Свечи зажигания

Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему. Социальная структура: крестьянство

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века

Цель урока:

Рассмотреть особенности развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни, используя ЭОР.

Задачи:- обучающие

1. Сформировать знания об особенностях развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., используя ЭОР

    знать государственное управление и особенности политического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.

    знать основные показатели и факторы, определяющие динамику развития Российской империи;

    знать место России в мире по численности населения, структуру российского общества, используя данные документов;

    знать образ жизни городского и сельского населения Российской империи на рубеже веков.

-развивающие:

1. Развивать умение анализировать графики, картосхемы, находить в них необходимую информацию, выявлять основные признаки.

2. Развивать умения интерпретации исходной информации в новые формы (в схему).

3. Развивать умение работать в группах - эффективно сотрудничать и взаимодействовать, выслушивать разные точки зрения о политическом развитии России.

4. Развивать умения делать умозаключения, выводы по итогам дискуссии, обсуждения проблемных вопросов.

-воспитательные

1. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства переживания за судьбы российского народа.

2. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Личностные результаты:

- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе использования ЭОР;

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

Освоение социальных норм и правил поведения работы в группах;

Формирование коммуникативной компетентности в учебно – исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, поиска средств ее осуществления;

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно – коммуникативных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Умение извлекать необходимую информацию из различных источников;

Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Формирование основных теоретических знаний о состоянии российской империи на рубеже веков;

Овладение навыками нахождения и использования исторической информации на практике;

Формирование умений и навыков использования исторических знаний в оценке процессов, протекающих в современной России;

Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Тип урока - изучение новой темы

Формы работы учащихся - частично - поисковая работа, проблемное обучение, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, мультимедийная установка

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент-

Приветствие детей

Настрой на урок (организация на учебную деятельность)

Организация на учебную деятельность

II .

Изучение нового материала

Введение проблемного вопроса.

Российская империя на рубежеXIX – XX вв. была неограниченной монархией

Вопрос:

Если бы в XIX веке в Российской империи была принята Конституция, удалось бы избежать революционных событий 1917 года?

В ходе нашей совместной поисковой деятельности, вы сможете самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос.

Высказывание различных точек зрений: (предположительно)

    да, возможно;

    нет, революций избежать не удалось бы;

информационный

Интерактивная карта

Демонстрирует ЭОР № 1, интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века»

Задание № 1

Работа с интерактивной картой « Российская империя в конце XIX – начале XX века»».

Найдите в списке блоков названий интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века», покажите:

1.1. границы Российской империи:

1.2.территориальное деление государства

(губернии, автономии)

1.3.народы и народности,

Изучают информационный ЭОР

№ 1 интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века »

Изучают функции интерактивной карты.

1. 1. Находят границы Российской империи, делают вывод, что Российская империя – крупнейшее государство мира (2 место после Британской империи):

1.2. Находят на карте губернии и автономию – Великое княжество Финляндское:

1.3. Работая с текстом

проживавшие на территории государства

учебника (стр № 5), учащиеся узнают:

В соответствии с переписью 1897 в России проживало 128 млн человек.(3 место в мире после Британской империи и Китая),

На территории государства проживало более 100 народов и народностей и население было многоконфессиональное

информационный

Слайд № 2

Демонстрирует информационный ЭОР № 2,слайд № 1. 1.,схема «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века »

Задание № 2. Анализ схемы «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века ».

Изучите схему, свои ответы запишите в тетрадь.

2. 1. Сравните политический устройство Российской империи:

А. середина XVIII века.

Б. начало XX века

Учитель уточняет информацию -

Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти – законодательной,исполнительной и отчасти судебной

2.2. Каковы были символы Российской империи?

Работа с документом (стр 6 учебника)

2.3. Сделайте вывод, как свод «Основных законов Российской империи» определял место императора в политической жизни России

Проходит совместная работа с учителем.

Изучаютинформационный ЭОР №2

Слайд №1. 1.

Проводят анализ схемы.

Выявляют основную тенденцию развития государства.

Ответы записывают в тетрадь:

А. В середине XVIII сформировалась система абсолютной монархии в России

Б.К началу XX века политический строй Российской империи значительных изменений не претерпел

Официальными символами государства были государственный герб, гимн и знамя.

