Mazda

Что такое общество разные определения. Что такое общество: определение понятия


Общество как совместная жизнедеятельность людей

Размышления над сутью общества приводят человека к разным мыслям. Все мы понимаем, что это группа людей, объединенная общими интересами, ценностями, целями и совместной деятельностью, основанная на взаимопомощи. В данном понимании можно привести в пример общество рыболовов, общество книгоманов, общество художников и так далее. На уроках истории вы слышали о первобытном обществе, капиталистическом обществе, а на уроках географии вам говорили о французском обществе, японском обществе. Что здесь имеется ввиду? В данном случае под понятием общество подразумевается исторический этап развития человечества и население конкретной страны. Эти определения характеризуют общество в узком смысле слова. Также существует определение общества в широком смысле:

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


Общество – это не просто совокупность людей, а особая социальная структура, состоящая из взаимосвязанных индивидов и групп. Взаимодействие людей между собой и с окружающим миром проявляется в двигательной активности: помыли посуду, пообщались с другом, полили цветок, посадили дерево, очистили сад от мусора, накормили голодного щенка на улице и т.д. Из примеров видно, что основой взаимодействия людей является деятельность.

Как же человек взаимодействует с окружающей средой? В отличие от животных, которые только приспосабливаются к ней, человек еще и преобразует окружающую среду с помощью орудий труда: строит дома, дороги, мосты. Активность животного целесообразна инстинктам, которыми оно не в силах управлять. Человеку тоже свойственны инстинкты, значит его деятельность также целесообразна. Но человек обладает ещё и разумом, поэтому может регулировать своё поведение, подавлять инстинкты, ставить цели, предвидеть результаты своих действий. Значит деятельность человека не только целесообразна, но и целеполагательна.

Важным условием жизнедеятельности человека является коллективность. Как существам общественным нам трудно без других людей, многое мы не можем сделать без их помощи. Да и, становление человека зависит от взаимодействия с людьми. Вспомните детей – маугли, которые по тем или иным жизненным обстоятельствам были оторваны от общества. Какими они выросли? Можно ли было их переучивать и обучить даже самым простым человеческим навыкам: надевать и носить на себе одежду, держать ложку, говорить? Если это и удавалось, то с большим трудом. Такие дети чувствовали себя среди людей, как не в своей тарелке. Их судьбы трагичны... Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос в обществе. Взрослому же человеку, уже имеющему знания и опыт использования предметов, созданных в сотрудничестве с другими людьми, выжить в отрыве от общества легче.

Взаимодействие людей осуществляется в социальных группах. Вхождение человека в общество осуществляется через семью. Со взрослением количество групп, в которые он входит постепенно расширяется. Сначала появляются дворовые друзья, школьный класс, футбольная команда, затем трудовой коллектив, религиозная организация, партия и т.д. Человек входит и в более крупные социальные общности. Он брюнет или блондин, учитель или врач, русский или француз.

Между индивидами и группами возникают экономические, социальные, политические и духовные отношения. Общественными отношениями называются только устойчивые связи между людьми, возникающие многократно. К примеру, у Антона повысилась температура и он обратился к участковому терапевту в поликлинике. Это пример многократного поведения, потому что заболевший человек чаще всего обращается к врачу. Другой пример, после приема врача Антон поехал домой на маршрутке. Маршрутка переполнена людьми. Они взаимодействуют, спрашивают друг у друга о времени, о следующей остановке и прочее. Но эти контакты случайны и эпизодичны, поэтому общественными отношениями не являются.

Общество и природа

Природа существует по независимым от общества законам. В то время как существование общества и общественный прогресс зависят от географических и климатических условий. Воздействие этих систем может быть, как положительным, так и отрицательным. Нерациональное пользование природными богатствами и негативное отношение человека к природе привели к пагубным последствиям: загрязнению почвы, воды, воздуха, истощению ресурсов, экологическому кризису. Это может обернуться прерыванием существования человечества. Поэтому нельзя относиться к природе - матушке подобно герою тургеневского романа Базарову, который считал природу не храмом, а мастерской, где человек – работник.

Преобразовательная деятельность человека привела к возникновению культуры – второй природы, которая не может существовать без человека. Если природа – это естественная среда обитания человека, то культура – искусственная.

