Трансмиссия

Лягушки просящие царя. Анализ басни "Лягушки, просящие царя"

Басни И. А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к “низким” жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.

В басне “Лягушки, просящие царя” героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя.

Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал.

Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, “подлинно на славу”, они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, “а на суде его нет правых никого”. Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, “что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно”.

Но теперь уже Юпитер не идет на уступки.

Заключительные слова Юпитера – это мораль

Басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

“… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!”

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог.

В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: “треснулся на царство”, “со всех Лягушки ног в испуге пометались”, “вот пуще прежнего и кваканье, и стон”, “глотает их, как мух”. Многие слова и выражения устарели. Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва (царя), сказал, что он и народ (рыбы) собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул […]...
  2. Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня “Обоз”. Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных […]...
  3. Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни – Муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал. Басни И. Хемницера, И. Крылова и Л. Толстого похожи сюжетом […]...
  4. Басни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, “одной бровью подмигивают на людей”. Итак каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню “Демьянова похлебка”, […]...
  5. При общей оценке басен Крылова надо сказать, что главные художественные достоинства их заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а” во-вторых, в поразительной выпуклости и реализме. Крылов говорит чисто-русским, народным языком; он употребляет часто уменьшительные, – “куманек”, “светик”, – или такие выражения и обороты речи, которые свойственны только простонародному, бытовому языку: “невеста-девушка смышляла жениха”, “отколе […]...
  6. Басни, Первая книга басен Крылова, вышедшая в 1809 г., имела ошеломляющий успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и рождающимся романтизмом реалистические басни Крылова одержали верх: они были признаны всеми. Народный взгляд на жизнь, мужицкий дух определили его басенное творчество. За три десятилетия Крылов написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Они […]...
  7. С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […]...
  8. 1. Мастерство баснописца Крылова. 2. Русский колорит басен. 3. Новаторство Крылова. 4. Аллюзия в басне. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди. В. Г. Белинский Первая книга басен И. А. Крылова появилась в 1809 […]...
  9. Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова – это “ларчик с секретом”. В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне […]...
  10. Почему же Крылов не выступил в жанре басни в то время, когда она была уделом третьестепенных литераторов, т. е. когда обращение к басне больше соответствовало его литературному положению? Теперь же, получив признание в качестве комедиографа, он навсегда оставляет театр, делая выбор в пользу другого жанра. Весь путь Крылова в литературе представляет движение к жанрам, которые […]...
  11. Крылов в своей басне рассказывает нам про Мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и пользоваться ими она тоже не умела. Когда Очки Попали к ней в руки то Мартышка начала прикладывать их к темени, то вертела их, надевала на […]...
  12. Крылов Иван Андреевич – знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений – это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича “Квартет” учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема […]...
  13. Художественное мастерство Крылова в его баснях поистине совершенно. Но отточенный стих давался Крылову ценой огромного труда. Тщательно отделывая свои басни, Крылов многие строки переписывал по десять, двадцать раз, подбирая единственные, незаменимые выражения и слова для каждой строки и фразы. Да и написав басню, он продолжал совершенствовать ее текст. “Я до тех пор читал мои новые […]...
  14. Басня – это короткий рассказ, в котором заключен иносказательный смысл. Иносказание, аллегория появляются, когда отвлеченную мысль, понятие писатель заменяет изображением конкретного предмета, живого существа или явления реальной жизни. Действуют в баснях обычно звери, птицы, насекомые, имеющие человеческие черты в своих действиях и речах. В Древней Греции басни известны с V-VI веков н. э. Бытовали басни […]...
  15. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве и происходил из ” обер-офицерских детей”, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по обязанностям службы часто менял место жительства. Когда родился будущий баснописец, отец жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со […]...
  16. В баснях Крылова отчетливо проявился мужицкий демократизм, симпатии автора к народу-труженику. Поэт выступает обличителем пороков, смело бичует царей и их прислужников, изрекает истину, не боясь кары. А. А. Бестужев, отмечавший подвижничество писателей-сатириков, подчеркнул народность и национальную самобытность творчества Крылова: “…Самобытный, неподражаемый Крылов обновлял повременно и ум, и язык русский во всей их народности. Только у […]...
