Mazda

«После бала. «После бала» главные герои После бала краткое содержание по главам толстой

“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь.

Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра.

Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б... Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна.

Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна.

На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки. Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные - думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец. Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью.

Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило... счастья”.

Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка.

Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались. “Что они делают?” - спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”.

Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым. Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на ба^у. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били. Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника. Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее. Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.

О рассказе. Данное произведение показывает жизнь и нравы дворянского общества того времени.

Что послужило началом рассказа Ивана Васильевича

Девушка была красива и стройна. Высокая, статная. В ней чувствовалась порода. Он не мог не заметить ее. Ей любовались все женщины, мужчины. Она парила по залу в бело-розовом платье. Карие глаза смотрели с нежностью. Когда она улыбалась, на румяных щечках появлялись ямочки.

Это была любовь, но не физическая. Он не мечтал обладать ей, как женщиной. Варенька была недосягаема, словно богиня. В знак симпатии, девушка подарила ему перышко из веера, которым обмахивалась весь вечер.

Танец дочери и отца

Следующий танец Варенька танцевала с отцом. Это был немолодой мужчина. Полковник. Красивый, статный. Лицо военного украшали шикарные усы. Пара кружила по залу, привлекая всеобщее внимание. Иван обратил внимание на сапоги полковника: старые, изношенные до дыр. Он понял, что все средства отец тратил на единственную дочь, забывая о себе. Иван парил в облаках. Он был счастлив. Все мысли были о возлюбленной. Вернувшись домой парень долго не мог уснуть, проворачивая в голове события прошедшего дня.

Расправа над солдатом или истинное лицо отца Вареньки

Бессонница вконец измотала Ивана. Он решил прогуляться по ночному городу. Ноги сами привели к дому Вареньки. Во дворе дома играла музыка. Звуки флейты переплетались с барабанной дробью. Громкая, неприятная мелодия, раздражавшая слух. Парень видит, как через строй солдат гоняют татарина, избивая палками. Командовал парадом полковник, отец Вареньки. Он был страшен в гневе. Лицо перекошено от ненависти. Заметив Ивана, полковник сделал вид, что не знаком с ним и отвернулся.

Эпилог

Иван не мог отойти от увиденного. Сцена избиения стояла перед глазами. Он не понимал, почему все молчали. Неужели это правильно истязать человека до полусмерти. Так и не смог Иван найти оправдание жестокости полковника. Одно теперь парень знал четко, на военную службу он ни ногой. Любовь к Вареньке вместе с этим эпизодом пошла на убыль. Вот так жизнь человека перевернулась в одночасье, изменив планы и направив по другому пути.

Год: 1903 Жанр: рассказ

Главные герои: рассказчик Иван Васильевич, полковник, дочь полковника Варенька.

Л.Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году. Сюжет произведения основан на реальных событиях, которые произошли с его братом.

В кругу товарищей прошла беседа о том, может ли внешняя среда оказать влияние на жизнь человека. Иван Васильевич поделился историей из своей биографии, которая полностью изменила его жизнь.

Его повествование начинается с бала, который состоялся в последний день масленицы. На балы и светские вечеринки он любил ходить в юности. Иван Васильевич безумно рад общению с возлюбленной, что всё вокруг кажется ему восхитительным: гостеприимные хозяева, шикарные одеяния, прекрасный зал, живая музыка. Весь вечер Иван не отводит глаз с любимой. Варенька была миленькой, наивной девушкой, лет восемнадцати. Он не отходил от красавицы ни на шаг, танцевал только с ней.

Пообедав, хозяйка дома уговорила полковника станцевать мазурку со своей дочкой. Все гости любовались танцем Петра Владиславовича и его дочки Вареньки. Сам Иван восхищался варенькиным отцом и проявлял к нему самые нежные чувства.

Под сильным впечатлением того дня, Иван Васильевич, вернувшись домой, не мог спать всю ночь. Герой решил прогуляться по городу. Сам город и прохожие казались ему милыми. В глазах блеск, на лице улыбка, он сиял от счастья, пока случайно не оказался возле дома полковника, отца Вареньки. Он был поражен увиденной картиной. По приказу вышестоящих органов, солдаты избивали палками татарина за побег. Последний умолял помиловать его. Спина бедняги была алого цвета, исцарапанная, влажная от крови.

