Nissan

Как производится независимая экспертиза осаго после дтп. подробная инструкция по экспертизе с правилами и особенностями

Дело № 2-472/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Вороновой В.М.,

при секретаре судебного заседания Чернухиной Е.В.,

с участием представителя истца Никитиной Т.Е., представителя ответчика Разумова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоренко С. А. к Страховому акционерному обществу (САО) «ВСК» о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

установил:

Истец Сидоренко С.А., в лице представителя по доверенности Никитиной Т.Е., обратилась в Вилючинский городской суд с иском к СОАО «ВСК» (в настоящее время Страховое акционерное общество (САО) «ВСК»), в котором просила суд взыскать с ответчика в пользу истца 61 110 рублей 70 копеек в счет возмещения убытков, в связи с причинением ущерба имуществу при использовании транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ; 20 000 рублей в счет компенсации морального вреда, а также судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 18 000 рублей, по оплате нотариальных услуг в размере 1 900 рублей, по удостоверению копии независимой экспертизы в размере 500 рублей, Кроме того просила взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере 30 555 рублей 35 копеек.

В обоснование исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 36 минут на участке дороги в районе Язвенко Н.В., управляя транспортным средством «», государственный регистрационный знак №, принадлежащим Ярославцевой А.Г., при движении задним ходом, в нарушение п. 8.12 Правил дорожного движения РФ, не убедившись в безопасности маневра, совершила наезд на припаркованное транспортное средство «», государственный регистрационный знак №, принадлежащее истцу Сидоренко С.А. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортное средство «», принадлежащее истцу, получило механические повреждения. Риск гражданской ответственности как Сидоренко С.А., так и Язвенко Н.В. застрахованы СОАО «ВСК». 28 января и ДД.ММ.ГГГГ в адрес СОАО «ВСК» было направлено заявление о возмещении убытков, с приложением всех необходимых документов. Ответа на данные заявления от страховой компании не последовало. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия, однако законное требование истца осталось без удовлетворения. В связи с невыполнением ответчиком своих обязательств, истец была вынуждена нести расходы на проведение независимой оценки причиненного ущерба в размере 9000 рублей, отправку телеграмм 710 рублей 70 копеек. Согласно заключению независимой экспертизы величина причиненного истцу в результате дорожно-транспортного происшествия ущерба составляет 51 400 рублей. Поскольку ответчиком в нарушение требований действующего законодательства обязательства по возмещению истцу причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия не выполнены, истец была вынуждена обратиться в суд, в связи с чем, понесла судебные расходы, связанные с нотариальным удостоверением документов и доверенности, оплате услуг представителя. На основании ст.ст. 15, 330, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 13, 15, 17 Закона РФ «О Защите прав потребителя», п.п. 2, 45, 46 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Истец Сидоренко С.А., о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя по доверенности Никитиной Т.Е.

В судебном заседании представитель истца Никитина Т.Е. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что ответ страховой компании она ДД.ММ.ГГГГ получила, но полагает доводы ответчика в обоснование отказа в производстве страховой выплаты не обоснованы, поскольку поддельность полиса виновника ДТП ни чем не доказана. Возражала против ходатайства ответчика о назначении судебной технической экспертизы для исследования вопроса подлинности полиса виновника ДТП, считала, что у страховой компании было достаточно времени для обращения в правоохранительные органы и проведения экспертизы в отношении данного полиса. В случае удовлетворения ходатайства ответчика, просила суд поручить проведение экспертизы экспертам ООО «Центр независимой экспертизы» в, поскольку предполагала, что эксперты экспертного учреждения предложенного ответчиком заинтересованы в результате экспертизы.

Представитель ответчика Разумов И.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил суду, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств подтверждается полисом ОСАГО, который является бланком, строгой отчетности и выпускается типографией «Гознак». С владельцем транспортного средства «», государственный регистрационный знак №, Ярославцевой А.Г., договор ОСАГО ответчиком не заключался, имеющейся у нее страховой полис серия ССС № является поддельным, и не является бланком строго отчетности выпушенным Гознак. Страховой полис данной серии и номера был выдан Карасукским отделением Новосибирского отделения СОАО «ВСК» ДД.ММ.ГГГГ на имя Карпыкова Р.А. В отношении страхового полиса, имеющегося у истца, пояснил, что данный полис был украден из Домодедовского отделения СОАО ВСК, по данному факту ответчик обращался в правоохранительные органы, которые проводили проверку. Просил, суд назначить судебную техническую экспертизу для определения подлинности страхового полиса серия №, выданного на имя Ярославцевой А.Г., поскольку считал, что юридически значимым обстоятельством в рассматриваемом споре является подтверждение факта наличия договорных отношений между ответчиком и виновным в ДТП лицом. Ответчик отрицает факт наличия таких договорных отношений, виду поддельности представленного страхового полиса, для подтверждения своих доводов просит назначить экспертизу. Указав, на видимые признаки поддельности представленного суду полиса, такие как отсутствие серии и номера бланка, неправильность расположения водяных знаков, считал, что наличие у виновного в ДТП лица поддельного страхового полиса не возлагает на страховую компанию обязательств по возмещению причиненного ущерба. Для разрешения вопроса о проведении экспертизы представил суду в качестве образцов отгруженные в ОСАО «ВСК» бланки страховых полисов серии ВВВ № – незаполненный, серии ССС № выписанный на имя Иванова А. Г., с отметкой о его списании.

Третьи лица Ярославцева А.Г. и Язвенко Н.В. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отложить рассмотрение дела не просили. Третье лицо Ярославцева А.Г. до судебного заседания представила суду страховой полис серия №.

Выслушав стороны, исходя из характера заявленных требований и юридически значимых обстоятельств, которые подлежат доказыванию, суд, рассматривая заявленное ходатайство о назначении экспертизы, приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Статься 35 ГПК РФ предоставляет лицам, участвующие в деле право представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства.

При этом, согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу ч. 1 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В соответствии со статьей 940 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования должен быть заключен в письменной форме.

Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 Кодекса) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.

Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.

Статья 957 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

В силу действующих на момент возникновения спорных правоотношений правил, страховой полис ОСАГО, является документом удостоверяющим осуществление обязательного страхования. Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации и является документом строгой отчетности, изготавливаемый типографией Гознак.

Из приведенных норм материального права следует, что бланк страхового полиса является документом, удостоверяющим заключение договора обязательного государственного страхования и возникновение у страховщика обязательств по выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Таким образом, исходя из юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному делу, в целях создания условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении заявленного спора, учитывая доводы сторон, в обоснование заявленных требований, принимая во внимание, что для правильного разрешения спора и принятия по нему законного и обоснованного решения, необходимы специальные познания, по определению подлинности бланка страхового полиса, которыми суд не располагает, суд приходит к выводу, что ходатайство стороны ответчика о назначении технической экспертизы в целях установления соответствия представленного суду страхового полиса виновника ДТП серия ССС № по способу печати и качеству воспроизведения полиграфических знаков продукции «Госзнак», на основании ст. 79 ГПК РФ, подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос об экспертном учреждении, которому необходимо поручить проведение экспертизы, суд полагает возможным поручить проведение экспертизы ФБУ «Дальневосточный региональный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции РФ, поскольку оснований сомневаться в компетентности экспертов указанного экспертного учреждения у суда не имеется, обстоятельства, вызывающие сомнения в их объективности и беспристрастности, либо указывающие на их личную, прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела отсутствуют, при этом эксперты данного учреждения не находятся в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.