  17. Произведения замечательного русского баснописца И. А. Крылова имеют всемирную известность. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Что же является причиной такой удивительной живучести этих коротких стихотворных историй? Гоголь не зря называл басни Крылова “книгой мудрости самого народа”, ведь в них отразились те человеческие качества, которые […]...
  18. Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […]...
  19. Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера – басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой […]...
  20. Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня – короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как […]...
  21. “Рыбьи пляски” – известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, “черновой”, ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, “в духе” прогрессивной русской литературы. У первого, “чернового”, варианта неблагоприятная для властей развязка. […]...
  22. Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий, действуют животные, […]...
  23. К 1811 году относится “Вороненок” с “моралью”, утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор – вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и “взманило” Вороненка, подбило его на подвиг. […]...
  24. “Пчела и Мухи” – басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню “Муха и Пчела”, где характер “трудолюбивой” хвастуньи 1808 года (“Муха и дорожные”) будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве. В басне “Пчела и Мухи” поэт рассматривает […]...
  25. Что называется басней, и каковы ее главные признаки? Басня – это небольшое, большей частью стихотворный рассказ поучительного характера, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Главная мысль называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце басни. Обязательным для басни является использования аллегории, сатиры, иронии. Аллегория (в переводе с греческого означает […]...
  26. Решение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов) И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление: “Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза”. Мораль: “Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!” И. А. Крылов говорит о […]...
  27. Как вы объясните, почему басня названа “Вороненок”, а не “Орел и Вороненок”? Басня названа “Вороненок” потому, что в ней именно Вороненок получает заслуженный и суровый урок. Басня говорит о глупом подражании, при котором герой стремится быть равным тому, кто не равен ему по силам. Чем можно объяснить неудачу Вороненка: неумением рассчитать силы, жадностью, заносчивостью, просто […]...
  28. 1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у […]...
  29. Казалось бы, приятно находиться за столом, когда тебя от души потчует сосед. Тем более, если, как он говорит: “Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” Однако с Фоки уж давно катился градом пот, а все потому, что пребывание за столом для него стало хуже тяжкой, изнурительной работы. “Соседушка, я сыт по горло…” – умоляет он. В басне […]...
  30. И Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года “Листы и Корни” находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория […]...
  31. Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […]...
  32. “Совет Мышей” – басня о совете хвостатых, куда не следует допускать бесхвостых. И наконец в мучном ларе Открыто заседанье… Хвостатых. На котором тем не менее оказалась бесхвостая крыса. Что и взволновало молодого мышонка. “Где ж делся наш закон?” – спрашивает он седую Мышь. На этот голос возмущения молодого мышонка последовал успокоительный ответ старой Мыши: …”Молчи! […]...
  33. Басни Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления. Читая басню “Демъянова уха”, понимаешь: история, которую рассказывает автор, вовсе не про конкретных Демъяна и Фоку и не об ухе и избыточном гостеприимстве. Демъян […]...
  34. Басня “Гуси” – одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип “первородства”, родовитости, […]...
  35. Обратимся к басне 1830 года. Ее название “Лев”. Просто “Лев”, без “и”. Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […]...
  36. В басне “Чиж и Еж” (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […]...
  37. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, “согласие в товарищах” – это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […]...
  38. В басне “Пестрые овцы” Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит – а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […]...
  39. Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в давность, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова. Эзоп – легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание отводится стычке между […]...
  40. Древнегреческий полулегендарный баснописец. Имя Эзопа встречается в работах историка Геродота (V ст. до н. э.), который сообщает, что Эзоп жил на острове Самосии, был рабом с физическими недостатками, со временем стал свободным, писал басни. Сборник Эзопа содержит 426 басен, написанных прозой. Произведения его краткие, мораль довольно прямая и лаконичная. Например, мораль басни “Ворон и Лисица” […]...

Мы не только сейчас сделаем анализ басни "Лягушки, просящие царя", но и увидим, какая мораль басни. Автор этого замечательного произведения - Иван Андреевич Крылов . Конечно, произведение было написано два века тому назад, но и сегодня оно не потеряло своей актуальности. Чтобы убедиться в этом, для начала рассмотрим сюжет басни, а он достаточно короток.