Император – монарх самодержавный и неограниченный.

информационный

Демонстрирует ЭОР № 3, слайд № 2, схему «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 3.Работа со схемой «Государственное управление на рубеже XIX XX веков»

Учитель дополняет информацию:

- В XIX веке автономией пользовалось Царство Польское, но она была ликвидирована после подавления польского восстания

- К началу XX векаавтономное положение сохранялось только в Финляндии

На национальных окраинах усилилась централизация управления

Изучаютинформационный ЭОР № 3

Слайд № 3

Интерпретируют схему, предложенную на слайде.

Результат работы:

Губернаторы

Департаменты

Министерства

Комиссии,комитеты

Государственный совет

Комитет министров

Император

информационный

Слайд № 4 .

Демонстрирует ЭОР № 4, слайд № 4 ., картосхему « Местное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 4.

Анализ картосхемы «Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Работа в парах.

. * Изучите интерактивную картосхему «Местное управление на рубеже XIX – XX веков», свои ответы запишите в тетрадь.

Изучают информационный

ЭОР № 4 Слайд № 2. 1.

Самостоятельная работа с картосхемой, ее анализ.

Работа в парах.

Высказывают свое мнение, заслушивают других.

Делают выводы, записывают их в тетрадь

практический

Демонстрирует ЭОР № 5, диаграммы «Население Российской империи » « Городское население России», «Пять крупнейших городов Российской империи»

Знакомит с правилами выполнения практической работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

Задание № 5. Практическая работа

« Социальная структура российского общества»

Изучают ЭОР № 6, тест

Самостоятельно выполняют практическую работу.

Проводят самоанализ и самооценку выполненной работы.

I .

Первичный контроль.

контрольный

тест 1, 2, 3

Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу «Российская империя в конце XIX – начале XX века»», тест 1, 2, 3

Знакомит с правилами выполнения контрольной работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу ««Российская империя в конце XIX – начале XX века» тест 1, 2, 3.

Проводят самоанализ и самоконтроль выполненной работы

Подведение итогов урока

Подведение итогов, выставление отметок

Взаимное комментирование результатов работы и отметок

Домашнее задание.

§ 1 , изучить параграф,

вопросы и задания на с 12,

дополнительное задание

подготовить сообщение об уровне экономического развития Нижнего Новгорода на рубеже веков

Урок истории

МБОУ « Чульская основная общеобразовательная школа»

Учитель истории Демко Е.Н
Тема урока: Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в.

Цель урока:

1.Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века.

2. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.

3. Продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.

План:

1. Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века

2. Территория и население Российской империи

3. Особенности российской модернизации

4. Политический строй. Государственные символы

5. Социальная структура

6. Образ жизни

ХОД УРОКА

1. Актуализация опорных знаний учащихся по раннее изученному материалу восьмого класса (история России 19 века).

Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе?

Как называлось наше государство в 19 веке7

Какие исторические события из истории нашего государства19 века вы помните?

Кто из императоров управлял российской империей в 19 веке?

Кто из великих деятелей культуры жил 19 веке?

Кого называли декабристами, народниками, передвижниками, западниками, славянофилами?

Какой период развития культуры 19 века вошел в историю как «Золотой век»?

2. Изучение новой темы

Территория и население Российской империи

В начале 20 века Российская империя была одной из крупнейших стран мира, более 22млн.км, занимала второе место после Британской империи.

Российская империя делилась на губернии и области. Автономию сохранили только Великое княжество Финляндское. В зависимости от России находились Хивинское ханство и Бухарский эмират.

На территории страны проживало более 128 млн. человек и более 100 народов и народностей. Существовали все основные религии. Большинство исповедовали православие. Немалая часть русского населения причисляла себя к старообрядческой церкви. Большая группа народов - татары, башкиры, горцы Кавказа, народы Средней Азии были мусульманами. Калмыки и буряты являлись последователями буддизма. Коренные народы Севера и Сибири сохраняли языческие верование.

Особенности российской модернизации

В начале 20 века. В России продолжался процесс модернизации. Россия относительно поздно вступила на путь капиталистического развития, она должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу в короткие сроки. В начале 20 века. Модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.

