права. Привет студент

Среди наиболее известных представителей психологической тео­рии происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой, психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях, которые первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предуга­дывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государствен­ная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с влас­тью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повинове­нии определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов. Природа государства - психоло­гическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных ре­шений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, - важный фактор, оказы­вающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему ха­ризмы, чтобы убедиться в этом.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государ­ства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и долж­ны рассматриваться лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствую­щих социально-экономических, военно-политических и иных внеш­них условий.



87. Социологическая теория права.

  1. Сложилась в начале ХХ века в Европе,
  2. представители – Эрлих, Паул, в России – Муромцев.
  3. Основная идея этой теории заключалась в том, что право воплощается не в самом законодательстве, а в его практической реализации, т.е. в правореализационной деятельности судей, прокуроров и т.д.
  4. Понятием права здесь охватываются административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, которые издают должностные лица.
  5. В право включатся и юридические нормы. Но их значение среди актов применения второстепенно.
  6. По мнению представителей этой школы, право необходимо рассматривать только как процесс, как действие. Поэтому данную теорию называют школой живого права.
  7. Право находится таким образом в сфере сущего, а не должного. Лишь в процессе юридической практики закон становится правом и творцами права являются, прежде всего, судьи, применяющие закон.

88. Естественно-правовая теория.

  1. Исходные идеи были сформулированы еще в Древней Греции и Древнем Риме.
  2. Представители - Сократ, Аристотель, Цицерон и т.д.
  3. Однако, как завершенная логическая концепция эта идея сформировалась в период буржуазных революций 17-18 вв. И здесь крупнейшими ее представителями выступали Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, а в России – Радищев.
  4. В рамках данной теории противопоставляется естественное и позитивное право :

· естественное право – то, что нам дано от Бога, от природы, от рождения; позитивное право – законы, издаваемые государством. Естественное право вытекает из самой природы человека, из всеобщих нравственных принципов и представляет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, основополагающих идей, лежащих в основе социального устройства. Естественное право вечно и вытекает из самой природы человека, объясняя его высшее предназначение.

· Позитивное же право призвано обеспечить естественные права человека при помощи законодательства, издаваемого государством. Позитивное право не всегда справедливо.

  1. Именно эта доктрина наиболее точно отражает сущность человеческих потребностей, человеческого бытия.
  2. Естественные права человека – главный постулат государства в обеспечении их на протяжении всей жизни человека (от рождения до смерти).
  3. Достоинство теории: эта теория явилась прогрессивным для своего времени учением и сыграла важную роль в борьбе с феодализмом и утверждением более прогрессивного либерального строя. В ней верно отмечено, что законы должны максимально соответствовать нравственным ценностям общества и служить для блага человека и общества, всесторонне обеспечивать принципы справедливости, нравственности и т.д.

89. Историческая школа права.

  1. Она сложилась в конце 18- начале 19 вв. в Германии.
  2. Представители: Гюстав Уго, Савеньи и Пухта.
  3. Эта школа явилась реакцией на естественно-правовую теорию. Основное учение здесь заключалось в том, что отрицалась возможность существования единого для всех народов права.
  4. Представители этой теории считали, что право каждой страны складывается постепенно в процессе его исторического развития. А т.к. история у каждого народа неповторима, то и право каждой отдельной страны уникально, своеобразно, специфично.
  5. Кроме того, они полагали, что право как язык или мораль не может устанавливаться договором либо вводиться по чьему-то указанию . Оно возникает из особенностей народного духа, из глубин национального сознания, формируется главным образом из обычаев, традиций, санкционированных государством.
  6. Обычаи в этой теории выдвигаются на первое место, им отдается приоритет, ибо они хорошо известны всем и каждому в обществе. Законы же, по их мнению, которые издаются государством, не являются источником права, они производны из обычаев.
  7. Достоинства теории : она обращала внимание на культурно-исторические и национальные особенности права каждой страны, указывала на необходимость изучения в историческом аспекте. Она также справедливо подчеркивала естественное развитие правовых институтов и что законодатель не может творить правовой произвол. Кроме того, правильно подмечается преимущество правовых обычаев в общественных отношениях.
  8. Слабая сторона – теория оправдывала феодально-крепостническое право, резко выступала против отмены и изменения отживших правовых институтов. В этом плане она носила несколько консервативный характер.