Начальником, который руководил всей этой операцией, был Петр Владиславович. Увидев Ивана Васильевича, он сделал вид, что с ним не знаком и продолжил свое дело.

Главный герой еще долгое время не мог «очухаться» от ужасной картины, которую ему довелось увидеть. Иван долго пытался разобраться в поступке полковника. Но не смог найти ему оправдания. Иван Васильевич чувствовал ужас, страх и разочарование. Таким образом, полковник предстал перед Иваном бесчувственным офицером, не знающим милосердия, тираном.

Это событие полностью изменило его жизнь. Иван прекратил отношения с Варенькой. Не стал он офицером, так как его морально-нравственные принципы не позволили служить ему на благо отечества с жестокими и непродуманными законами.

Рассказ «После бала» актуален и по сей день. Произведение учит своего читателя доброте, отзывчивости, состраданию, толерантности, честности.

Читать краткое содержание После бала Толстого (подробнее)

В компании товарищей зашла речь о том, что для самосовершенствования, человеку следует создать соответствующие условия жизни. Иван Васильевич, который принимал участие в беседе решил поведать историю из своей жизни. По его словам эта история изменила всю его последующую жизнь.

В молодости был он влюблен в одну девушку, звали ее Варвара. Девушка была очень привлекательной и к тому же обладательницей стройной фигуры. Она имела хорошую осанку, у нее был величественный вид. Но несмотря на ее царственный вид, у нее была замечательная, ласковая улыбка, которая манила окружающих.

Иван Васильевич тогда еще был молодым студентом. В университете, в котором он учился не было кружков. Ребята из университета были молоды, любили кутить и веселиться. Иван Васильевич был красивым, смелым, веселым и богатым парнем. Любимым его развлечением были балы. Он любил танцевать, у него это хорошо получалось.

Как-то ему посчастливилось попасть на бал. Там был хороший буфет, отличные музыканты и много шампанского. Несмотря на то, что Иван Васильевич был любителем шампанского, в тот вечер он не употреблял алкоголь. Он был одурманен любовью, весь вечер он танцевал с Варварой. Ею любовались все без исключения, она приковывала к себе восхищенные взгляды как мужчин, так и женщин.

В третьем часу ночи, когда настала пора ужина, девушка обратила внимание Ивана Васильевича на своего отца. Он был высоким, красивым человеком со статной фигурой и радостной, даже ласковой улыбкой. Он был в звании полковника, его широкую грудь украшали ордена. Хозяйка бала хотела, чтобы он станцевал со своей дочерью. Поначалу полковник стеснялся и отказывался танцевать, но потом взял Варвару за руку и несмотря на возраст и достаточно грузную фигуру, бойко пустился в пляс. Все присутствующие умилялись ими и следили за каждым движением их танца.

Ивана Васильевича поразили сапоги полковника, они были совершенно немодными, домодельными с четвероугольными носками. Это говорило о том, что старый полковник отказывал себе во всем, ради своей дочери. В конце танца полковник стал на одно колено, а затем нежно обнял свою дочь и поцеловал ее. На ужин полковник не остался, сославшись на то, что нужно рано вставать.

После ужина Иван Васильевич опять кружился в танце с великолепной Варварой. Его счастью не было предела, он был поглощен чувством любви к ней целиком и полностью.

Вернувшись домой под утро, Иван Васильевич не мог заснуть, его мысли заполняла нежная Варвара. Ее перчатка и перышко от веера остались у него, он думал о прекрасной девушке. Он вспоминал ее танец с отцом, восхищенные взгляды окружающих людей. Иван Васильевич испытывал трепет, чувство умиления и огромную, всепоглощающую любовь.

Жил он тогда со своим братом, теперь его уже нет в живых. Брат его подготавливался к экзамену, вел правильный образ жизни, не любил вечеринки и не ездил на балы. В тот момент брат спал, Иван Васильевич смотрел на него и сожалел, что брат не мог разделить с ним минуты счастья.