Общество и культура

В речи мы используем фразы «художественная культура», «культурный человек». Что же такое культура? Это понятие также, как и понятие общества имеет много значений. Наиболее ёмкое определение, которое следует запомнить следующее: «Культура – это система всех результатов преобразовательной деятельности человека, направленных как на внешнюю среду, так и на самого себя. Значит, культура включает в себя и построенные сооружения, архитектурные здания, засеянные поля, написанные книги, картины, музыку, традиции и обычаи, ценности и идеалы и многое другое. Таким образом в мире культуры результаты материальной и духовной деятельности человека, соответственно её условно делят на два вида – материальную и духовную. Почему условно? Потому что не бывает духовной или материальной культуры в чистом виде. Они переплетены. Так, прежде чем построить дом, у архитектора возникает идея, а слово писателя не дошло бы до читателя без книги.

Когда говорят о культуре какого – либо народа, подчеркивают её самобытность, т.е. уникальность, которая проявляется в особенных традициях, манере общения, методах воспитания детей и т.д. Но культурам всех народов присущи и общие черты – культурные универсалии, к примеру, язык, институты брака и семьи.

Науки об обществе

Мы убедились насколько многообразна общественная жизнь. Поэтому её изучают множество наук, которые называются социально – гуманитарными. Вспомним, что все науки группируются на три вида: естественные, социально-гуманитарные и технические. Общество изучают такие социально – гуманитарные науки, как история, социология, правоведение, экономика, этика и многие другие. Специфичность общества, отличающая её от природы, например, заключается ещё и в том, что оно существует по законам, которые созданы самим обществом. Поэтому говорить об объективности социальной действительности с точки зрения науки сложно. Но об этом я вам расскажу в следующий раз.

В повседневной жизни мы довольно часто употребляем слово «общество», практически не задумываясь о его значении, которое кажется простым и понятным. Но стоит нас спросить, является ли оно синонимом к слову «общественность», и мы начинаем задумываться. Предлагаем вместе выяснить, что такое общество, и чем оно отличается от общественности.

Определение, что такое общество

Вопрос «Что такое общество? » относится к сфере деятельности социологов, которые на сегодня пока еще не пришли к единому мнению и не сформулировали определение этого термина.

У слова «общество» множество значений. Оно может обозначать:

  • человечество. Все население земли в определенном контексте называют обществом. Например, когда говорят об истории развития цивилизации;
  • население страны. К примеру, жителей Российской Федерации можно назвать российским обществом;
  • объединение людей по интересам или сходным занятиям. Наверняка, вы встречали выражение «общество охотников и рыболовов», «спортивное общество», «общество любителей балета»;
  • исторический этап развития. Из школьной истории многие помнят такие понятия как первобытное общество, феодальное, капиталистическое и т. д.;
  • юридическое понятие, обозначающее организационную форму предприятия: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т. п.

Что такое общество — определение и разделение

В нашей статье мы будем рассматривать общество с точки зрения социологии, которая подразумевает под этим понятием исторически сложившуюся структурированную общность, члены которой проживают на одной территории и вступают в определенные взаимоотношения. Другими словами, это совокупность людей, живущих по выработанным ими социальным законам и постоянно взаимодействующих друг с другом.

Общественность — более узкое понятие, за которым стоит активная часть социума, являющаяся выразительницей мнения определенной части граждан. Приведем пример. В городе N несколько общественных организаций и активистов из числа местного населения призвали закрыть меткомбинат, выбросы которого в несколько раз превышают существующие нормативы. В данном случае мы имеем дело с общественностью города.

Что такое общество и человек?

Философские споры о человеке и обществе ведутся на протяжении веков. Мы выскажем мнение, поддерживаемое большинством ученых.

Человек — разумное существо, вступающее в социальные отношения, а, значит, являющееся членом социума. Может ли человек существовать вне общества? Вряд ли. Даже монахи-отшельники, жившие уединенно, подчинялись законам и правилам, выработанным социумом, поскольку церковь — один из его институтов.

Дети, воспитанные животными, — яркий пример того, как сказывается на личности влияние окружения. Неразвитая речь, повадки животных и, главное, заторможенность психологического развития, которая с годами не восстанавливается, — вот к чему приводит отсутствие общения с другими членами социума.

Общество: основные признаки

Характерные признаки, по которым общество можно отличить от государства и страны:


Что такое общество: ответы

В этом разделе мы дадим ответы на самые распространенные вопросы, связанные с обществом.