Определяя окончательный круг вопросов, которые надлежит поставить пред экспертами исходя из юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, характера заявленного спора и доводов сторон, учитывая, что стороной ответчика вопросы, указанные в ходатайстве под номерами 3 и 4 самостоятельно сняты с разрешения экспертов, а стороной истца по указанным вопросам возражений не высказано, дополнительные вопросы на разрешение экспертов не поставлены, суд соглашается с представленным и уточненным представителем ответчика перечнем вопросов.

На основании ст. 96 ГПК РФ, так как ходатайство о проведении экспертизы заявлено стороной ответчика, то расходы на ее проведение возлагаются на САО «ВСК» в полном объеме.

Поскольку проведение экспертизы потребует значительного времени, при этом основания для проведения каких-либо иных процессуальных действий, связанных с рассмотрением дела, до получения результатов экспертизы отсутствуют, в целях соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, установленных ст. 154 ГПК РФ, суд считает необходимым до окончания её проведения и получения результатов в соответствии со ст. 216 ГПК РФ производство по делу приостановить.

Руководствуясь ст.ст. 79-80, 216, 224, 225 ГПК РФ, суд

определил:

Назначить по гражданскому делу по иску Сидоренко С. А. к Страховому акционерному обществу (САО) «ВСК» о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, взыскании судебных расходов, судебную техническую экспертизу по определению подлинности бланка страхового полиса серия №, выданного на имя Ярославцевой А.Г. в отношении транспортного средства «», государственный регистрационный знак №, и его соответствия продукции Гознак, осуществляющей выпуск аналогичной продукции на территории Российской Федерации.

На разрешение экспертов поставить следующие вопросы:

1. Соответствует ли бланк представленного на исследование страхового полиса серия №, выданного на имя Ярославцевой А.Г. в отношении транспортного средства «», государственный регистрационный знак № бланку аналогичной продукции, выпускаемой типографией Гознака?

2. Каким способом изготовлен бланк представленного на исследование полиса серия №, выданного на имя Ярославцевой А.Г. в отношении транспортного средства «», государственный регистрационный знак №?

3. Соответствуют ли водяные знаки представленного на исследование полиса серия №, выданного на имя Ярославцевой А.Г. в отношении транспортного средства «», государственный регистрационный знак № водяным знакам аналогичной продукции, выпускаемой типографией Гознака?

4. Какими образом на страховом полисе серии №, выданном на имя Ярославцевой А.Г. в отношении транспортного средства «», государственный регистрационный знак № изготовлена металлизированная полоса, не имитирована ли она?

Производство судебной технической экспертизы по определению подлинности бланка страхового полиса поручить ФБУ «Дальневосточный региональный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации: .

Руководителю судебно-экспертного учреждения, которому поручено проведение экспертизы, предупредить эксперта об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения и разъяснить права, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, в том числе, что эксперт обязан обеспечить сохранность представленных ему для исследования материалов и документов и вернуть их в суд вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение.

В целях соблюдения прав сторон, предусмотренных с ч. 3 ст. 84 ГПК РФ, поручить судебно-экспертному учреждению, известить лиц, участвующих в деле, о месте, дате и времени проведения экспертизы, в случае если присутствие сторон не помешает исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

Возложить на ответчика Страховое акционерное общество «ВСК» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно оплатить расходы, связанные с производством вышеуказанной экспертизы, в порядке предусмотренном ч. 1 ст. 96 ГПК РФ либо непосредственно экспертному учреждению, о чем представить суду соответствующие документы.

Предоставить в распоряжение экспертов для исследования страховой полис серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ на имя Ярославцевой А. Г. в отношении транспортного средства «», государственный регистрационный знак № с квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ; в качестве образцов - страховой полис серии ССС№ и страховой полис серии ВВВ № с дополнительный бланком.

Заключение должно быть составлено и направлено экспертами в Вилючинский городской суд Камчатского края не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Производство по делу приостановить до окончания проведения экспертизы.

Определение в части приостановления производства по делу может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья подпись В.М.Воронова

Верховный суд РФ принял важное решение, которое касается очень болезненной для многих автовладельцев ситуации.

Верховный суд разъяснил, в каких случаях, если полис автогражданки оказывается липовым, страховщик все же должен платить за ущерб.

На рынок автостраховок идет регулярный вброс фальшивых полисов. Когда после аварии фальшивку обнаруживают, страховщик отказывается оплачивать ремонт машины.

Ведь зачастую автомобилист, который приобрел такой полис, оказывается невиновным. Дело в том, что бланки, как правило, заполняют отнюдь не представители страховщиков, а их агенты, брокеры, представители и как их там далее не назови.

В итоге выясняется, что автовладелец приобрел страховку, которую страховая компания никак не собирается ему обеспечивать. Бланк - поддельный. Или скопированный. Или вовремя спрятанный от ревизии.

Причем страдает в этой ситуации не виновник аварии, а тот, кто получил ущерб. Ведь именно он сталкивается с тем, что у его визави нет полиса. А следовательно, приходится разыскивать виновника, его адрес, чтобы предъявить претензии.

И количество подобных происшествий растет. Случилось ДТП. В итоге виновником был признан водитель, у которого нет страховки. Или она есть, но незаконная. Что делать водителю, получившему повреждения? Правильно. Обращаться в суд за компенсацией.

И тут возникают довольно большие проблемы. Где найти виновника аварии? Где найти его адрес, куда направить требования о выплате? Ведь на руках у пострадавшего в аварии остается только бланк липового полиса.

Страховка ОСАГО есть, 
но она незаконная.
Что делать водителю,
 получившему повреждения?

Верховный суд разобрался в подобных ситуациях. И дал четкие рекомендации. Разъяснил, когда страховщик обязан компенсировать ущерб, даже если на руках у виновника аварии поддельный полис.

Причем в решении Верховного суда четко обозначено, что считать подделкой, а что недобросовестной работой страховщика.

Рецепт довольно прост. Когда автовладелец покупает полис ОСАГО в офисе компании, он более-менее защищен от мошенничества.

Но есть агенты, брокеры, а есть и вовсе никому не известные пункты продаж автогражданки около регистрационных подразделений ГИБДД.

Что продадут вам в качестве договора ОСАГО и соответствующего полиса в этих местах, никому неизвестно. Поэтому надо внимательно относиться к документам. Есть масса способов проверить полис на подлинность. Например, зайти на сайт Российского союза страховщиков и узнать, какой именно компании отгружался этот бланк.

После уплаты денег, заключения договора через некоторое время можно узнать, продан ли этот полис и кому, на какую машину.

Но мало кому приходит в голову устраивать такую проверку. Счастье от приобретения машины зашкаливает. В результате автовладельцы сталкиваются с тем, что легкая авария не по их вине превращается в длительную головную боль.

За побитый автомобиль страховщик не всегда вернет деньги. Но его обяжут, если полис не был объявлен в розыск. Фото: Photoxpress

Два водителя не поделили дорогу в Северо-Западном регионе России. 21 ноября 2014 года водитель Версалов врезался в машину, которой управлял шофер Божедаров. Оба автомобиля получили повреждения. Виновником в ДТП был признан Версалов. Стоимость восстановительного ремонта машины Божедарова составила чуть менее 60 тысяч рублей.

Согласно действующим правилам Божедаров обратился в свою страховую компанию за возмещением ущерба.

Ведь пострадали только два автомобиля, оба участника застрахованы по ОСАГО, пострадавших нет.