Чтобы подчеркнуть главную тему, автор прибегает к аллегории, то есть главные герои - это животные. Жительницы болот как-то захотели, чтобы у них появился царь. Они стали просить об этом Зевса, и тот в свою очередь поставил над ними правителя, которым оказался осиновый чурбан. Хотя лягушки побаивались его, очень скоро они поняли, что царь безобиден - он даже не сделал им ни одного упрека и не мешал их жизни, все позволяя. Однако и пользы от такого царя было мало. Тогда лягушки решили, что другой правитель окажется лучше, и высказали Зевсу соответствующую просьбу.

Чтобы увидеть мораль басни "Лягушки, просящие царя", посмотрим, что случилось дальше. Действительно, на смену первому пришел новый царь - Журавль, и оказался он куда проворнее, но Журавль съедал даже невиновных ни в чем лягушек, от чего их жизнь превратилась в настоящий кошмар. Снова попросив правителя, уже третьего по счету, лягушки получили отказ.

В чем мораль басни

Мораль басни - это самое главное в таком роде произведений. Другими словами, прочитав басню, надо задуматься, чему она может научить и как не повторять ошибок в своей жизни. Здесь, когда мы говорим о морале басни "Лягушки, просящие царя", видно, что перемены не происходят на пустом месте и мгновенно. Природа устроена так, что все планомерно развивается и всему свое время. Не стоит торопить события и ради неведомого отказываться от того, что есть сейчас.

Например, подождав немного, когда царем лягушек был чурбан, они бы поняли, что и общение с ним и его правление может быть полезным. По сути, требовалось время, чтобы приспособиться к этому правителю и новым обстоятельствам. Постоянно желая перемен, появляется ненасытимость, и человек никогда не получит желаемое, он всегда будет чем-то недоволен. Это видно благодаря анализу басни "Лягушки, просящие царя".

Общество всегда имело серьезный недостаток, и автор басни смог замечательно его подчеркнуть. Люди постоянно хотят перемен, они не принимают существующий порядок, им не нравится текущий уклад, они стремятся к новой жизни. Разве этой плохо? С одной стороны, нет. Но плохо не сама тяга к лучшему, а неумение замечать то хорошее, что есть на данный момент. К тому же баснописец Крылов хотел ярко выразить мысль о том, что царя, который бы идеально всех устраивал - не бывает. Вполне возможно, что следующий царь, пришедший на смену предыдущему, будет намного хуже.

Итак, анализ произведения и мораль басни "Лягушки, просящие царя" очень понятны. Легко запомнить главное. Прочитайте басню целиком, если вам еще не удалось этого сделать, чтобы убедиться в правильности сделанного нами вывода. Рекомендуем к прочтению другие статьи нашего литературного

Урок по литературе в 8 классе.

Тема урока: Жизнь и творчество И. А. Крылова.

Басня « Лягушки, просящие Царя».

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока : комбинированный (беседа, презентация)

Цель урока – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

Задачи :

Обучающие:

    Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.

    Повторить и обобщить знания о баснях.

    Обратить внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.

Воспитывающие:

    Формировать эмоциональную культуру личности и коллектива.

    Работать над воспитанием чувства ответственности за общее дело.

    Формировать навыки общения со сверстниками.

Развивающие:

    Работать над развитием воображения и ассоциативного мышления.

Оборудование:

    Портрет И.А. Крылова;

    Фотография памятника И.А. Крылову в Летнем саду;

    Выставка книг И.А. Крылова и о И.А. Крылове;

Эпиграф к уроку - слова М. Исаковского :

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя.

К творчеству И.А.Крылова, баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.

2. Активизация мыслительной деятельности .

Составление кластера «БАСНЯ»

3. Актуализация.

1. ВИКТОРИНА.

а) Где и когда родился И.А.Крылов? (В Москве 2 (13) февраля 1769г.)

б) Как называлось первое литературное произведение Крылова, написанное в 15 лет? (Комическая опера «Кофейница» 1784г.)

г) В каком году был напечатан 1-й сборник басней Крылова? (1809г.)

д)Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? (9).

