Топливные

Методика проведения налогового аудита. Налоговый аудит: зачем нужен, виды, этапы Что нужно знать

Неверно рассчитанные или несвоевременно уплаченные суммы налогов и сборов могут обернуться для предприятия штрафами, блокировкой операций по счетам и даже арестом имущества. Снизить вероятность наступления таких событий поможет налоговый аудит. Что это такое, кто и как может его проводить – читайте в нашей статье.

Налоговый аудит: зачем он нужен

Говоря простыми словами, аудит – это проверка. Следовательно, налоговый аудит – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Ни Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, ни Международные стандарты аудита (далее – МСА) не выделяют налоговый аудит как какой-то особый вид проверки. Дело в том, что с точки зрения наполнения строк финансовой отчетности, суммы кредиторской задолженности в части налогов и сборов в бухгалтерском балансе и текущего налога на прибыль в отчете о финансовых результатах не имеют особого приоритета перед другими статьями.

Зачем тогда налоговый аудит выделяют как самостоятельное направление? Назовем, по крайней мере, два момента:

  1. Постоянные изменения налогового законодательства России. Вторая часть Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) с 2000-го года изменилась более сотни раз. Специалистам, занятым в сфере расчета налоговых платежей, приходится постоянно держать руку на пульсе таких перемен. Иначе велика вероятность допустить ошибки;
  2. Пробелы в нормативно-правовых актах, регулирующих налоги и сборы. Это приводит к тому, что мало знать статьи одного лишь НК РФ. Необходимо ориентироваться еще и на правоприменительную практику в виде множества разъясняющих писем Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также решений Арбитражных судов.

Повышенная сложность операций, связанных с расчетом налогов, ‒ основная причина, которая привела к выделению налогового аудита в самостоятельную область проверки. Его цель сводится к минимизации рисков неверного исчисления налоговых платежей и связанных с ними негативных последствий для предприятия.

Виды налогового аудита

Сразу несколько классификаций налогового аудита позволят лучше понять и его суть, и особенности проведения. Основания для классификации с входящими в них элементами приведены на рисунке 1, а также описаны ниже.

Виды налогового аудита

1. По субъекту: внутренний и внешний

Внутренний – реализуется силами сотрудников организации, например, специалистами отдела внутреннего контроля.

Преимущества: оперативность и непрерывность проверки. Нет необходимости тратить время на поиск подрядчика и согласование с ним условий договора. Кроме того, проверкой можно охватить налоговые расчеты и платежи прошедшего месяца или квартала, а не нескольких лет, как это часто бывает в случае с привлеченными исполнителями.

Недостатки: так называемый синдром «замыленного глаза». Если бухгалтеры при совершении каких-то нетипичных и сложных операций советовались по вопросам их налогообложения именно с сотрудниками отдела внутреннего контроля, то впоследствии тем предстоит, по сути, проверять собственную точку зрения. Очевидно, что обнаружить возможное несоответствие налоговому законодательству в таком случае будет затруднительно.

Внешний – проводят сторонние специалисты по договору возмездного оказания услуг.

Преимущества: в исполнители можно выбрать компанию, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке налоговых проверок и консалтинга. Это обеспечит высокую результативность, которой может не быть. при проведении налогового аудита собственными силами.

Недостатки:

  • значительная стоимость особенно для компаний с большими оборотами, разветвленной филиальной сетью и сложными операциями (экспорт, операции с ценными бумагами и т.д.);
  • проведение проверок не в постоянном режиме, а от периода к периоду. Выходит, что некоторые ошибки, которые уже были бы предотвращены и исправлены в ходе внутреннего аудита, при выборе внешних контролеров длительное время будут оставаться незамеченными.

2. По объему: комплексный, тематический и структурный

В ходе комплексного аудита контролируется исчисление и уплата всех налогов организации.

Преимущество: не остается областей, которые бы не подвергались проверке.

Недостаток: распыление внимания исполнителей вообще на всё может привести либо к неоправданному увеличению количества человеко-часов работы, либо к снижению глубины проверки по самым проблемным налогам (НДС и налог на прибыль).

На преодоление недостатков комплексной проверки направлен тематический подход, при котором контрольные процедуры коснутся только одного или нескольких налогов. Для организации или индивидуального предпринимателя-заказчика это позволяет порой существенно сэкономить на стоимости услуг аудиторов. Исполнители же получают возможность сосредоточиться на самом главном, не отвлекаясь на несущественное.

Структурный налоговый аудит – симбиоз комплексного и тематического направлений, так как проверке будут подвержены все виды налоговых отчислений, но только в разрезе структурных подразделений компании. А поскольку последние могут не являться плательщиками вообще всех налогов, которые перечисляет головная организация, то очевидно, что объем проверки ограничится лишь некоторыми их видами. Например, если на балансе представительства или филиала нет транспортных средств или недвижимых активов, то не будет транспортного, земельного налогов и налога на имущество.