Но его компания отказала ему в выплате. Страховщик Версалова заявил, что такого полиса этому человеку не продавал.

Более того, полис с таким номером был реализован в Дальневосточном регионе и принадлежит другому человеку с другим автомобилем.

Божедаров подал иск на возмещение ущерба в отношении самого Версалова. Однако и тут ему не повезло. Суд первой инстанции не признал обоснованность его требований.

Однако апелляционная инстанция по жалобе Версалова отменила решение нижестоящего суда. Апелляция посчитала, что водитель был застрахован и возмещать ущерб должна страховая компания.

При этом суд внимательно изучил бланки полисов и установил, что документ, купленный Версаловым, может быть поддельным. На оттиске печати нанесен ИНН, который к компании-страховщику не имеет никакого отношения.

Суд даже предложил назначить криминалистическую экспертизу полиса, но от этого отказались сами участники процесса.

Тем не менее суд посчитал, что Версалов не обязан знать всех тонкостей бланков ОСАГО. Он купил полис, значит, ответственность взяла на себя страховая компания. Казалось бы тупик.

Несанкционированное использование бланков 
не освобождает компанию 
от исполнения договора

Однако Божедаров дошел до Верховного суда, у которого оказалось собственное мнение на этот счет. ВС решил, что апелляционный суд был неправ. Полис ОСАГО оформляется на бланке строгой отчетности. Эти бланки продаются страховой компании, которая распространяет их между своими агентами и несет за них ответственность. Если бланк не был реализован, компания должна его утилизировать, и это должно быть отражено в документах.

Несанкционированное использование бланков не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора.

Кроме одного случая: когда компания обратилась в полицию с заявлением о хищении данного полиса до наступления страхового случая.

Так как нет доказательства того, что полис был поддельный, и никто не стал это исследовать, то страховая компания должна заплатить по данному страховому случаю.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Но это решение дает четкое пояснение, в какой ситуации ущерб возмещает страховая компания, а в какой виновник ДТП в гражданском порядке.

Если у виновника аварии полис ОСАГО поддельный, связываться со страховщиком бесполезно. Лучше связаться с полицией, а потом предъявить виновнику иск через суд.

Если бланк полиса подлинный, но компания его не продавала, компания должна возместить ущерб пострадавшему. А именно имеется в виду следующая ситуация. Если бланк подлинный - то есть он был изготовлен Гознаком для конкретной страховой компании и продан каким-либо из страховых агентов или брокеров, при этом деньги в страховую компанию не поступали, отчетности по данному полису нет, и он числится как утраченный, но компания до наступления страхового случая подала заявление в полицию о том, что бланк с этим номером похищен, пострадавшему придется обращаться с иском к виновнику.

Проверить подлинность полиса можно прямо на месте ДТП. Либо через сайт РСА, если у водителя смартфон, либо позвонив в РСА или хотя бы в свою страховую компанию.

Напомним, что проверить подлинность полиса можно на месте ДТП с помощью смартфона.

У сотрудников ГИБДД вообще нет никаких ограничений на такую проверку.

Проблема реально существует, и мы в своей практике уже несколько раз сталкивались с ситуациями, когда у пострадавшего в ДТП оказывался недействительный полис ОСАГО и страховая компания отказывала в выплате на данном основании. Такие дела неоднозначные и вести их достаточно сложно.

В каких случаях полис является недействительным?

  1. Если существует два полиса с одинаковыми номерами. В данном полисе все настоящее, кроме того, что их два и такие полисы чаще продают в разных городах России. Если в полис ОСАГО были внесены изменения, например, подправлена дата начала или окончания действия полиса.
  2. Если полис был продан второй раз уже после окончания срока действия оригинала. Некоторые мошенники продают уже использованные полисы ОСАГО в других регионах, как новые.
  3. Если полис напечатан на недействительном бланке.
    1. Начало истории: поддельный ОСАГО

      Вот один пример из нашей практики, как могут действовать мошенники. К нам обратился мужчина, купивший полис ОСАГО у страхового брокера. Страховая компания отказала ему в выплате после ДТП.

      Мы начали разбираться, оказалось, что бланк, на котором был напечатан страховой полис данная страховая использовала только для выдачи доверенностей. К тому же такой тип ТС, который был у мужчины, страховая уже достаточно давно не принимала на страхование.

      Обращение в суд по недействительному полису ОСАГО

      Мы подали в суд от лица нашего клиента. Судом было назначено проведение независимой экспертизы, результаты которой показали, что печать на документе отличается от печати страховой компании.

      В данном случае страховая компания отказалась предоставить полную информацию о всех, имеющихся у нее печатях. Это позволило нам доказать, что, хотя, печать на договоре нашего клиента не соответствует основной печати страховой, нельзя на 100% утверждать, что данная печать ей не принадлежит. Благодаря этому нам удалось доказать в суде, что наличие или отсутствие печати на договоре не является основания для отказа в выплате страхового возмещения.

      По поводу неверного бланка страхового полиса, суд принял решение, что в данном случае присутствовала техническая ошибка. Так как бланк, хотя был не верный, но все-таки принадлежал данной страховой.

      Клиент получил страховое возмещение

      В конкретном данном случае, несмотря на все сложности, нам удалось получить компенсацию для нашего клиента. Каждый случай с участием недействительного полиса ОСАГО рассматривается отдельно и процесс может длится достаточно долго, поэтому мы настоятельно рекомендуем покупать полисы ОСАГО у надежных продавцов.

      Часто поддельные полисы ОСАГО продают значительно дешевле оригинальных. Не стремитесь сэкономить таким образом, так как вы рискуете потерять гораздо больше. И аккуратнее на дорогах!


Поводом для разбирательства стала авария, в которой пострадал гражданин А. Белов. Ответственность виновника ДТП была застрахована в «РЕСО-Гарантии». Потерпевший обратился за выплатой в компанию «Росгосстрах» в рамках прямого возмещения убытков. Страховщик отказал ему, указав, что по выданному «РЕСО-Гарантией» полису ОСАГО застрахована гражданская ответственность не виновника, а другого лица.

А.Белов обжаловал отказ. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал, что совпадение серийных номеров документов, оформленных виновнику ДТП и иному лицу, само по себе не свидетельствует о недействительности полиса виновника. В решении суда также отмечается, что ответчики не представили доказательств хищения бланка полиса. Апелляционная инстанция отменила это решение на том основании, что АО «Гознак» признал полис виновника ДТП поддельным.

Верховный суд РФ, куда в итоге обратился потерпевший, направил дело на новое рассмотрение во вторую инстанцию. «Принимая во внимание наличие двух полисов с идентичными серийными номерами, суду надлежало поставить на обсуждение сторон вопрос о назначении по делу судебной экспертизы для решения вопроса о подлинности полиса», – говорится в определении ВС. Кроме того, апелляционный суд, решивший освободить страховщика от обязанности выплачивать возмещения в связи с несанкционированным использованием бланка полиса, должен был сначала установить, обращалась ли такая компания в правоохранительные органы до даты наступления страхового случая.

«… Кроме того, апелляционный суд, решивший освободить страховщика от обязанности выплачивать возмещения в связи с несанкционированным использованием бланка полиса, должен был сначала установить, обращалась ли такая компания в правоохранительные органы до даты наступления страхового случая.»

Тут не несанкционированное использование бланка полиса, за которое отвечает страховая компания до момента подачи заявления в правоохранительные органы. Тут использование поддельных документов, которое должно расследоваться и караться беспощадно, и не СБ, а соответствующими государственными структурами.