Иван Васильевич не мог заснуть, поэтому оделся и вышел на улицу. Было уже светло, примерно семь часов утра. Стоял туман, дорога была в воде от таящего снега.

Иван Васильевич стал двигаться в сторону дома Варвары, он располагался в конце города на большом поле. Когда Иван Васильевич вышел на поле, он заметил вдалеке какое-то гуляние, была слышна музыка. Однако, она была какой-то жесткой и совсем непохожей на недавнюю нежную музыку, звучавшую на балу.

Иван Васильевич стал двигаться в направлении доносившихся звуков и вскоре увидел людей в черных одеяниях. Присмотревшись, он понял, что это солдаты. Кузнец, который шел перед Иваном Васильевичем поведал, что это солдата наказывают за побег.

По мере приближения солдат, Иван Васильевич увидел наполовину раздетого татарина, которого вели офицеры. Рядом с ними шел высокий, статный человек, он показался знакомым Иван Васильевичу. У него была решительная походка, это был полковник, отец его любимой Варвары. Привязанный человек шел босыми ногами по таящему снегу, с двух сторон на него сыпались удары. На лице татарина отражалось страдание, он молил о пощаде. Спина этого человека напоминала кровавое месиво. Ивану Васильевичу стало дурно. Он увидел, как полковник быстрой походкой подошел к одному из солдат. Он ударил его перчаткой по лицу за то, что молодой солдат не достаточно сильно бил наказуемого человека.

Полковник оглянулся и встретился взглядом с Иваном Васильевичем, он сделал вид, будто они не знакомы.

В беспамятстве Иван Васильевич добрался домой, он пребывал в ужасном состоянии от увиденного зрелища. Он думал о поведении полковника, вспоминал жалобный вид татарина. У Ивана Васильевича не укладывалось в голове, как полковник из милого человека с ласковой улыбкой, превратился в жесткого начальника. Заснул он ближе к вечеру и только после того, как напился с товарищем.

В дальнейшем, как не пытался молодой человек оправдать действия полковника, у него ничего не получалось. Он отказался от военной службы, о которой ранее мечтал. Любовь к прекрасной девушке Вари сошла на нет. Каждый раз глядя на нее, Иван Васильевич вспоминал полковника и испытывал неприятные ощущения. На этом Иван Васильевич закончил свой искренний рассказ.

Картинка или рисунок После бала

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Радищев ода Вольность

    Радищев написал Оду Вольность как восхваление того, что вне в этом большом и по истине уникальном мире все равны и свободны друг перед другом. Автор данной оды протестует против жестокости к простому народу

  • Краткое содержание Мистерия-Буфф Маяковского

    В произведении Маяковский описывает революцию. Как только началась Великая Октябрьская революция, автор не мог принять окончательного решения участвовать ли ему в ней, или все-таки обойти это весьма грандиозный и масштабный период в нашей истории

  • Краткое содержание Сутеев Палочка-выручалочка

    Встретились на лесной дорожке Заяц и Ежик. До дому решили идти вместе, дорога длинная, а за беседой она короче покажется. Увлеклись звери разговором, не заметил Заяц палку, что лежала на пути и чуть не упала через нее

  • Краткое содержание Лермонтов Герой нашего времени

    Григорий Печорин – человек очень эгоистичен, что иногда не сразу можно понять. Он очень холоден и замкнут, но когда ему очень надо, он проявляет все самые лучшие стороны своего характера.

  • Краткое содержание Заходер Русачок

    У зайчонка Русачка был друг Головастик, обитавший в пруду. Они частенько весело проводили время вместе. Однажды Русачок обнаружил, что его товарищ вырос и превратился в Лягушонка.

Главные герои рассказа:

Иван Васильевич – рассказчик, поделившийся историей о своей самой сильной любви и тем, что явилось причиной её внезапного угасания. Человек, который не равнодушен к прекрасному, желающий видеть в ближнем хорошие черты, но кто не может терпеть насилие над личностью. Ему претит угнетение бедных, несчастных людей. Жалость к изувеченному солдату, пусть и провинившемуся, над которым продолжают бесчеловечно издеваться, несмотря на мольбы, не проявляя никакой милости, вводит героя в состояние отчаяния, даже до того, что он решается напиться с другом до беспамятства. Особенно юношу поражает тот факт, что руководит процессом экзекуции полковник, отец возлюбленной Вареньки. После этого он принимает решение никогда не быть военным, хотя вначале и желал этого.