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов и отношений, не зависимых от государства и призванных защищать перед ним права и интересы своих представителей. Зачастую гражданское общество существует в противовес государству, ограничивая его всевластие. Например, субъектами гражданского общества могут являться общественные организации, борющиеся за права человека, объединения экологов, профсоюзы.

Что такое традиционное общество?

Традиционное общество — один из типов социума, в основе которого лежат традиции и обычаи. Такая организация социума является консервативной, поскольку стремится сохранить неизменными традиционные устои.

Экономика строится на сельском натуральном хозяйстве, в духовной сфере признается господство религии, монарх считается наместником Бога на земле. Подобный общественный уклад существовал в древние времена и эпоху Средневековья.

Что такое современное общество?

Современное общество называют постиндустриальным, выделяя этим главную характеристику — уход от индустриализации, когда главенствующей считалась производственная сфера, и переход к информационному социуму, где большинство людей заняты переработкой, хранением и продажей информации, информационных технологий.

Основными признаками современного общества являются резкий рост городского населения, роботизация производства, интенсивное развитие информационной индустрии и глобализация экономики.

Что такое социальное общество?

В основе социального общества лежит идея социального равенства. Попытка создать такое общество была предпринята в 1917 году, когда после Октябрьской революции вначале была провозглашена диктатура пролетариата, а затем начато строительство социалистического государства, основанного на идеях равенства и братства.

Однако, достичь желаемого не удалось: СССР распался. Среди ныне существующих стран нет ни одной, где отсутствовало бы социальное угнетение.

Что такое сфера общества?

Сферой общества, точнее, сферой деятельности общества называют совокупность устойчивых взаимоотношений между субъектами социума. Существует 4 основные сферы деятельности общества: социальная (деление общества на классы, нации, половозрастные группы и пр.), экономическая (производственные и торговые отношения), политическая (государственное устройство, наличие партий и политических течений), духовная (религия, культура, мораль).

Что такое культура общества?

Культура общества — это принятая в данном социуме система ценностей, поведенческих моделей и представлений о жизни. Объясним на примере. Культура жителей Мьянмы с точки зрения россиянина весьма специфична: там эталоном женской красоты считается длинная шея, а возникновение этой традиции местное население связывает с легендой о драконах. У россиян подобного обычая нет, налицо разница культур.

Надеемся, наш ответ на вопрос, что такое общество , вас удовлетворил, и вы теперь сможете сказать, чем общество отличается от общественности.

Подробнее о традиционном обществе расскажет политолог Александр Дугин в предлагаемом нами видеосюжете:

Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.

В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

ПОЯСНЕНИЕ.

Обратите внимание на подчёркнутые слова. Именно так часто звучит ответ на вопрос: найдите в списке определение общества в широком смысле.

В узком смысле общество это:

  1. Круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).
  2. Исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)
  3. Общность происхождения (дворянское общество).
  4. Население одной страны (российское, американское общество)
  5. Человечество в целом .

ПОЯСНЕНИЕ.

  1. Человечество в целом — это слишком широкое, обобщённое понятие. Поэтому если в вариантах ответов не будет слов «способы взаимодействия людей и формы их объединения», то слова «человечество в целом » тоже будут правильным ответом при ответе на вопрос об обществе в широком смысле
  2. В широком смысле будет и следующий ответ: « Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества»

Признаки общества

Признаков общества много. Выделю самые основные.

  • Наличие территории . Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.
  • Население . Общество — это люди, живущие на той или иной территории.
  • Автономность, саморегуляция . Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.
  • Наличие истории, культуры , того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.
  • Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.
  • Воспроизводство , то есть рождение новых членов общества.
  • Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.

Примеры тестов с ответами по данной теме смотрите здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество - это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д. .

Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании - это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) - множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе - это res extensas (вещи протяжённые) - совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи , накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой , муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, - стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

Закрытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» - заботиться о других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Примечания:

  • Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.
  • Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру . См. «образование » и «социализация ».

Современное общество

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества - вопрос его организации . Современное общество организовано исключительно на капитале , что даёт ему право называться капиталистическим.

Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту » описано тоталитарное общество , которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Нобелевская премия по физике
  • Чикаго

Смотреть что такое "Общество" в других словарях:

    общество - общество, а … Русский орфографический словарь

    ОБЩЕСТВО - в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные … Философская энциклопедия

    ОБЩЕСТВО - общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. «…Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат… … Толковый словарь Ушакова

    Общество - Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристокра … Сводная энциклопедия афоризмов

Основатель Огюст Конт считал ее об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.

Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?

Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

— политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

— социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е. договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое , т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

  • оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данной общности;
  • оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
  • оно имеет свою территорию;
  • у него есть самоназвание и своя история;
  • оно обладает своей системой управления;
  • оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

Жизнедеятельность общества

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры ( , политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

В социологии существуют различные подходы к поиску оснований выбора приоритетов в социальной жизнедеятельности людей (проблема детерминизма).

Еще Аристотель подчеркивал крайне важное значение государственного устройства для развития общества. Отождествляя политическую и социальную сферы, он рассматривал человека как «политическое животное». При определенных условиях политика может стать решающим фактором, полностью контролирующим все другие сферы общества.

Сторонники технологического детерминизма определяющий фактор общественной жизни видят в материальном производстве, где характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных продуктов, но и уровень потребления и даже культурные запросы людей.

Сторонники культурного детерминизма полагают, что костяк общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечит устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур предопределяет различие в поступках людей, в организации материального производства, выборе форм политической организации (в частности, это можно связать с известным выражением: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»).

К. Маркс исходил в своей концепции из детерминирующей роли экономической системы , полагая, что именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе .

В современной отечественной социологической литературе существуют противоположные подходы к решению проблемы примата во взаимодействии социальных сфер общества . Одни авторы склонны отрицать саму эту идею, полагая, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой из социальных сфер своего функционального предназначения. Они исходят при этом из того, что гипертрофированное «разбухание» одной из социальных сфер может пагубно сказаться на судьбе всего общества, так же, впрочем, как и недооценка роли каждой из этих сфер. Например, недооценка роли материального производства (экономической сферы) ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений в обществе. Размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов (социальная сфера) ведет к социальной энтропии, беспорядку и конфликтам. Принятие идеи примата политики над экономикой и другими социальными сферами (особенно в условиях тоталитарного общества) может привести к краху всей социальной системы. В здоровом социальном организме жизнедеятельность всех его сфер находится в единстве и взаимосвязи.

Ослабнет единство — понизится эффективность жизнедеятельности общества, вплоть до изменения своей сути или даже распада. В качестве примера приведем события последних лет ХХ в., приведшие к поражению социалистических общественных отношений и распаду СССР.

Общество живет и развивается по объективным законам единства (общества) с ; обеспечения социального развития; концентрации энергии; перспективной активности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания — отрицания; соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; диалектического единства экономического базиса и общественной надстройки; возрастания роли личности и др. Нарушение законов развития общества чревато крупными катаклизмами, большими потерями.

Какие бы цели не ставил перед собой субъект социальной жизни, находясь в системе общественных связей, он должен им подчиняться. В истории общества известны сотни войн, принесших ему огромные потери, независимо от того, какими целями руководствовались правители, их развязавшие. Достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, бывших президентов США, начавших войну во Вьетнаме, Ираке.

Общество — целостный социальный организм и система

Уподобляли общество социальному организму, все части которого взаимозависимы, а их функционирование направлено на обеспечение его жизни. Все части общества выполняют заданные им функции для обеспечения его жизни: продолжение рода; обеспечение нормальных условий для жизнедеятельности его членов; создание возможностей производства, распределения и потребления; успешную деятельность всех его сфер.

Отличительные черты общества

Важной отличительной чертой общества выступает его автономность , которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, добиваться её высокой эффективности, опираясь на существующее в нем разделение труда.

Общество обладает самодостаточностью , которая позволяет ему выполнять главную задачу — предоставлять людям условия, возможности, формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.

Общество обладает большой интегрирующей силой . Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления , которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.

Общество как целостный организм обладает качеством системности , и все его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.

Часть и целое как компоненты единой системы связаны между собой неразрывными узами и поддерживают друг друга. В то же время тот и другой элемент обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Чем сильнее целое в сравнении со своими частями, тем сильнее пресс объединения. И напротив, чем сильнее части по отношению к системе, тем она слабее и сильнее тенденция к разъединению целого на составные части. Следовательно, для образования устойчивой системы необходим подбор соответствующих элементов и их единство. При этом, чем больше несоответствие, тем сильнее должны быть узы сцепления.