Бесплатная юридическая консультация:


Порасплодили настолько же важных, насколько некомпетентных и воровитых чиновников, и хотим, чтобы стало лучше? Пора уже Феликса обратно устанавливать.

У меня аналогичное дело сейчас в суде (страховщики те же самые - РГС и РЕСО, подделка тоже ресо), полис ушел на Гознак на экспертизу и оттуда пришел ответ - полис поддельный, хотя водяные знаки есть, в УФ светится наравне с «честным» бланком. Что значит «Гознак признал поддельным»? Это была экспертиза или запрос или что…

А разве факт оплаты страховой премии, который можно подтвердить например квитанцией, не является доказательством заключения договора страхования? При чем тут вообще тогда подлинность полиса, и зачем его проверять?

Бесплатная юридическая консультация:


«При чем тут вообще тогда подлинность полиса, и зачем его проверять?»

Вот тут у меня нотариальная расписка от некоего гр. Кордона, в которой вышеупомянутый подтверждает факт заимствования у меня 1 млн. долларов США под 8% годовых. Только вам ее проверять не надо, потому что факт.

Поддельные полисы ОСАГО

Здесь приводится фрагмент заключения эксперта по реальному гражданскому делу. Иск частного лица к страховой компании о возмещении материального ущерба по страховому случаю.

Здесь мы продемонстрируем диагностические признаки по которым можно определить один из поддельных полисов, которые попадаются нам на экспертизу (выходные данные владельцев и полюсов изменены и не указываются).

Бесплатная юридическая консультация:


На экспертизу представлено:

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ССС №9 на имя Хххххх Г.В. на автомобиль «Хххххх Аааааа», г/н В 888 ХХ 111.

Для сравнения представлено:

Бланк страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ССС №0.

Перед экспертом поставлены вопросы: 1. Соответствует ли бланк страхового полиса серии ССС №9 образцу подлинного бланка страхового полиса серии ССС №0?

Бесплатная юридическая консультация:


(вопрос дан в редакции суда)

ИССЛЕДОВАНИЕ:

Описательную часть объектов, поступивших на исследование опускаем и переходим сразу с сравнению и описанию признаков.

1. При исследовании при помощи микроскопа «МБС-10» линий графления после текста: «Страховщик/представитель страховщика» и в дате в нижней части исследуемого бланка установлено, что данная линия графления выполнена прямолинейным штрихом. При исследовании при помощи микроскопа «МБС-10» линии графления после текста: «Страховщик/представитель страховщика» и в дате в нижней части образца бланка установлено, что данная линия графления выполнена микротекстом с повторяющимися словами: «страховой полис» (илл.2). Илл.2. Увеличенное изображение участка бланка в месте размещения текста: «Страховщик/представитель страховщика» и даты в нижней части исследуемого бланка (верхнее) и увеличенное изображение участка бланка в месте размещения текста: «Страховщик/представитель страховщика» и даты в нижней части образца бланка.

2. При исследовании при помощи микроскопа «USB DIGITAL MICROSCOPE 1000X 2,0 MP» штрихов защитной сетки в исследуемом бланке и в образце установлено наличие разрывов указанных штрихов в исследуемом бланке и отсутствие разрывов штрихов защитной сетки в бланке, представленном в качестве образца. Выявленное различие свидетельствует о том, что качество воспроизведения штрихов защитной сетки в исследуемом бланке не соответствует качеству воспроизведения штрихов защитной сетки в образце.

3. При исследовании при помощи микроскопа «USB DIGITAL MICROSCOPE 1000X 2,0 MP» микроволокон в представленном на экспертизу бланке установлено (илл.3, красящим веществом красного цвета отмечены признаки, указанные ниже): - поверхностное размещение микроволокон на бумаге; - наличие незначительного объема микроволокон на всей поверхности исследуемого бланка. Установленные признаки позволяют сделать вывод о том, что микроволокна в исследуемом бланке страхового полиса изготовлены способом припрессовывания волокон к листу бумаги. Илл.3. Увеличенное изображение участка бланка в месте размещения микроволокна в исследуемом бланке (слева) и в образце (справа). При анализе способа изготовления микроволокон на исследуемом бланке и способа изготовления микровоолокон в подлинном бланке страхового полиса (микроволокно находится в толще бумаги) установлено, что они нанесены разными способами, что позволяет сделать вывод о том, что микроволокна в исследуемом бланке являются имитацией.

Бесплатная юридическая консультация:


4. При исследовании при помощи микроскопа «МБС-10» и напросвет (при помощи сканера «EPSON 3490» защитной нити на оборотной стороне исследуемого бланке установлено (илл.4,):

Наличие металлизированных отрезков;

Наличие следов давления на данных металлизированных отрезках;

Наличие разрывов в защитной нити при исследовании напросвет.

Установленные признаки позволяют сделать вывод о том, что защитная нить в исследуемом бланке страхового полиса изготовлены способом припрессовывания металлизированных отрезков с оборотной стороны бланка.

Бесплатная юридическая консультация:


При анализе способа изготовления защитной нити на исследуемом бланке и способа изготовления защитной нити в подлинном бланке страхового полиса (защитная нить находится в толще бумаги с выходом отдельных её участков на поверхность) установлено, что они нанесены разными способами, что позволяет сделать вывод о том, что защитная нить в исследуемом бланке является имитацией. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что бланк страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ССС №5 на имя Закарян Г.В. на автомобиль «Ниссан Альмера», г/н В 865 СР 161 не соответствует образцу подлинного бланка страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, представленному для сравнения, и не является продукцией ФГУП «Гознак».

Илл. 2 Увеличенное изображение участка бланка в месте размещения текста: «Страховщик/представитель страховщика» и даты в нижней части исследуемого бланка (верхнее) и увеличенное изображение участка бланка в месте размещения текста: «Страховщик/представитель страховщика» и даты в нижней части образца бланка.

Илл.3. Увеличенное изображение участка бланка в месте размещения микроволокна в исследуемом бланке (слева) и в образце (справа).

Илл.4. Увеличенное изображение при исследовании напросвет участка бланка с оборотной стороны в месте размещения защитной нити в исследуемом бланке (слева) и в образце (справа).

При проведении исследования экспертом использовалась следующая литература:

Бесплатная юридическая консультация:


1. «Судебно-техническая экспертиза документов» Особенная часть, Вып. 2, ч. 1, М., ВНИИСЭ МЮ РФ, 1992 г.

2. Комплексное криминалистическое исследование средств защиты ценных бумаг и денежных билетов / Белоусов А.Г., Белоусов Г.Г., Кузнецов В.В., Стариков Е.В. – М. ГУ ЭКЦ МВД России, 2001.

1. Бланк страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ССС №9 на имя Хххххх Г.В. на автомобиль «Хххххх Аааааа», г/н В 888 ХХ 111 , не соответствует образцу подлинного бланка страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, представленному для сравнения, и не является продукцией ФГУП «Гознак».

Бесплатная юридическая консультация:


Фальшивое ОСАГО: ловкость рук и никакой экспертизы

Камчатка рискует остаться без страховых компаний, продающих автовладельцам полисы ОСАГО. Страховая компания «Росгосстрах» в этом году значительно сократила число оформляемых полисов автогражданской ответственности, камчатский филиал САО «ВСК» не справляется с нахлынувшим потоком желающих приобрести полис. Остальные страховые компании уже покинули камчатский рынок. Причиной ухода компаний с полуострова называют общую убыточность ОСАГО. С этим пока разбирается Российский союз автостраховщиков (РСА). Камчатку тем временем наводнили полисы-фальшивки. Именно они и последствия их оборота в крае могут стать последней каплей в чаше терпения оставшихся страховщиков.