Политический строй. Государственные символы

Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная.

Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет. Монарх руководил страной через Комитет министров, являвшийся высшим исполнительным органом империи. Министры были ответственны только перед императором, он был не только главой государства, но и Русской православной церкви. Управление православной церковью царь осуществлял через Синод.

Гербом Российской империи был двуглавый орёл с царскими регалиями - коронами, скипетром и державой. Государственный флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: « Боже, Царя храни…»

Социальная структура

Модернизация экономики сопровождалась важными изменениями в социальной структуре общества. Модернизация разрушила сословные перегородки. Наиболее могущественным классом российского общества являлось буржуазия. Численность крупной буржуазии была незначительна, примерно 25 тыс. человек (с членами семьи 125 тыс.). Многие представители российской буржуазии занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. Текстильный фабрикант П.М.Третьяков передал в дар Москве коллекцию русской живописи. При финансовой помощи С.Т.Морозова был создан Московский художественный театр.

К началу 20в. в России было примерно 13 млн. наёмных рабочих, 2,8млн. - потомственные рабочие, остальные рабочие в первом поколении, выходцы из деревень.

Высшей социальной группой в России являлись потомственное дворянство, они владели земельной собственностью. Но и здесь происходили перемены. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало не дворянам, немногие дворяне-помещики сумели перевести хозяйство на капиталистические рельсы с применением сельскохозяйственных машин и наёмного труда. Земли закладывались и перезакладывались, продавались.

В крестьянской среде шло расслоение, всех зажиточных хозяев называли,кулаками они составляли, 2-3% крестьянского населения. На другом полюсе деревни - безлошадные хозяйства (примерно 25%). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы - таких хозяев насчитывалось до 10%.

К началу 20 века в России 2,7% населения занимались умственным трудам6 ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, артисты - интеллигенция. К 1917 году их количество составляло 1,5 млн.человек.

Образ жизни

Самостоятельная работа учащихся с учебникам.

Домашнее задание: § 1; ответить на вопросы к параграфу

ГОСУДАРСТВО И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВЕКА. К уроку в 9, 11 классах

Территория. Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).

Территория и административное устройство Российской империи. В начале XX в. закончилось территориальное оформление Российской империи. В ее состав помимо Великороссии входили: Прибалтика, Украина, Белоруссия, часть Польши, Финляндия, Бессарабия, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан Средняя Азия. В вассальной зависимости находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1914 г. под протекторат России

Соотношение городского и сельского населения в России и некоторых крупнейших странах (1908- 1914 гг.) Городское население в % Сельское население в % 15, 0 85, 0 Европейская Россия 14, 4 85, 6 Привислинские губ. 24, 7 75, 3 Кавказ 14, 5 85, 5 Сибирь 11, 9 88, 1 Средняя Азия 14, 5 85, 5 По соотношению численности Финляндия 15, 5 84, 5 городского и сельского населения Англия и Уэльс 78, 0 22, 0 Россия занимала одно из последних Норвегия 72, 0 28, 0 мест в ряду крупнейших государств Германия 56, 1 43, 9 САСШ (США) 41, 5 58, 5 Франция 41, 2 58, 8 Сельское население империи Страна значительно преобладало над городским. Из общего числа жителей 174 099 600 человек, в городах жило 24 648 400 человек, т. е. всего 14, 2% (данные 1913 года). начала XX века. Россия

Плотность населения Всё население империи, т. е. 174 099 600 человек (1913 г.), проживало на пространстве в 19 155 588 кв. вёрст Значительная часть жителей сосредотачивалась в городах, если взять только сельское население, то на одну квадратную версту приходилось 7, 8 человек. Наиболее плотно-населённым районом империи являлся Привислинский край, где на одну кв. версту приходилось 190, 0 жителей, а наименее плотнонаселённым - Сибирь, где в Плотность население России и других государств (без колоний). Страна Жителей на 1 кв. версту Россия 9, 1 Англия 157, 9 Европейская Россия 29, 6 Италия 132, 2 Привислинские губ. 120, 0 Германия 127, 7 Кавказ 30, 3 Австро-Венгрия 85, 6 Сибирь 0, 9 Франция 83, 1 Средняя Азия 3, 5 Дания 20, 5 Финляндия 11, 2 Швеция 13, 6 Бельгия 273, 1 САСШ (США) 10, 9 Голландия 177, 2 Норвегия 8, 1

Население. Ø Ø Ø Согласно переписи 1897 года – 128, 2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональная страна: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.