Варенька – дочь полковника Петра Владиславовича, невеста Ивана Васильевича, объект его большой любви. Очень красивая, грациозная девушка с ласковым взглядом.

Отец Вареньки, полковник Петр Владиславович – поначалу произвел хорошее впечатление на Ивана Васильевича, такое, что тот испытал даже «восторженно-нежное» чувство по отношению к нему.

Однако, очарование развеялось, когда рассказчик увидел полковника руководящим процессом избиения провинившегося беглеца-татарина, которого по приказу Петра Владиславовича каждый находившийся в строю солдат бил палками. Ни жалости, ни сострадания, одна жестокость и злоба – таким оказался на самом деле отец Вареньки.

Начало рассказа: Иван Васильевич выражает свое мнение

В одном доме шла неторопливая беседа, суть которой заключалась в том, что на поведение человека в большинстве случаев влияет внешняя среда. С этим был категорически не согласен Иван Васильевич, и, решив доказать свою правоту, начал рассказывать историю, произошедшую с ним однажды.

Любовь к Вареньке

«Был я сильно влюблен» – так начинает Иван Васильевич грустный рассказ об эпизоде своей жизни. Объектом его воздыхания оказалась Варенька, дочь полковника, Петра Владиславовича, очень красивая девушка – в свои восемнадцать лет грациозная и даже величественная. С её лица не сходила ласковая улыбка, и это еще больше пленило Ивана Васильевича. Сам он характеризует себя как богатого молодого человека, увлекающегося балами и радующегося жизни. И вот однажды, в последний день масленицы, довелось ему попасть на бал к губернаторскому предводителю.

На балу…

В этот день все было замечательно: рассказчик танцевал только с Варенькой. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро…» – так описывает свое состояние Иван Васильевич. Любовь к дочери полковника все более и более росла в его душе. После обеда хозяйка уговорила Петра Владиславовича пройтись один тур мазурки вместе со своей дочкой, и все были в восторге от этой пары.
Герой был счастлив, и боялся только одного: чтобы что-нибудь не омрачило светлой радости, царившей в душе. К сожалению, очень скоро его опасения оправдались.


«Вся жизнь переменилась от одной ночи…»

Придя домой после бала, Иван Васильевич был настолько возбужден, что никак не мог заснуть. Тогда он еще не знал, что через несколько минут примет решение, которое окажется судьбоносным. И вроде бы ничего особенного – гонимый бессонницей, решил влюбленный юноша пройтись по городу ранним утром. Если бы он знал, во что выльется эта невинная прогулка. Душа юноши была наполнена красивой музыкой, под которую он танцевал на балу, но вдруг послышались совсем другие звуки: жесткие, нехорошие.

Приблизившись, он увидел страшную картину: навстречу шел «оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его».

Это был пойманный дезертир, которого проводили сквозь строй, и каждый солдат был обязан ударить беглеца. Порой человеческая жестокость не знает границ, и это в ярких красках постарался передать автор.



Разочарование в отце Вареньки

Страшное зрелище навсегда запечатлелось в сознании Ивана Васильевича, еще несколько часов назад считавшего полковника довольно-таки милым человеком. Сейчас он был жестоким, немилосердным, страшным. «Будешь мазать, будешь?!» – кричал Петр Владиславович на солдата, который недостаточно сильно ударил дезертира… Никто не прислушался к тихой просьбе бедного страдальца, который еле слышно шептал: «Братцы, помилосердствуйте». И приятные чувства Ивана по отношению к отцу Вареньки вмиг улетучились, оставив место горькому удивлению, разочарованию, даже потрясению. Немудрено, что молодой человек в то утро напился вместе с приятелем.

«Любовь сошла на нет…»

С той поры Иван Васильевич уже не мог относиться к Варе, как прежде. Встречая её, каждый раз он вспоминал полковника на площади. И любовь постепенно растаяла.
«Так вот отчего может измениться судьба человека» – заключил рассказчик. Увы, к величайшему сожалению, бывает и так.