По оценке специалистов, количество поддельных полисов ОСАГО сегодня на Камчатке приближается к 22 тысячам. Купить фальшивый полис можно где угодно: есть точки продажи, есть сайты в интернете, есть «нужные» телефоны в группах месенджеров… Цена на такие полисы варьируется от 2 тысяч до 11 тысяч рублей. Есть даже своеобразный прайс фальшивок: полис, который предназначен просто для предъявления сотрудникам ГИБДД стоит 2–3 тысячи рублей; полис от имени реальной компании, но на самом деле не настоящий, напечатанный на простом цветном принтере – 4–6 тысяч; полностью легальный от имени иногородней компании – до 12 тысяч рублей. Но и при высокой цене гарантировать подлинность такого полиса невозможно. Он может даже «пробиваться» в базе РСА, но все равно быть не настоящим, а дубликатом настоящего, выданного в другом городе.

Приобретая такой полис «без проблем», без очередей, часто без техосмотра, автовладелец считает, что разом решает главную проблему: теперь у него есть все документы, чтобы управлять автомобилем. На самом же деле он приобретает целый клубок проблем и неприятностей, причем не только для себя.

О том, какие последствия влекут за собой поддельные полисы ОСАГО для Камчатки, представители правоохранительных органов, страховых компаний, исполнительной власти края и камчатского УФАС говорили в минувшую пятницу на совещании под руководством главного федерального инспектора по Камчатскому краю аппарата полномочного представителя Президента в ДВФО Александра Шарова.

Общим лейтмотивом встречи было признание того, что ситуация с фальшивками, наводнившими камчатские дороги, настолько острая, что принимать действенные меры к ее исправлению нужно немедленно. Причем действовать придется сразу в нескольких направлениях.

Бесплатная юридическая консультация:


Создать «одно окно» и расширить штаты

Оформлять полисы автогражданской ответственности по принципу одного окна – один из путей решения проблемы. По словам директора камчатского филиала САО «ВСК» Ивана Разумова, РСА сейчас начинает реализацию в пяти российских городах пилотного проекта в виде открытия своеобразного «одного окна», где независимый агент будет продавать полисы от имени одного из крупных российских страховщиков под контролем РСА. Пять городов, которые отобраны для этого проекта, оказались примерно в такой же тяжелой ситуации, как Камчатский край. Камчатка тоже может войти в этот список при заинтересованности в этом властей и обращении к РСА.

Одновременно с этим участники совещания посоветовали и филиалу ВСК усилить свою работу по выдаче камчатцам полисов ОСАГО, чтобы не провоцировать лишний раз автомобилистов на обращение за покупкой фальшивок к сомнительным личностям. Для этого компании необходимо подумать о переносе офиса продажи в более удобное для граждан место и расширении штата специалистов, оформляющих полисы.

По словам Ивана Разумова, предпринять такие меры для компании возможно, если решить весьма непростую проблему катастрофической убыточности этого бизнеса. Причем немаловажную роль в этой убыточности играют именно фальшивые полисы, огромная часть которых выписывается именно от имени ВСК. В результате взыскания ущерба с ВСК по таким полисам компания несет просто колоссальные убытки. К примеру, за 2015 год она в виде страховых премий по ОСАГО собрала с камчатцев 41 миллион рублей, а исков от автоюристов по возмещению ущерба от ДТП к компании предъявлено на 183 миллиона. Как говорится, почувствуйте разницу и посчитайте барыши.

Судьи в роли слепой Фемиды

С одной стороны, возможность получить деньги на ремонт автомобиля по поддельному полису ОСАГО выглядит сомнительно. А при ближайшем рассмотрении и вовсе граничит с законностью – фальшивый документ, по которому получены деньги… Попахивает криминалом. На деле же получается, что сделать это возможно, причем заручившись нерушимым судебным решением.

Вот как это происходит на практике. Гражданин где-то покупает полис ОСАГО, оформленный от имени ВСК (он напечатан не на бланке Госзнака и снабжен недействующими штампами и печатями организации) и спокойно выезжает на дорогу. Попадает в ДТП. При оформлении происшествия полис предъявляется сотрудникам ГИБДД и вписывается в протокол и справку об аварии. При этом, по словам начальника УГИБДД УМВД по Камчатскому краю Ростислава Асова, сотрудники проверяют этот полис на предмет его нахождения в базе РСА путем обращения к сайту РСА. Если полис в базе не значится, то в протоколе делается об этом отметка. Если подлинность полиса вызывает у сотрудников сомнения, гражданина просят предоставить его на экспертизу. И в этот момент, как правило, полис «теряется». Гражданин просто сообщает сотрудникам, что не может предоставить его для экспертизы, потому что потерял его и не может найти. Далее гражданин обращается к автоюристам для того, чтобы они представляли его интересы в суде и в страховой компании для возмещения ущерба. При обращении в суд к иску о возмещении ущерба прикладывается копия полиса. Подлинник же, чудесным образом «найденный» к моменту судебного разбирательства, предъявляется в зале суда на обозрение и тут же убирается.

Бесплатная юридическая консультация:


«Участвуя в таких судебных разбирательствах, мы всегда говорим судьям о том, что предъявленный полис – подделка, – рассказывает директор филиала ВСК Иван Разумов, – и просим суд назначить экспертизу его подлинности. Но во всех случаях получаем отказ в проведении экспертизы. Судьи отвечают, что не видят оснований для ее проведения: дескать, полис есть, он зеленого цвета, на нем стоят печати – все нормально. При этом удовлетворяются по полной все заявленные гражданином требования о возмещении ущерба, выплате неустойки да еще и оплате морального вреда. Неустойку с нас взыскивают за то, что мы вовремя не выплатили гражданину компенсацию ущерба, усомнившись в подлинности полиса ОСАГО. Есть дела, по которым размер неустойки втрое превышает сумму ущерба. Например, по одному из дел – страховая выплата 77 тысяч и 155 тысяч в качестве неустойки за то, что не заплатили сразу. А выплаты морального ущерба и вовсе доходят до 250 тысяч рублей. При этом мы в таких случаях уверены на 99 процентов в том, что предъявленный полис нами не оформлялся и является подделкой.

Согласитесь, работать в таких условиях просто невозможно. Дошло до того, что у нас в филиале работают 7 специалистов, продающих полисы, и аж 8 человек, которые занимаются юридической защитой компании. Мы вынуждены нанимать юристов, потому что поток судебных разбирательств просто огромен. Только за 4 месяца этого года мы подали в органы полиции 123 заявления по фактам обращения в компанию граждан с поддельными полисами ОСАГО на предмет возмещения ущерба. Из этого количества полиции удалось изъять только 12 полисов, остальные оказались «утерянными». Почему камчатские судьи занимают такую позицию относительно экспертизы полисов на предмет их подлинности, нам непонятно».