90. Психологическая теория права.

  1. Она получила свое распространение в начале 20 века.
  2. Представители - Кнапп, Рейснер, а в России – Л. Петражицкий.
  3. Основная идея теории заключалась в том , что психика человека является фактором, определяющим все общественные институты, в том числе государство и право.
  4. Понятие и сущность права можно понять, зная психологические закономерности человеческого бытия.
  5. Лев Петражицкий разграничивал позитивное право (право, официально действующее в государстве) и интуитивное право, истоки которого кроются в психике людей.

· По его мнению, позитивное право (законы) граждане знают плохо, часто заблуждаются по поводу содержания этих законов.

· Интуитивное же право, как он полагает, представляет собой совокупность тех психологических состояний, которые человек испытывает, его ежедневных контактов с обществом и здесь на передний план Петражицкий выдвигает эмоции, которые он подразделяет на 2 группы: императивные (нравственные) и императивно-атребутивные (правовые).

o Императивные эмоции представляют собой односторонние переживания человеком обязанности совершить то/иное действие в отношении другого лица, которое не сопровождается ответным переживанием (переживание прохожему, обязанности подать милостыню).

o А императивно-атребутивное – двусторонняя эмоция, при которой одно лицо переживает обязанности совершить какой-либо поступок, а другое лицо переживает право потребовать выполнение данной обязанности (должник-кредитор). Из этих двусторонних эмоций и складывается по мнению Петражицкого это интуитивное (психическое) право, которому принадлежит первостепенное значение в регулировании социальных отношений.

91. Реалистическая школа права.

  1. В середине 19 в. Германия становиться буржуазной столицей.
  2. Рудольф ИЕРИНГ, немецкий ученый юрист создает реальную школу права. Он критиковал естественно-правовую теорию за ее абстрактные идеалы.
  3. Историческая школа за романтизм идеи мирного развития. А также за догматическую юриспруденцию – за формально-юридический подход к оперированию юридическими понятиями. Р.И предложил исследовать право в связи с реальной жизнью.
  4. Сущность теории : право – это борьба нового, прогрессивного с устаревшим и отживающим.
  5. Иеринг разделил право на субъективное и объективное . Объективное право (законодательство) – абстрактно, а субъективное право – это обращение абстрактного правила в конкретные правомочия лица.
  6. Сущность права заключается в его практическом осуществлении. Необходима борьба за право. «Кто отстаивает свое право, тот в узких пределах последнего защищает право вообще».

92. Нормативистская теория права.

  1. Свою завершенную форму она получила в 20 веке в виде чистого учения о праве Кельзена.
  2. Представители : Штаммер, Кельзер, а в России – Новгородцев.
  3. основная идея этой теории : под правом понимается система юридических норм, образующих своеобразную пирамиду. На самом верху – основная (суверенная) норма, принятая законодателем. Каждая норма в пирамиде вытекает из нормы, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень. В основе находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания должностных лиц, которые тоже вытекают из главной суверенной нормы. По их мнению, право относится к сфере должного (что должно быть), а не к миру сущего (то, что существует). Она не имеет под собой юридического основания.
  4. Критикуя идеи естественного права Кельзер утверждал , что никакого другого права, кроме изданного государством не существует и обязательность юридических норм вытекает не из их нравственности, а из авторитета государства.
  5. Достоинства : теория верно подчеркивала такие важнейшие свойства права, как нормативность, соподчиненность правовых норм по их юридической силе, правильно отмечала связь права с государством, также указывала на формальную определенность права и т.д.

93. Юридическая техника.

Эффективность правового регулирования общественных отношений в значительной мере зависит от уровня юридической техники. Точность и ясность правовых формулировок, использование единых приемов изложения юридических предписаний во многом определяют эффективность функционирования всего правового механизма.

Юридическая техника – это совокупность средств, приемов и правил, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.

  1. Техника изложения воли законодателя:

· Соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических правил.

· Текст юридического акта должен отличаться простотой стиля (официальный), четкостью и краткостью формулировок, наличием устойчивых словосочетаний,

· При изложении правовых предписаний используются три вида терминов: общеупотребительные, специально-технические, специально-юридические.