Замысел автора при создании рассказа «После бала»

Бесчеловечное отношение к людям, к сожалению, было нормой в те дни. И это отчетливо понимал Лев Николаевич Толстой, который, хотя и был графом, всей душой сочувствовал страдающему народу.

На протяжении всей повести автор дает читателю повод поразмышлять над вопросом: так что же делает человека жестоким или, наоборот, добрым? Среда, где он обитает? Или все-таки что-то другое? Но может ли быть однозначным ответ на столь сложный вопрос? И каково мнение самого автора?

Позиция Льва Николаевича Толстого: на стороне моральных принципов

На протяжении всей жизни Лев Толстой испытывал мучения от того, что человек живет как безбожник, и это не может не сказываться на поведении, взглядах. Угнетение бедных богатыми, явные пороки знати и тех, кто сумел занять какое-то положение в обществе – все приводило писателя в смятение чувств. Имея потрясающий дар облекать мысли в слова, Лев Николаевич стал автором романов, повестей, рассказов, отражающих суть его переживаний. Он был убежден в том, что в человеке, несмотря на все зло, хранится некоторая «высшая разумность», заложенная Творцом. Но так ли это? Стараясь исполнять христианские заповеди, Лев Толстой не осознавал главного: весь мир лежит во зле, и собственными усилиями порок не победить. Для этого просто необходима сила Божья.

Отзывы о рассказе «После бала»

Прочитав рассказ «После бала» я была немного шокирована произошедшими там событиями. Бедный солдат, которого подвергли такой жестокой экзекуции! Что случилось с ним дальше? Неужели его так и забили до смерти? Почему сердце человека не умеет сострадать, снисходить, жалеть? На некоторые из этих вопросов я нахожу ответ в Библии: «Сердце человека зло во всякое время». К сожалению, Лев Николаевич не смирялся с таким выводом Священного Писания, а искал свои пути решения проблемы, в частности, через самоусовершенствование. Увы, это была неверная позиция».

«Можно немало рассуждать над темой жестокости, зла, угнетения слабого, которая была поднята в рассказе Льва Толстого «После бала». Однако, ясно одно: ни один автор не смог предложить ясного решения проблемы, потому что человек, не возлагающий свою надежду на Создателя, не принимающий Его законов, не сможет измениться только с помощью исполнения морального кодекса или Нагорной проповеди Иисуса Христа. Вот что по этому поводу писал очень известный евангельский проповедник Иван Степанович Проханов, который приезжал в Ясную Поляну с верующими друзьями, чтобы лично встретиться со Львом Николаевичем и побеседовать с ним: «Конечно, мы не могли убедить Толстого изменить свое мнение. Также и он не мог изменить наши убеждения и нашу веру.

После разговора с Толстым я пришел к еще большему убеждению, что спасение мира заключается в простом Евангелии. Не в части Евангелия, не даже в большей части Евангелия, но в более ясной интерпретации всего Евангелия…» Только в этом – настоящая истина!

Лев Толстой – писатель мирового значения. Например, произведения писателя неоднократно ставали поводом для кинематографических экранизаций. Литературным наследием Толстого вдохновлялись итальянские режиссеры братья Паоло и Витторио Тавиани, которые в 1990 году сняли фильм «И свет во тьме светит», а в 2001-м – «Воскресение». Оба фильма – попытка осмыслить образы и сюжеты произведений Толстого через форму кино.

«После бала» – это рассказ, который писатель написал в 1903 году. Однако произведение дошло до читателей только в 1911-м. Толстой вдохновлялся реально произошедшими событиями, поэтому основу рассказа составил случай из жизни брата Льва Николаевича. Брат автора влюбился в дочку одного из военных начальников. Страсть к девушке была сильна, и мужчина намеревался предложить избраннице руку и сердце. Однако не сделал этого, потому что однажды увидел, насколько жестоко отец девушки вел себя в отношении солдата. Поэтому справедливо будет сказать, что Толстой пишет рассказ на пересечении двух плоскостей – философии (а именно этики) и литературы, которая здесь демонстрирует способность отображения нравственных принципов автора. «После бала» заставляет задуматься над общечеловеческими вопросами жизни.