Интересно, что, по словам страховщиков, все решения, принятые судами первой инстанции по описанным выше историям, поддерживаются и в апелляционной инстанции. ВСК, конечно, на апелляции не останавливается, продолжая оспаривать решения камчатских судей в Верховном суде РФ, на что уходит значительное время. Правда, по словам Ивана Разумова, есть и на Камчатке примеры, когда суд становился в делах с фальшивыми полисами на сторону страховой компании. Это происходило в том случае, если органам полиции все-таки удавалось изъять фальшивку и провести ее экспертизу. Тогда предоставленное в суде заключение эксперта решало исход дела. Либо гражданин, зная, что полис у него все-таки ненастоящий, боялся предъявить его в суде. Тогда суд отказывает в удовлетворении возмещения ущерба.

Кто ходит под статьей?

Свою позицию по вышеописанному вопросу высказал и прокурор Камчатской транспортной прокуратуры Дмитрий Лосев. По его словам, от начала и до конца любая история хождения поддельного полиса ОСАГО носит на себе налет криминала. Это должен сознавать каждый автомобилист, который решается на покупку такого полиса. «Кроме статьи УК РФ, предусматривающей наказание за изготовление поддельного документа, есть статья, предусматривающая и наказание за его использование. Если вы купили поддельный полис и храните его дома – это одно. А если вы его предъявляете сотрудникам ГИБДД, тем более приносите в суд для получения возмещения ущерба – это совершенно другое. Эти действия уже образуют состав преступления. Рассматривать такие факты с уголовной точки зрения обязаны органы полиции. А есть еще и 33 статья УК РФ, предусматривающая ответственность за предоставление заведомо ложных доказательств в гражданском суде. Применение этих статей на практике уже могло бы снизить число поддельных полисов процентов на 30–40».

Пока же камчатскими полицейскими с начала 2016 года было возбуждено 5 уголовных дел по фактам использования поддельных полисов ОСАГО. Органами ГИБДДводителей привлечены к ответственности за отсутствие полисов.

Бесплатная юридическая консультация:


Все вышеперечисленные факты легли в протокол межведомственного совещания, одним из решений которого стала необходимость проведения встречи в середине июня уже с приглашением представителей судейского корпуса. На ней предстоит выяснить: почему же на Камчатке так просто получить деньги по полису ОСАГО, который является поддельным.

Единая база ОСАГО (проверить полис)

На сегодня база страховщиков позволяет проверить ОСАГО разными способами: по номеру полиса, по номеру машины и т. д. И наоборот – по номеру страховки, к примеру, можно узнать номер машины. Всего есть три варианта проверки:

1. Проверка статуса бланка по его номеру. Проверить бумажный или электронный полис ОСАГО по базе данных АИС РСА (Российского Союза Автостраховщиков) и узнать срок его действия можно ниже.

Эта форма для проверки как бумажных полисов, так и электронных полисов серии ХХХ, купленных через интернет! Обычно, электронная страховка попадает в базу сразу после оформления, но иногда из-за загруженности базы это может занять несколько дней. Правильный статус для действущей страховки – «находится у страхователя» (но если сразу после покупки статус всё ещё «находится у страховщика», то это может быть нормально – агент мог не успеть внести в базу изменения, подождите пару дней и только потом бейте тревогу). Однозначно «плохие статусы» полиса ОСАГО – это «утратил силу» (почему именно утратил силу можно будет подробнее посмотреть по проверке ниже) или «утерян». Статус «напечатан производителем» означает, что такой бланк даже не был передан страховщику.

Бесплатная юридическая консультация:


Такая проверка не дает 100% уверенности, что перед вами действительный полис (ведь мошенники могли сделать «дубликат» настоящего бланка), но позволяет отбраковать явные подделки и украденные бланки. А вот чтобы исключить «дубли» надо проверить, какая именно машина застрахована по вашему полису…

2. Узнать какой автомобиль застрахован по определенному бланку. Помимо госномера, ВИН-кода или номера кузова, в результатах можно узнать более подробный статус бланка, к примеру, почему именно страховка не действует (могли досрочно прекратить договор или полис мог быть утерян страховой):

3. Узнать номер полиса ОСАГО по госномеру, VIN или номеру кузова + проверить, вписан ли водитель в страховку. Это проверка обратна предыдущей, здесь по данным машины вы узнаете в какой страховой компании она застрахована, номер полиса и его тип (с ограниченим или неограниченая). Проверка по ВИН – наиболее полная. По госномеру ищется только если эти сведения передал страховщик (они не всегда это делают).

Если страховка с ограниченным списком водителей, то система предложит по номеру и серии водительского удостоверения проверить, вписан ли определенный водитель в страховку (это опция появляется на втором шаге после).

Если вы недавно вписывали кого-нибудь в свой полис ОСАГО или вносили другие изменения в данные, то по нормативам страховые обязаны в течение 5 дней внести изменения в базу РСА. Поэтому не пугайтесь, если через пару дней изменения ещё не отобразились в базе АИС РСА.

Бесплатная юридическая консультация:


Последняя проверка полезна ещё и для того, чтобы проверить перед покупкой подержанный автомобиль. Ведь наличие двух одновременно действующих полисов ОСАГО на одном VIN-номере (или ГРЗ) может быть «звончком» о том, что авто – «двойник». В этом случае рекомендую также проверить VIN по базе техосмотра (в этом случае плохой знак то, что машина регулярно проходит ТО то в одном регионе, то в другом).

4. Помощь автоюриста по вопросам ОСАГО: Если вы столкнулись с тем, что ваш полис судя по базе поддельный или у вас есть другие юридические вопросы, связанные с ОСАГО, то вы можете получить бесплатный ответ юриста в форме ниже:

Верховный суд РФ пояснил, когда за подлинность полиса ОСАГО отвечает страховщик

Верховный суд РФ разъяснил, что делать водителям, которые столкнулись с фальшивым полисом ОСАГО после ДТП. Об этом пишет «Российская газета».

В своем обзоре ВС РФ дал четкое понятие о том, какой полис следует считать поддельным и что можно отнести к недобросовестной работе страховщика.

Бесплатная юридическая консультация:


ВС описал ситуацию, в которой два водителя в Северо-Западном регионе РФ попали в ДТП в 2014 году. Оба автомобиля получили повреждения, ремонт машины потерпевшего оценили в 60 тысяч рублей. Тот обратился в свою страховую, но получил отказ, поскольку компания виновника заявила, что такой клиент у них не числится.

В процессе выяснилось, что полис с таким номером уже выдан совсем в другой части страны другому человеку.

Потерпевший в ДТП обратился в суд, но там его требования назвали необоснованными. Помогла апелляционная жалоба - установили, что водитель был застрахован по всем правилам и страховщик обязан возместить ему ущерб.

Суд изучил полис виновника ДТП и решил, что документ может быть поддельным - на нем обнаружен номер ИНН, который не имеет отношения к указанной на бланке компании. Планировалось провести криминалистическую экспертизу, но участники процесса от нее отказались.

В итоге суд решил, что виновник ДТП не обязан знать все особенности бланков ОСАГО - полис он приобрел, а значит, ответственность лежит на компании.

Бесплатная юридическая консультация:


Возникла тупиковая ситуация, и пострадавший добрался до Верховного суда, который решил - страховая компания несет ответственность за использование своих бланков, эти документы подлежат строгому учету, фирма распространяет их среди своих агентов и отвечает за их применение. Если бланк никому не продали, то его следует утилизировать и указать это обстоятельство.

«Несанкционированное использование бланков полисов не освобождает страховую компанию от исполнения договора, однако страховая компания освобождается от выплаты возмещения, если до наступления страхового случая она обратилась в полицию с заявлением о хищении бланков полисов», - говорится в решении ВС.