· Средства организации правовой материи:

ü нормативное построение (гипотеза, диспозиция, санкция)

ü юридическая конструкция, которая отражает правовое состояние структурно организованного явления правовой жизни (например: структура ответственности – основание, субъект и его вина, государственное наказание),

ü отраслевая типизация – использование таких конструкций и терминологии, которые рассчитаны именно на конкретную отрасль.

  1. Техника документального оформления:

· Структурная организация юридического текста и оформление официальных реквизитов, для чего предложения объединяются в абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы.

· Официальный хакратер юридического акта подтверждается выделением определенных реквизитов: наименование акта, его заглавие, дата принятия и введение в действие, порядкового номера, подписей и печати.

· В зависимости от специфики содержания юридических актов различают:

ü Правотворческую

ü Правоприменительную

ü Интерпретационную юридическую технику.

Рассмотрим основные положения психологической теории происхождения государства .

К ярким представителям психологической теории происхождения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда. Сторонники психологической теории происхождения государства связывают его возникновение с особыми чертами психики человека : потребностью людей во власти над другими людьми, желанием подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства отражаются в определенных способностях, которые человек первобытного строя давал племенным вождям, жрецам, колдунам и др.

Согласно психологической теории магическая сила и психическая энергия этих людей (они делали день удачным, предугадывали развитие событий и т.п.) создавали условия и обстоятельства для зависимости сознания первобытных людей от вышеназванной элитарной прослойки. Власти данной элиты и обеспечивает возникновение власти государственной.

Однако всегда существуют люди, которые не согласны принимать власть, у которых формируются и впоследствии проявляются агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания людей с подобными психическими качествами под разумным контролем и появляется государство .

Таким образом, согласно положениям психологической теории, государство нужно как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении и послушании определенным лицам в обществе, так и для обуздания агрессивных устремлений отдельных индивидов. Следовательно, природа государства имеет психологический фундамент и коренится в закономерностях и принципах человеческого сознания.

По мнению представителей психологической теории , государство - это продукт разрешения психологических проблем между инициативными (активными) индивидами, которые способны и готовы к принятию ответственных решений, и пассивными людьми, которые способны лишь к исполнению принятых решений и послушанию.

Психологические закономерности и принципы , при помощи которых происходит человеческая деятельность, представляют собой важный фактор влияния на все социальные институты. Данный фактор не следует игнорировать. В качестве примера, можно рассмотреть проблему харизмы , для того чтобы убедиться в этом (в переводе с греческого языка, харизма - это божественный дар и милость).

По мнению сторонников психологической теории происхождения государства, харизму имеет индивид, наделенный сверхъестественными или особо исключительными способностями и качествами (герои, пророки, руководители и т.п.). Наличие данных качеств и формирует харизматическую личность.

Однако не стоит преувеличивать значение психологических свойств личности (иррациональных начал ) в процессе происхождения государства .

Психологические факторы не являются решающими причинами. Их следует признать именно лишь как моменты государствостроительства, так как психика людей формируется под воздействием совокупности социальных, экономических, военных, политических и других условий.

Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупные представители - Цицерон, Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский, Г. Тард

Суть теории. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Образование государства Петражицкий пытается изобразить как продукт явлений индивидуальной психики, он старается объяснить его психикой отдельного индивида, взятого изолированно, в отрыве от общественных связей, общественной среды. Психика человека, по Петражицкому, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в психических взаимодействиях людей и их различных объединений, сумма которых и составляет государство. Петражицкому вторит Е.Н. Трубецкой, указывавший, со ссылкой на Спенсера, на основную черту человека - солидарность: «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, основная черта человека.

Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и служащими государственного аппарата.

Оценка теории. Теория возникла в конце XIX века, когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знания. Заслугой сторонников этой теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы, верно и то, что различные интересы людей реализуются только через психику. Человек - не автомат. Да и люди по психологическим качествам отличны друг от друга.

Эта теория имеет ряд недостатков:

1) Её сторонники не могли дать развернутого учения о роли психики в образовании государства с позиции развития психологической науки того времени. Они не видели разницы между национальной и волевой мыслительной сферы.

2) Сторонники психологической теории подчёркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. В действительности, люди воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением. Да, под влиянием угрозы уничтожения люди способны объединяться, но солидарность присуща и животным.