Национальный состав Российской империи По данным переписи 1897 г. (во время которой задавался вопрос не о национальности, а о родном языке) q великороссы составляли 43, 4 % населения (80, 5 млн чел.), q малороссы - 18, 4 % населения (33, 4 млн чел.), q белорусы - 4 млн чел. Все они официально считались "русскими", численность которых, таким образом, составляла 117, 9 млн чел. Вместе славянские народы (русские, украинцы, белорусы, а также поляки, болгары и другие) составляли порядка 75% населения империи. млн. чел % Русский язык 55, 667 44, 3 Украинский язык 22, 381 17, 8 Польский язык 7, 931 6, 3 Белорусский язык 5, 886 4, 7 Chart Title Русский язык Украинский язык Польский язык Белорусски й язык

Главных религиозных верований в Российской империи было шесть: 1. православное, к которому принадлежат русские, румыны и др. 2. мусульманское - почти вся масса турко-татар и горцы Кавказа; 3. католическое - поляки и большая часть литовцев; 4. протестантское - финны, германцы и часть литовцев; 5. иудейское - евреи 6. армяно-григорианское - армяне. Вероисповедный состав населения Российской Империи в % по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Район Православные с единоверцами и старообрядцами Иудеи Прочие христиан е Прочие нехристиан е Мусульмане Европейская Россия 83, 58 3, 30 4, 07 0, 24 0, 341) Привислинск ие губ. 74, 32 4, 46 14, 01 0, 00 34, 54 0, 47 0, 61 0, 63 12, 49 0, 32 89, 97 2, 20 0, 60 0, 28 0, 60 0, 01 6, 342) Средняя Азия 9, 18 90, 29 0, 17 0, 12 0, 16 0, 02 Финляндия 1, 90 - - 98, 00 - 0, 10 - Всего по империи 69, 90 10, 83 8, 91 4, 85 4, 05 0, 96 0, 50 Католики Протестант ы 3, 82 4, 65 7, 16 0, 05 Кавказ 50, 94 Сибирь 1) В том числе 0, 18% буддистов и ламаистов. 2) В том числе 4, 30% буддистов и ламаистов.

Грамотность населения Российской империи (без Финляндии) по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Грамотных на 1000 чел. Район Муж. Жен. Обоего пола Грамотных мужчин на 10 грамотных женщин % грамотных в населении, не считая детей до 9 лет % грамотных мужчин, не считая детей до 9 лет Европейская Россия 326 137 229 24 30 43 Привислинские губ. 342 268 305 13 41 46 Кавказ 182 60 124 26 17 26 Сибирь 192 51 123 38 16 25 79 22 53 36 6 10 293 131 211 22 27 39 Средняя Азия Всего по империи (без Финляндии)

Грамотность населения Российской империи (без Финляндии) по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Европейская Россия Привислинские губ. Кавказ Сибирь Средняя Азия Всего по империи

75 обрабатывающая промышленность 12 ремёсла и прочие промыслы 10 частная служба 4. 6 торговля 3. 8 80 70 60 50 40 30 20 ая ст н ча го то р сл уж ба сл ы ы ом пр ие оч ла ёс ре м ра ба ты ва ю щ и ая пр ьс ко пр ом е ы ш хо ле зя йс нн о тв о ст ь 0 вл я 10 С ел населения Российской империи служило сельское хозяйство, которым было занято около ¾ её жителей. Затем следует: 1. обрабатывающая промышленность, 2. ремёсла и прочие промыслы, которыми было занято около 10%, 3. частная служба (4, 6%) 4. торговля (3, 8%). В общем этими четырьмя видами деятельности было занято свыше 92, 5% населения и на долю остальных приходилось не более 7, 5%. Сельское хозяйство об Занятость населения Основной деятельностью Series 1