Экспертиза «фальшивого» полиса ОСАГО

Здравствуйте, подскажите по такому вопросу. Я участник ДТП с двумя пострадавшими (не виновник). Страховая компания виновника отказывает мне в выплате по ОСАГО ввиду «фальшивого» полиса (полис-двойник) у виновника ДТП. С самого виновника взять нечего, а сумма ущерба более 500тр. В ходе суда была назначена экспертиза полиса и его признали «настоящим», но потом по запросу страховой компании виновника была проведена повторная экспертиза тем же экспертом и результат обратный (сослались на гос. знак). Что в таких случаях делать, когда показания эксперта резко поменялись? Заранее спасибо за ответ.

Ответы юристов (3)

Добрый день! для начала необходимо изучить обе экспертизе, выявить причины разных выводов эксперта, если имеются вопросы, то вызвать эксперта в суд для дачи показаний, и уже после показаний, если есть основания, ходатайствовать перед суд о назначении повтороной экспертизе, но уже в ином экспертном учрждении.

Бесплатная юридическая консультация:


Уточнение клиента

Спасибо за оперативный ответ.

Есть предположение, что эксперту проплатили. Стоит ли написать заявление в полицию для проверки эксперта из-за изменения результатов показания экспертизы?

Есть вопрос к юристу?

не могу ответить однозначно, если имеются явные тому подтверждения, так как существует ответственность уголовная по ст.306 УК РФ, и тут необходимо быть осторожным в своих предположениях.

Уточнение клиента

не на прямую обвинять во взятке, а как бы жалоба на разные показания

Бесплатная юридическая консультация:


вам откажут, так не усмотрят повода для возбуждения дела.

Уточнение клиента

Юрист, занимающийся моим делом не предлагает ничего иного, как попробовать обратиться в мою страховую компанию (но, напомню, были 2 пострадавших в ДТП) или в РСА. На всех судах я лично не присутствовал. И в начале дела юрист уверенно утверждал, что выиграет суд со страховой.

Ищете ответ? Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Без прохождения этапа оценивания повреждений в машине после ее столкновения с другим автомобилем не проходит ни одна процедура оформления страхового случая по ОСАГО.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При этом оценку провести может как эксперт, присланный страховщиком, так и вызванный потерпевшим.

Если потерпевшему в ДТП нужно доказать свою правоту или же он сомневается в результатах экспертной оценки проведенной специалистом из страховой фирмы, тогда обычно и пользуются услугами независимой оценки.

Но перед этим следует изучить все тонкости такой процедуры, защищает ли закон интересы водителей и какие цены встречаются на рынке подобных услуг за оказанную экспертную услугу.

Что это такое

Независимая экспертиза для страхового случая – это результаты оценивания специалистом реального ущерба, причиненного машине в аварии, который складывается из обобщающей стоимости поврежденных деталей, которые следует отремонтировать или заменить новыми элементами.

Как только произошло ДТП, так сразу же страховая компания присылает своего экспертного оценщика для установления цены реального ущерба.

При помощи таких услуг, как независимая экспертиза ОСАГО, замена или ремонт можно выбрать по усмотрению клиента или рекомендации страховщика.

Страховая выплата рассчитывается на основания результатов оценки в любом случае, но на эту сумму можно просто выбрать, ремонтировать автомобиль или получить деньги и на них самому произвести ремонт, найдя свой автосервис.

Как прописано в законе

Каждый независимый экспертный оценщик должен подходить по всем параметрам, утвержденным на уровне законодательных норм и требований к данной профессии.

Требования к страховым и прочим экспертам прописаны в специально созданном , находящемся и по сей день в действующей редакции.

Основными положениями такого закона являются следующие постулаты:

  1. Эксперт обязан состоять в специальном совете – быть членом экспертного совета, организации, которая может саморегулироваться ().
  2. Эксперты должны следовать своей профессиональной типовой этике ().
  3. Каждый эксперт должен иметь соответствующую квалификацию ().
  4. Деятельность эксперта, его ответственность в обязательном порядке должна быть застрахована ().
  5. По итогам проведения оценки эксперт обязан выдать отчет () и акт.
  6. Права заказчика-водителя, а также и его обязанности по договору с экспертным оценщиком прописаны в .
  7. А все требования к договору, заключенному между водителем и оценщиком, указаны в статье закона .

Акт и отчет по итогам оценки может составлять только такой специалист, у которого есть образование по следующим специализациям:

  • эксперт-техник по страхованию ОСАГО;
  • экспертиза по техконтролю, диагностированию автомобилей, машин или мототранспортных средств;
  • эксперт по проведению расследований ДТП.

Весь закон, конечно же, касается и других направлений в проведении экспертизы, например, при оценке недвижимости. Но он касается также и оценщиков в автомобильной сфере.

Кроме этого законодательного положения эксперты еще могут руководствоваться также и закона «Об ОСАГО» от 25.04.02 г., в редакции от 03.07.16 г.

Такая экспертиза обычно сонастраивается с «Правилами проведения экспертизы независимыми оценщиками ТС», утвержденными Банком России, а также Приказом Минтранса России.

К правилам проведения осмотра в таком Приказе относятся следующие:

  • полный осмотр автомобиля;
  • нахождение настоящих причин, повлекших за собой аварию;
  • какие методы и технологии по ремонту авто рекомендованы;
  • определение степени трудоемкости восстановительных работ.
  • нахождение предварительной стоимости ремонтных работ.

У каждого эксперта должно быть высшее образование, подтверждающее право проводить его оценочную деятельность.

Могут быть подтверждением также и другие, дополнительные документы, так или иначе связанные с деятельностью экспертного оценщика.

Стоит ли делать

Несмотря на изменения в законодательстве в отношении законного непринятия отчетов независимых экспертов страховыми организациями, тем не менее, независимая оценка авто, попавшее в аварию, нужно для иных целей.

Например, при помощи такой оценки можно доказать утрату товарной стоимости восстановленного после ДТП авто по полису ОСАГО, и отсудить ее после досудебной претензии у страховой компании через заседание суда.

Как бы там ни было, но без независимой экспертизы сегодня не обходится практически ни одно решение страховой компании по выплате премий на основании полиса ОСАГО.

Кроме того, если возникнут споры со страховой компанией, которая вообще отказывается платить, то при досудебном урегулировании результаты независимой экспертизы можно приложить к претензии, а потом и к судебному иску, если страховщик будет продолжать отказывать в начислении страховой премии.

Если водитель торопиться и хочет получить страховку от компании, где он покупал полис ОСАГО, побыстрее, то тогда для него нет никакого смысла дополнительно приглашать еще и независимую сторону для проведения оценки повреждений.

Но тогда он должен понимать, что рискует получить страховку в неполном объеме. Заниженную, чем при честной экспертизе. В любом случае, право на независимую экспертизу по ОСАГО имеет любой водитель, любой автовладелец.

После выплаты страховки, в принципе, также можно проводить независимую экспертизу, но тогда машина должна быть предоставлена на осмотр в неотремонтированном виде.

Это значит, что страховку лучше тогда получать в денежном выражении, а машину пока не спешить ремонтировать, если вы сомневаетесь в страховой компании.

Кто является независимым оценщиком

Любой экспертный оценщик, который не трудится на благо страховой организации, называется независимым.

И даже, если страховщик перед подписанием договора ОСАГО с клиентом убеждает его, что готов будет предоставить услуги независимого оценщика в случае ДТП, то это неправда.

Любой оценщик, присланный страховой всегда будет заинтересован в выгоде для своего косвенного работодателя, страховой компании, а не в выгоде клиента. А страховой выгодно, как можно меньше заплатить клиенту компенсирующих страховых выплат по полису ОСАГО.