е) Как имя скульптора, автора памятника Крылову, который находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду? (Петр Карлович Клодт).

ж) Из каких басен Крылова взяты эти выражения:

- «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» («Кот и повар»).

-«Избави Бог и нас от этаких судей». («Осел и соловей»).

-«Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает». («Стрекоза и Муравей»).

-«Забудем прошлое, уставим общий лад». («Волк на псарне»).

-«Как ни полезна вещь, цены не зная ей

Невежда про нее свой толк все к худу клонит». («Мартышка и очки»).

-«Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок». («Ворона и Лисица»).

2. Работа с терминами

1.Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.

3.Что такое ИНОСКАЗАНИЕ?

Всякая басня – иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.

4.Вспомните, что такое АЛЛЕГОРИЯ?

АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein - "говорить иначе") - иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.

4.Чтение статьи учебника.

В истории басенного творчества Крылова первым большим событием было напечатание первых басен в журнале, а вслед за тем и появление первой книги его басен в 1809г.

По содержанию первая книга басен Крылова самая интересная из всех его басенных сборников. Это объясняется тем, что здесь он целенаправленно проводит те же идеи, те же взгляды на жизнь, что и в 18 веке. Тогда Крылов убеждал читателей в том, что для организации жизни страны царь абсолютно не нужен («Почта духов», «Каиб»). В таком же освещении выводится царь в баснях первой книги. Вот он в «Лягушках, просящих Царя»:

Царь на диво был им дан

Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан.

Ну, посмотреть, так это чудо!

Одно в Царе лишь было худо:

Царь этот был осиновый чурбан.

На смену ему появляется другой, этот:

Не любит баловать народа своего:

Он виноватых ест, а на суде его

Нет правых никого.

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого, кого ни встретит он,

Тотчас засудит и - проглотит.

Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь – «пустое место», хороших царей «нет и быть не может».

Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова. В эти годы мечтаний монархии о конституции, во времена Сперанского, Крылов позволяет себе быть откровеннее в печати, чем когда бы то ни было в своей жизни.

Лягушкам стало неугодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,

На сей однако ж раз послушал их Зевес:

Дал им Царя…

Здесь, в начале басни «Лягушки, просящие Царя», Крылов единственный раз в своем творчестве использовал возможность- выразить свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому. Крылов говорит, что это вздор: вздор,нелепость – променять вольную жизнь, народную свободу на жизнь под ярмом безгранично возрастающего угнетения. Богам, пишет он, не следовало бы и слушать такой вздор. Но они поспешили, появился царь… и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее. Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, «хорошем» царе – нелепо.Всякий новый царь будет только хуже и хуже. «Так в чем же выход?» - может спросить себя читатель и вспомнить, прочитав басню до конца, о ее начале, о вольной жизни лягушек при народном правлении.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

С чьим именем прочно связывалось начало басенного творчества Крылова?

О каких новых баснях вы узнали?

5..Знакомство с басней «Лягушки,просящие царя».Презентация.

- Выразительное чтение басни.

6. Беседа

О чем эта басня?

(Крылов выразил свой единственный раз свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому).

Что же происходит в басне?

Почему нам смешно и грустно одновременно?

(Лягушки просят себе царя: … и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее: «В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит. И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит – и проглотит». Значит, мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе- нелепо.)

В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

В каких строчках заключена мораль басни?

Кто ее произносит?

7. Анализ басни И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя».

Работа с классом по данному плану, запись конспекта в тетради.

План:
1.Введение.
Басни - жанр, унаследованный со времен античности.
2.Основная часть
Главное действующее лицо басни - лягушки:
а) использование аллегории;
б) кто подразумевается под лягушками?
3.Заключительные слова Юпитера - мораль басни.
Заключение

Басни И.А. Крылова - это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.
В басне «Лягушки, просящие царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория - иносказание - одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раская- лись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя... ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки.
Заключительные слова Юпитера- это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:
«... Вам дан был Царь? - так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан - так этот очень лих;
Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»
Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

7.Итог урока.

Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?

Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?

8. Дифференцированное домашнее задание:

1) Ответ на проблемный вопрос – Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит?

2) Сопоставительный анализ басен Крылова и Лафантена по теме урока.