3) Сторонники придают решающее значение в процессе образования государства психологическим факторам. Однако психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

Теория приобретает наибольшую популярность в научных кругах в конце XIX-начале ХХ вв. Основными теоретиками психологической концепции выступали французский ученый Г.Тард, русский правовед Л.И.Петражицкий и австрийский психолог З.Фрейд.

Г.Тард и Л.И.Петражицкий полагали, что основной причиной возникновения государства явились психологические особенности человека. К таким особенностям относились эмоции, переживания, потребности, склонности человека и т.д. Выделяя главным фактором человеческой деятельности психологические качества индивида, ученые выделили в качестве первопричины возникновения государственного образования психическое состояние массового сознания. Теоретики психологического подхода разделили людей на две группы: одна – люди с ярко выраженными лидерскими качествами и способностью к организации масс, другая – люди без выраженной индивидуальности с отсутствием активной деятельности или стремлением к чему-либо. Первая группа, согласно теории, призвана властвовать и повелевать над неразумной массой, которой является вторая группа людей. З.Фрейд в работе «Психология масс» объяснял существование любой социальной общности путем изучения свойств психики человека. Организовывая какую-либо группу, человек подсознательно готов к той роли, которую он будет в ней играть и уже сознательно эту роли исполняет. Развиваясь в возможностях организации подобных групп, общество выходит на уровень готовности к более высокому способу взаимодействия, которое является государством.

Теория выглядит очень гармоничной, поскольку государство развивается постепенно и отражает психическую готовность людей к такому способу организации. Именно поэтому психологическая концепция и получила широкое распространение в XIX веке, она объясняла все социальные протесты, характеры войн и процессы образования новых государств. Если в XVI веке, после отделения политики от этики и религии, возникали преимущественно политические концепции, то к XIX веку, после появление первых правовых школ и предмета политической философии в университетах, начали создаваться политические концепции с уклоном в какую-либо научную сферу деятельности. Так, органическая теория заимствовала опыт биологической науки, а психологическая концепция использовала знания некогда близкой к политической науке этики и развивающейся психологии. Как и в теории общественного договора, в психологической активно развивается идея личностного участия и воли индивида/общества в процессе принятия решений. Это является не только положительной стороной теории, но и причиной ее актуальности и популярности. Теория довольно полно рассматривает возможности общества, исходя из его психологических особенностей и потребностей. Но, с другой стороны, теория, как и большинство ей предшествующих, однобока и не отражает многие другие факторы, влияющие на генезис государства. Но основное упущение данной теории в том, что ее создатели не смогли правильно воспринять первопричинную связь социально-политической действительности и человеческой психики. Они не учли, что под действием первого фактора формируется общественное сознание, а не наоборот. Таким образом, в данной концепции так же присутствует подмена понятий, в которой политическая реальность отражается субъективно. Это наводит на мысль о том, что вплоть до XX века, когда политическая наука стала активно развиваться, никто не мог уловить ее положения и влияние в общественной среде.

Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики:

потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психических качеств личности и возникает государство. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, проблему харизмы, чтобы убедиться в этом (греч. charisma - божественный дар, божественная милость). Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.), - харизматическая личность.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Ирригационная теория происхождения государства и права.

Ирригационная теория (современный немецкий учёный К. Виттфогель) обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупнх общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т. п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство. Виттфогель . Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). Крестьянин-

индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

18.Органическая теория возникновения государства

Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические существа.

Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Понятие и признаки государства

Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Территория области края республики и пространственные пределы как границы.

Население

Публичная власть как признак раскрывает государство, прежде всего, как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Суверенитет

Наличие права

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

Многообразие используемых ресурсов - государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные,

осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества - государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие - государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов - государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти - государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики - государство имеет свои признаки государственности - флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна - понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство - понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны - форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Государство – это особая политическая структура власти особого рода возникшие на определённом этапе общественного развития.

Это особая организация политической, суверенной власти содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п).

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

Наличие публичной власти , выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

Система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

Территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

Право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций

государства и т.п.);

Монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

Устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики

(Государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

Монополия на официальное представительство всего общест ва (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

Суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национальногосударственные интересы. Понятие "суверенитет " имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека; наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.