Сословия в Российской империи В начале XX в. в государственных документах все подданные Российской империи делились на четыре сословия ("состояния"): 1. дворянство, 2. духовенство, 3. городские обыватели (почетные граждане, гильдейское купечество, мещане и посадские, ремесленники или цеховые) 4. сельские обыватели (то есть крестьяне). Местное (нехристианское) население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное "состояние" и называлось инородцами. Эта категория управлялась по особому закону. Состав населения России (без Финляндии) по сословиям на 1000 человек, по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Дворяне и чиновники Духовенств о Почётные граждане и купцы Мещане Крестьяне Казаки Инород цы Прочие Европейская Россия 15 5 6 106 841 16 5 6 Кавказ 24 6 4 81 748 104 15 18 Сибирь 8 3 3 56 709 45 146 30 Средняя Азия 4 - 1 20 50 33 889 3 Район Всего по империи

Прочие Инородцы Казаки Крестьяне (без Финляндии) Всего по империи Мещане Почётные граждане и купцы Духовенство Дворяне и чиновники 0 100 200 300 400 500 600 700 800

В реальной жизни происходило размывание сословных перегородок, и население все более четко разделялось по классовому, т. е. экономическому, признаку. При этом особенностью России являлось одновременное существование основных классов как традиционного (феодального) общества - помещиков и крестьян, так и капиталистического - буржуазии и пролетариата. Вместе с тем внутри самих классов происходили процессы расслоения, размывания, множество людей находилось в промежуточном, пограничном состоянии между различными классами.

Социальная структура: буржуазия Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0, 02 и 0, 2 % населения.

Социальная структура: меценаты из буржуазии МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась

Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2, 8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни.

Социальная структура: поместное дворянство Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.

Социальная структура: крестьянство q. Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки (2 -3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. qзажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; q. Безлошадники– 25 %; q. Бедные (отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: ØМалоземелье; ØПлата за освобождение от крепостной зависимости; ØОтсутствие прав; ØТелесные наказания; ØКонтроль земских начальников.

Социальная структура: Интеллигенция. Количество: около 870 тыс. Умственный труд: ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др. Играла важную роль в общественной жизни.

Тест по истории России Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие страны 9 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

1. Отметьте особенность российской экономики в начале ХХ в.

1) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях
2) государственная финансовая поддержка мелким и средним предпринимателям
3) вывоз капитала в колонии
4) строительство промышленных предприятий в Сибири

2. Мировой экономический кризис разразился в

1) 1891-1894 гг.
2) 1895-1898 гг.
3) 1900-1903 гг.
4) 1905-1907 гг.

3. Крупное промышленное объединение, контролирующее производство и сбыт товаров, — это

1) община
2) цех
3) монополия
4) автономия

4. Денежная реформа 1897 г. была проведена по инициативе

1) Н.Х. Бунге
2) М.Т. Лорис-Меликова
3) С.Ю. Витте
4) К.П. Победоносцева

5. Установите соответствие между государственным органом и его компетенцией: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

Орган государственной власти

А) Синод
Б) Комитет министров
В) Государственный совет

Компетенция

1) высший законосовещательный орган при императоре
2) высший исполнительный орган
3) орган, занимающийся имущественными делами церкви
4) орган — высшая судебная инстанция

6. Государственный флаг Российской империи представлял собой полотнище

1) с белой, синей и красной горизонтальными полосами
2) с голубыми перекрестными полосами
3) с желтой, черной и белой горизонтальными полосами
4) красного цвета

7. Отходничество крестьян было наиболее характерно для регионов

1) Прибалтики и степного Юга
2) Центрального Нечерноземья
3) Средней Азии
4) Сибири

8. Отметьте черту, характерную для экономической политики российского прави­тельства на рубеже XIX-ХХ веков.

1) протекционизм по отношению к отечественной промышленности
2) стремление ограничить помещичье землевладение
3) стремление разрушить крестьянскую общину
4) попытки ограничить проникновение иностранного капитала в российскую экономику

9. Отметьте два события, произошедшие в 90-е гг. XIX в.

1) подписание закона, ограничивающего рабочий день 11, 5 часами
2) начало строительства Транссибирской магистрали
3) создание Русско-Азиатского банка
4) создание синдиката «Продвагон»

10. Какое событие конца ХIХ — начала ХХ в. произошло раньше других?