Вот почему их эксперты (а для страховых организаций это «свои» эксперты) зачастую занижают убытки, причиненные в результате аварии, в результате чего происходит недоплата страховки.

Влияние зависимого эксперта на страховку заключается в следующем:

  1. Искусственное снижение стоимости деталей, которые необходимо заменить или отремонтировать.
  2. Исключение из ремонтных работ некоторые виды восстановления деталей.
  3. «Ошибочное» заключение эксперта о том, что повреждения были уже до аварии на машине.
  4. Те детали, что не подлежат замене, включает в перечень конструктивов, которые нужно заменить.
  5. Снижение одного часа работы ремонтной мастерской.

Ни для кого не секрет, что всю процедуру независимые эксперты проведут как надо, без какого-либо искусственного снижения тех или иных параметров.

Ориентируясь на вышеприведенные хитрости можно внимательно изучить отчет после проведения, чтобы понять, стоит ли нанимать независимого специалиста, или страховой агент сделал все правильно.

Независимый эксперт сможет предоставить следующие виды услуг:

  1. Определение точного объема стоимости поврежденных конструктивов и деталей.
  2. Установление характера и величины повреждений для определения объема работ для СТО.
  3. Окончательное выявление виновной стороны.
  4. Расчет УТС – утраты товарной стоимости автомобиля после аварии.
  5. Нахождение и выставление оснований для обращения в судебную инстанцию.

На рынке юридических и прочих услуг для автомобилистов существует очень много независимых фирм, где аварийные комиссары, страховые или автоюристы, экспертные оценщики, адвокаты и прочие специалисты готовы предоставить свои услуги за умеренную цену и без вовлечения в интересы страховых служб.

И зачастую на практике выходит так, что именно результаты независимых специалистов отличаются на порядок от результатов оценки, произведенной специалистами, присланными страховыми компаниями.

Правила проведения

Самое главное правило для каждого автомобилиста – это присутствие на самой экспертизе, чтобы весь процесс прошел правильно, без каких-либо махинаций и манипулирования данными по побитой машине.

Нужно понимать также, что независимая экспертиза после выплаты ОСАГО может проводиться до того, как машину отвезут на ремонт.

Точно также касается и того времени, когда страховка еще не выплачена – не стоит торопиться с ремонтом машины, пока вы не взыщите со страховой компании всех выплат, которые причитаются по расчетам независимого оценщика.

К общему порядку проведения независимой оценки относятся следующие шаги:

  1. Сначала нужно выбрать подходящую юридическую или экспертную компанию.
  2. При обращении подается заявление и обговаривается дата и время встречи для проведения осмотра побитого авто.
  3. Страховщик и виновник аварии всегда предупреждаются заранее о том, что будет проводиться независимая оценка автомобиля.
  4. После подачи заявления и обсуждения цены за экспертные услуги заключается между экспертом и заявителем договор.
  5. Перед сдачей в осмотр автомобиль должен быть хорошо вымыт, все из багажника убрать. Если, вдруг, капот, багажник не открыть, то нужно заранее об этом предупредить исследователя.
  6. Подготовка всех документов, касающихся самой машины или, если есть – документы на повреждения по машине.
  7. Проведение осмотра машины.
  8. Составление акта и отчета с указанием окончательной цены убытков, определение перечня ремонтных работ и прочие пункты, связанные с восстановлением машины.
  9. Расчет стоимости работ по ремонту авто с составлением сметы, и включением стоимости тех деталей, которые следует заменить.
  10. Определение уровня износа на основании нормативов, указанных в законе «Об ОСАГО» №40-фз от 25.04.02 г., в окончательной редакции на сегодня от 03.07.16 г. (ст. 12.1).
  11. Определение УТС – потери рыночной стоимости автотранспортного средства. Не во всех случаях может потребоваться, но все, же проводится.
  12. Нахождение рыночной стоимости в среднем значения стоимости машины незадолго до аварии. Делается это для того, чтобы определить годные остатки.
  13. Рассчитывается стоимость годных остатков в том случае, если автомобиль поврежден настолько, что восстановлению не подлежит.

Процедура оценки, как правило, быстро не происходит. Для нее следует выделить стандартно как минимум 5 дней, и как максимум – 7 дней.

Так долго исследуются повреждения потому, что нужно определить не только внешние разрушения элементов машины, но и провести диагностику внутренних агрегатов и конструктивов.

На процедуре проведения оценки имеют право присутствовать не только автовладелец, но также и представитель от страховой компании, и виновник ДТП.

Цена и оплата независимой экспертизы по ОСАГО

Если на расчеты страховой премии влияют параметры ущерба, а также самой машины, то на услугу независимой экспертизы влияют другие факторы.

К ним будут относить:

  • регион РФ;
  • компания юридических услуг;
  • объем и количество тех повреждений, что получились при столкновении автомобиля с другим участником ДТП;
  • наличие или отсутствие дополнительных услуг – например, это может быть, выезд на место эксперта, оценка УТС как вторичная услуга, или помощь правовая.

В среднем по регионам или крупнейшим городам России можно отметить цены независимых экспертов в среднем значении и в диапазоне максимума и минимума тарифов.

Удобнее всего будет изучить цены экспертов при оценке ущерба по ОСАГО в специальной таблице.

Стоимость услуг независимых экспертных оценщиков по регионам и городам России:

Название города или региона Стоимость услуг экспертов по минимуму Стоимость услуг экспертов по максимуму
Москва 3000-3500 12000-15000
Московская область 2500-3000 10000-12000
Санкт-Петербург 2500-3000 10000-13000
Ленинградская область 2050-2500 7000-10000
Архангельск 1500 5500
Челябинск 3000 12000
Пермь 1500-1800 4000-5000
Иркутск 2000 9000
Новосибирск 2000-3500 14500-15000
Тверь 1200-1000 5500-6000
Екатеринбург 3000 14000
Казань 1000 5500
Тюмень 2500 7000-8000
Волгоград 1500-2000 6000-7000
Псков 2000 12000
Владивосток 3000 13000-15000
Омск 1000 5000
Нальчик 2500 10000
Симферополь 1000-2000 6000-10000
Краснодар 2500 8000

В целом можно сделать вывод, что по крупным административным округам и центрам минимальный размер стоимости услуг фирм, предоставляющих услуги независимых экспертов, составляет около 3000-3500 рублей .

А максимальные показатели по крупным городам – 14000-15000 рублей . Конечно же, на размер будет влиять не только сложность экспертизы, но еще и возможность предоставить клиенту самое обширный пакет услуг.

Все оплаты за такие услуги сначала проводить сам потерпевший, но после того, как судебным решением удовлетворится его иск, ему эти суммы возместит страховщик, правда, после предварительного проведение еще и судебной экспертизы.

Потому как по судопроизводству полагается, чтобы все издержки, затраченные на юристов, экспертных оценщиков, оплату госпошлины, судебные издержки и прочие затраты, были погашены ответчиком.

Выплаты

Независимая экспертиза на величину страховых выплат существенно повлияет, но только лишь через судебное разбирательство.

Очень часто страховщики не принимают оценку независимой экспертизы, а только лишь оценку «своего» эксперта. Тогда нужно просто подать сначала претензию, получить отказ также в письменном виде.

А потом уже подается иск в суд на страховую компанию. И тогда есть все шансы получить недостающие выплаты, но уже согласно решению суда.