Опережающее задание.:

Чтение басни «Обоз», найти историческую основу.

Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.

В басне «Лягушки, просящие царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки.

Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

Являются произведениями особого сатирического жанра, который был унаследован еще с эпохи античности. Во времена классицизма басни считались «низким» жанром, и поэтому в них часто звучала простая речь, свойственная обычному разговору. Героями басни «Лягушки, просящие царя», являются обитательницы болота. Но, конечно, это умело используемая автором аллегория. Произведение датировано 1809 годом.

Сюжет

В анализе басни «Лягушки, просящие царя» школьнику необходимо рассказать о главных героях произведения. В ней рассказывается о лягушках, которые взывают к небесам с просьбой дать им правителя. И великий Зевс внимает их молитвам - дает им тихого и спокойного царя, который не омрачает жизни обитательниц болота.

Но и в этом случае лягушки начинают роптать на небеса. Ведь этот правитель ничего от них не требует. И тогда разгневанный властитель мира посылает им другого царя - такого, который карал их без суда и следствия. Снова они обратили свои молитвы к небесам. Но на сей раз Зевс не стал внимать их просьбе. Ведь теперь они виноваты сами. Глупые лягушки не ценили того, что у них имелось, а теперь им приходится расхлебывать последствия своей недальновидности. Бог отвечает им, что теперь лучше молчать, чтобы не случилось чего-нибудь еще хуже.

План литературного анализа

Анализ басни «Лягушки, просящие царя» по плану может включать в себя следующие пункты:

  1. Когда было написано произведение, кто автор.
  2. Сюжет.
  3. Главные герои, их характер (в данном случае лягушки).
  4. Какие пороки высмеивает баснописец? В этом произведении Крылов пишет о глупости лягушек, их неумении ценить имеющееся.
  5. Особенности языка басни.

Недостатки главных героев

Проводя анализ басни «Лягушки, просящие царя», учащийся может подчеркнуть: претензия на право иметь собственное мнение у лягушек не подкреплена готовностью самостоятельно принимать важные решения. Это и приводит к печальным последствиям для обитательниц болота. Баснописец изобразил образы трусливых обывателей с иронией, наделив их обликом лягушек. Чванство их заканчивается весьма трагически. Произведение вызывает грусть еще и потому, что такая ситуация нередко имеет место в реальности.

Мораль

Анализ басни «Лягушки, просящие царя» будет неполным без выделения морального аспекта. Ее читатель может найти в словах бога Юпитера, который искренне недоумевает, почему лягушки не могли жить счастливо, когда у них были для этого все условия. Эти слова вполне применимы в тех ситуациях, когда люди обладали возможностями улучшить свое положение. Однако не воспользовались этими шансами. И после этого они жалуются окружающим на несчастья.

Баснописец в иносказательной форме пишет о тех людях, которые готовы передать самоопределение в чужие руки. Они не желают организовывать свою жизнь. Словно глупые лягушки, такие люди хотят следовать распорядку, устанавливаемому извне. Однако подобные обыватели никогда не бывают довольными сложившейся ситуацией. Причиной этому может быть или реально нависшая над ними опасность, или же их глупость и неумение ценить то хорошее, что имеется. Ведь тот, кто не хочет брать ответственности за свою жизнь, обладает самыми примитивными интересами, одним из которых является бессмысленное проявление наглости и критиканство.

Чему не могут научиться лягушки

В анализе басни Крылова «Лягушки, просящие царя» учащийся может указать, что урок, который автор преподносит людям, заключается в следующем: глупо хотеть резко изменить свою жизнь, если не брать в расчет того, что общество должно меняться постепенно, в соответствии с ходом истории. И лягушки исходят только из собственных представлений о том, какой должна быть власть. Однако их ума не хватает на то, чтобы понять, в каком темпе должны развиваться общественные отношения. За это они получают наказание с небес.

Анализ басни «Лягушки, просящие царя»: особенности лексики

В басне используется немало лексических единиц, придающих произведению особую образность. Например, слово «пособить» означает «оказать помощь». А вот словосочетание «осиновый чурбан» символизирует грубость, неотесанность. Фраза «черный год» означает период времени, в течение которого приходится сталкиваться с неудачами и страданиями.