Образование системы возможно как на естественных основах притяжения, так и на подавлении и подчинении одной части системы другой, т. е. на насилии. В связи с этим различные органические системы строятся на различных принципах. Одни системы основаны на доминировании естественных связей. Другие — на доминировании силы, третьи стремятся укрыться под защитой сильных структур или существуют за их счет, четвертые объединяются на основе единства в борьбе с внешними врагами во имя высшей свободы целого и т. д. Существуют также системы, основанные на сотрудничестве, где сила не играет существенной роли. Вместе с тем существуют определенные рамки, за пределами которых и притяжение, и отталкивание могут привести к гибели данной системы. И это естественно, так как излишнее притяжение и сцепление создают угрозу для сохранения разнообразия системных качеств и тем самым ослабляют способность системы к саморазвитию. Напротив, сильное отталкивание подрывает целостность системы. При этом, чем больше самостоятельность частей в рамках системы, чем выше их свобода действия в соответствии с заложенными в них потенциями, тем меньше у них стремление выйти за ее рамки и наоборот. Именно поэтому систему должны образовать лишь такие элементы, которые более или менее однородны между собой, и где тенденция целого, хотя и доминирует, но не противоречит интересам частей.

Законом всякой социальной системы является иерархичность ее элементов и обеспечение оптимальной самореализации путем наиболее рационального построения ее структуры в данных условиях, а также максимального использования условий окружающей среды для ее преобразования в соответствии со своими качествами.

Один из важных законов органической системы закон обеспечения ее целостности , или, иначе говоря, жизненности всех элементов системы . Поэтому обеспечение существования всех элементов системы выступает условием жизненности системы как целого.

Фундаментальным законом любой материальной системы , обеспечивающим ее оптимальную самореализацию, выступает закон приоритета целого над его составными частями . Поэтому чем сильнее опасность для существования целого, тем больше жертв со стороны его частей.

Как и любая органическая система в трудных условиях общество жертвует частью во имя целого, главного и коренного . В обществе как целостном социальном организме общий интерес при всех условиях находится на первом плане. Однако общественное развитие может осуществляться тем более успешно, чем больше общий интерес и интересы индивидов будут находиться в гармоническом соответствии между собой. Гармоническое соответствие между общими и индивидуальными интересами может быть достигнуто лишь на относительно высокой ступени общественного развития . До тех же пор, пока такая ступень не достигнута, господствует либо общественный, либо личный интерес. Чем труднее условия и чем больше неадекватность социальных и природных компонентов, тем сильнее проявляет себя общий интерес, реализуясь за счет и в ущерб интересам индивидов.

В то же время чем более благоприятные условия, возникшие либо на основе природной среды, либо созданные в процессе производственной деятельности самих людей, тем при прочих равных условиях общий интерес в меньшей мере осуществляется за счет частного.

Как и всякая система общество содержит в себе определенные стратегии выживания, существования и развития . Стратегия выживания выдвигается на первый план в условиях крайнего недостатка материальных ресурсов, когда система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя экстенсивного, или точнее, во имя всеобщего выживания. В целях выживания социальная система изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.

Подобный переход к экстенсивному развитию и перераспределению материальных ресурсов в случае необходимости происходит не только в глобальных, но и локальных масштабах, т. е. в рамках малых социальных групп, если они попадают в экстремальную ситуацию, когда средств оказывается крайне недостаточно. В таких условиях страдают как интересы индивидов, так и интересы общества в целом, поскольку оно лишается возможности развиваться интенсивно.

Иначе развивается социальная система после выхода из экстремальной ситуации, но находящаяся в условиях неадекватности социальных и природных компонентов . В таком случае стратегия выживания сменяется стратегий существования . Стратегия существования реализуется в условиях, когда возникает определенный минимум средств для обеспечения всех и, кроме того, появляется их некоторый излишек сверх необходимого для жизни. В целях развития системы в целом излишек производимых средств изымается, и они сосредоточиваются на решающих направлениях социального развития в руках наиболее сильных и предприимчивых . Все же остальные индивиды ограничиваются в потреблении и обычно довольствуются минимумом. Таким образом, в неблагоприятных условиях существования общий интерес прокладывает себе дорогу за счет интересов индивидов , наглядным примером чего является становление и развитие российского общества.