Из истории написания рассказа

Это произведение особенное не только потому, что рассказ опубликовали посмертно – в 1911 году (умер писатель в 1910-м). Также специфика текста – в буквальном реализме. Толстой написал «После бала», так сказать, по горячим следам. В основе сюжета – ситуация из жизни Сергея Толстого (1826–1904) – брата автора. Кстати, Сергея характеризовали как человека остроумного, талантливого, которому легко давались успехи.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”, который в контексте эпопеи воплощает совокупность черт, ассоциируемых с русским мужиком, простым крестьянином, имеющим собственную философию.

Примечательно, что ситуация, о которой говорится в рассказе, произошла еще в молодые годы Сергея. Тогда же он и поделился с братом своей историей. Варя – очаровательная, милая девушка – привлекла внимание Сергея.

Отец Вари служил военным градоначальником. Толстой серьезно увлекся девушкой, и даже собирался сделать Варю своей невестой. Но планы молодого человека так и не осуществились.

Дело в том, что однажды Сергей увидел, как зверски, с необычайной жестокостью обращается отец Вари с солдатом-беглецом, с провинившимся человеком, значительно ниже по званию.

Градоначальник злобно расправился с солдатом. Этот поступок заставил Сергея передумать вступать в родственные связи с отцом девушки. Посыл рассказа состоит в том, что гуманность – это универсальное измерение человеческой жизни, независимо от статуса и положения.

Льва Толстого поразила история Сергея, однако облечь услышанное в литературную форму писатель сумел много лет спустя, по сути – за год до смерти брата. Кроме того, под вопросом стояло и название рассказа. Толстой выбирал между несколькими вариантами, думая назвать произведение «Отцом и дочерью», «Рассказом о бале и сквозь строй», или «А вы говорите…». В итоге, писатель остановился на варианте «После бала».

В названии рассказа заключен глубокий смысл. Жизнь – неоднозначна и противоречива. С одной стороны, люди живут во дворцах, танцуют в роскошных залах, одеваются в великолепные и богатые наряды. Здесь правит бал лицемерие, манеры превращаются в вульгарность, а люди теряют человечность. С другой стороны, есть изнанка жизни – внешнее величие и роскошь скрывают неоправданно жестокие поступки и зверское обхождение с нижестоящими людьми, окаменелость человеческого сердца и отсутствие сострадания и сочувствия. Писатель желает показать, что не все люди способны принять факт такой амбивалентности жизни.

Проблематика рассказа Льва Толстого

«После бала» наполнен философским смыслом. Толстой вывел на первый план этические проблемы, ситуацию, царящую в нравственной плоскости. В произведении писатель задается вопросами о чести, нравственности, достоинстве, порядочности и справедливости. Причем, эта проблематика характерна не только для общества имперской России, но и в целом для мира.

Нравственно неоднозначный образ полковника

В центре – нравственный конфликт, который раскрывается через обращение к амбивалентности фигуры полковника. Внешность героя, безусловно, прекрасна. Полковник изображен статным, привлекательным человеком, зрелым, однако, в то же время, удивительно моложавым.

У полковника приятная наружность и строгая выправка военного служащего. Аристократичные черты и безукоризненные манеры дополнены голосом, который хочется слушать, и красиво поставленной речью. Толстой представляет полковника во время бала: манера героя держать себя завораживает, кажется, что этот человек способен добиться расположения любого гостя.

После бала, после ночи наступает утро. Поутру полковник демонстрирует совсем другую сторону своей личности. Во время исполнения служебных обязанностей герой показывает жестокость и грозность характера. Наказывая беглеца-солдата, полковник не ведает пощады. Трансформация, двойственность натуры полковника поразила юношу, собиравшегося обручиться с дочерью этого грозного человека. Юноша наблюдает казнь беглеца: это приводит к бесповоротным изменениям мировоззрения молодого героя. В глазах молодого человека зло, живущее внутри полковника, соприкоснется и с ним, если он жениться на Варе. Хоть девушка и мила, и не выказывает признаков столь же жестокого характера, все равно личное счастье и зло оказываются несоразмерными для юноши. Эти вещи не могут существовать рядом.