1) начало мирового экономического кризиса
2) денежная реформа
3) создание первых концернов
4) отмена выкупных платежей

Вариант 2

1. Определите черту, характерную для российского общества начала ХХ века.

1) самым малочисленным сословием было казачество
2) интеллигенция представляла собой привилегированное сословие
3) высшей социальной группой являлось поместное дворянство
4) духовенство разделялось на потомственное и личное

2. Синдикат «Продамет» был создан

1) в 1901 г.
2) в 1904 г.
3) в 1907 г.
4) в 1913 г.

3. Начало ХХ в. в экономике было ознаменовано

1) железнодорожным «бумом»
2) мировым экономическим кризисом
3) созданием первых бирж
4) появлением нового класса — буржуазии

4. С именем С.Ю. Витте связано

1) создание картеля «Нобель-Мазут»
2) создание Русско-Азиатского банка
3) строительство железной дороги из Москвы в Одессу
4) введение золотого обеспечения рубля

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой пози­ции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятия

А) монополия
Б) автономия
В) модернизация

Определения

1) самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства
2) процесс перехода от традиционного общества к обществу инду­стриальному
3) крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара
4) долгосрочные вложения капитала в экономику

6. Отметьте название гимна Российской империи в начале ХХ в.

1) «Гром победы, раздавайся»
2) «Интернационал»
3) «Боже, царя храни»
4) «Марсельеза»

7. На рубеже XIX-XX вв. сложились новые индустриальные районы

1) на Дальнем Востоке и Урале
2) в Донбассе и на Кавказе
3) в Средней Азии и Крыму
4) в Польше и Финляндии

8. Отметьте характерную черту развития аграрного сектора российской экономики на рубеже XIX-ХХ веков.

1) социальное расслоение крестьянства
2) увеличение производительности помещичьих хозяйств
3) прекращение отходничества
4) экономическое укрепление мелкопоместного дворянства

9. Отметьте два события, произошедшие в 1900-1904 гг.

1) отмена автономии Финляндии
2) создание первых синдикатов
3) введение винной монополии
4) увеличение объемов производства в легкой промышленности

10. Какое событие конца XIX — начала ХХ в. произошло позже других?

1) проведение денежной реформы
2) получение концессий на строительство КВЖД
3) создание Художественного театра в Москве
4) создание монополии «Продуголь»

Ответы на тест по истории России Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие страны 9 класс
Вариант 1
1-1
2-3
3-3
4-3
5-321
6-1
7-2
8-1
9-12
10-2
Вариант 2
1-3
2-1
3-2
4-4
5-312
6-3
7-2
8-1
9-24
10-4

В презентации представлен иллюстративный, статистический материал для характеристики России на рубеже веков. Используется видеоматериал из энциклопедии "Кирилл и Мефодий" (из-за ограничения размара загружаемого файла видео в работе отсутствует)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государство и российское общество в конце XIX - начале XX века. К уроку в 9, 11 классах

Территория. Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).

Население. Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональная страна: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.

Особенности российской модернизации Россия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно; 2 эшелон развития капитализма Модернизация носила «догоняющий характер» ; Проходила по инициативе и под контролем государства В начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.

Политический строй. Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора.

Местное управление

Николай II (1894-1917)

Император с семьей

Символика Герб Флаг Гимн «Боже, царя храни».

Социальная структура: буржуазия Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения.

Социальная структура: меценаты из буржуазии ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра

Социальная структура: рабочие

Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8

Социальная структура: поместное дворянство Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.

Социальная структура: крестьянство Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки (2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. з ажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; Безлошадники – 25 %; Бедные (отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: Малоземелье; Плата за освобождение от крепостной зависимости; Отсутствие прав; Телесные наказания; Контроль земских начальников.

Социальная структура: Интеллигенция. Количество: около 870 тыс. Умственный труд: ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др. Играла важную роль в общественной жизни.

Образ жизни Свыше 80 % населения проживало в сельской местности. Рост городов (урбанизация) Две столицы: Петербург (более 2 млн.) и Москва (чуть меньше) См учебник стр. 11-12

Городское население России