За описанной Толстым ситуацией скрывается философский смысл: общество демонстрирует внешнее благодушие, которое, однако, сопровождается неприятной «подкладкой» из фальши, лицемерия, потери человеческих качеств, неспособности сострадать и сочувствовать. Автор не стоит на наивной позиции: Лев Николаевич делает вывод, что эти негласные правила, царящие в обществе, эту ситуацию невозможно изменить. Но даже если трансформации невозможны, то обязанность человека (как сознательной личности) – сделать нравственный выбор между добром и злом.

Композиционные и стилистические особенности рассказа

Специфика композиции «После бала» – наличие антитезы, то есть противопоставления бала и последующей утренней казни солдата. Жанровая принадлежность произведения Толстого была нами определена выше – это рассказ. Направление, в котором написан текст, характеризуется как реализм. На самом деле, в литературе не так уж много произведений, повествование которых разворачивается в течение всего лишь одного дня. Среди тех текстов, что приходят на ум первыми, – «Улисс» Джеймса Джойса и «Идеальный муж» Оскара Уайльда.

«После бала» также описывает события, происходящие накануне казни солдата – во время танцевального вечера, и то, что произошло утром. Литературные критики говорят, что Толстой словно поместил «рассказ в рассказ», включил историю, которую читатель узнает как бы из уст юноши, и общее описание бала. Поэтому композиция рассказа включает, соответственно, экспозицию (представленную в форме диалога-подводки к основным событиям произведения), завязку (бал), кульминацию (казнь беглеца), а также развязку (в виде философского, этического вывода, сделанного молодым человеком). «Рассказ в рассказе» позволил Толстому описать сразу два исторических периода: молодость персонажа, прототипом которого выступил Сергей (1840-е годы), и конец XIX века.

Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с по главам.

Антитеза – центральный художественный прием Толстого здесь – представлена в двух вариациях. Первый случай подобного контраста читатель видит, когда сталкивается с описанием обстоятельств – бала вечером и казни утром. Второй же – в личности самого полковника, проявляющего тотально разные черты на балу и во время исполнения служебных обязанностей.

Полный вариант 1-1,5 часа (≈25 страниц А4), краткое содержание 5 минут.

Главные герои

Иван Васильевич (главный герой, рассказчик), Варенька (девушка, которую любил Иван Васильевич), Петр Владиславович (отец девушки, полковник).

Друзья говорили о том, что, чтобы лично усовершенствоваться, следовало сначала поменять условия, в которых существовали люди. Иван Васильевич был уважаем всеми. Он поведал историю, после которой его жизнь абсолютно изменилась.

В то время он был молодой и сильно влюбился в Вареньку. Девушке было восемнадцать лет, она обладала красотой, высоким ростом и грациозностью. Это произошло во время обучения рассказчика в провинции. Его главным удовольствием тогда были вечера и балы.

В день завершения Масленицы состоялся бал у губернского предводителя. Иван Васильевич был опьянен любовью. Поэтому танцевал лишь с Варенькой. Тут же присутствовал отец девушки. Он хоть и был стар, но обладал красотой, статностью и свежестью. Хозяйка уговорила Петра Владиславовича станцевать мазурку вместе с его дочерью. Все в зале восторгались данной парой. Иван Васильевич ощутил по отношению к отцу возлюбленной восторженно-нежное чувство.

Той ночью Иван Васильевич не мог уснуть. Поэтому он отправился гулять по городу. Он оказался около дома возлюбленной. На окраине поля. Там где находился дом девушки, он заметил толпу. Приблизившись он обнаружил, что это через строй прогоняли татарина. Который был дезертиром. Отец девушки проходил рядом и внимательно наблюдал за тем, чтобы солдаты, как полагается, били палкой по спине наказуемого. Заметив Ивана Васильевича. Полковник сделал вид, что не знает его.

Рассказчик пытался понять, являлось хорошим или плохим то, что ему пришлось увидеть. Он думал о том, что раз это делали с абсолютной уверенностью и все признавали необходимость в этом, значит, они что-то знали, чего не знал он. Он так и не узнал этого. Поэтому не мог стать и военным, ни другим служащим.