3. По отношению к требованиям законодательства: инициативный и обязательный

Инициативный . Он проводится по инициативе руководства организации, ведь, как мы упомянули выше, законодательной обязанности проводить подобный аудит нет.

В то же время в рамках обязательного общего аудита финансовой отчетности аудиторы в любом случае подтверждают достоверность оборотов и сальдо, в том числе по счетам бухгалтерского учета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Поэтому если экономический субъект попадает в число тех, кому надлежит ежегодно проходить обязательный аудит, то отчасти налоговая сторона его деятельности становится объектом контрольных процедур. Однако так как в ходе общего аудита применяется выборочный подход к проверке, некоторые важные стороны налогообложения организации могут не попасть в поле зрения аудитора. Значит, ошибки в расчетах налогов и сборов будут пропущены.

Примечание: обязательный аудит проводится в случаях, перечисленных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.

Этапы и методика проведения налогового аудита

Выделим три основных этапа налогового аудита:

  1. Ознакомительный предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  2. Основной – проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  3. Заключительный – формированиезаключения и/или отчета по результатам проведения налогового аудита, а также рекомендаций по оптимизации системы налогообложения на предприятии.

Разберем подробнее каждый из этапов.

Этап 1 – ознакомительный

Для того чтобы познакомиться с налоговой системой аудируемого лица, необходимо собрать информацию о ней. Полученные документы позволят не только составить первое впечатление об объекте проверки, но в итоге станут ее основой. Перечень таких документов во многом определяется видом налога и в частности особенностями формирования налоговой базы по нему. В таблице 1 приведены главные информационные источники для налогового аудита.

Собранная информация позволит аудитору на ознакомительном этапе проверки получить ответы на такие вопросы:

1. Какие налоги и сборы платит предприятие и какова налоговая нагрузка на него?

2. Каков уровень организации налогового учета на предприятии с точки зрения:

  • детальной проработки учетной политики для целей налогообложения,
  • качественно организованной системы документооборота,
  • надлежащей автоматизации расчета налоговых платежей,
  • рационального распределения должностных обязанностей в сфере исчисления и уплаты налогов и страховых взносов между подразделениями и ответственными лицами?проводится ли налоговая экспертиза хозяйственных договоров?

3. Не противоречат ли используемые подходы к налоговой оптимизации требованиям законодательства?

4. Проводится ли повышение квалификации сотрудников, ответственных за расчет налогов, с целью минимизации рисков несоблюдения ими измененных нормативно-правовых актов?

5. Как в целом можно оценить систему внутреннего контроля (далее – СВК) организации в части исчисления и уплаты налогов?

Обратите внимание на последний вопрос. В соответствии с пунктом 7 статьи 105.26 НК РФ экономические субъекты обязаны осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Его цель сводится, в том числе и к правильности исчисления (удержания), полноте и своевременности уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Чтобы понять, насколько эффективна СВК предприятия, можно провести тестирование. При формировании структуры теста ориентир стоит держать на Приказ ФНС России от 16.06.2017 г. № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Файл могут использовать не только внешние, но и внутренние аудиторы предприятия. Если таких нет, то подобную проверку могут провести главный бухгалтер, финансовый директор или иное лицо, ответственное за учетно-экономический блок предприятия. Результатом тестирования будет определение уровня организации СВК в градациях:

  1. начальный
  2. определенный
  3. контролируемый
  4. управляемый
  5. совершенствуемый.

Этап 2 – основной

Общие подходы к методике построения налогового аудита едины. Они определяются самой схемой расчета налога или страхового взноса. Аудитор же просто повторяет все эти этапы, чтобы убедиться в правильности реализации каждого из них.

Проводя налоговый аудит на втором этапе, нужно по каждому перечислению в бюджет и внебюджетные фонды получить ответы на вопросы:

  1. Правильно ли рассчитана налоговая база и имеется ли документальное подтверждение ее расчета?
  2. Верно ли выбрана налоговая ставка и учтены ли все условия для ее применения, указанные в НК РФ?
  3. Обоснованно ли применены налоговые льготы и вычеты? Есть ли документальное подтверждение по ним, если оно требуется в соответствии с законодательством?
  4. Правильно ли сформирована налоговая декларация и соблюдены ли сроки ее сдачи?
  5. Выполнены ли правила для представления уточненных налоговых деклараций, если таковые составлялись?
  6. Своевременно ли произведено перечисление сумм налогов и страховых взносов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды?
  7. Если организация применяет специальный режим налогообложения, то продолжают ли выполняться условия, при которых это право не будет утрачено?
  8. Нет ли нарушений законодательства при выполнении организацией функций налогового агента?
  9. Несмотря на то, что список вопросов – не столь велик, трудоемкость проверки на втором этапе – очень высока. И чем сложнее налоговая система конкретной организации, чем обширнее перечень ее хозяйственных операций и чем специфичнее они сами, тем больше времени потребуется аудитору для реализации данного этапа.

Наиболее проблемными и вызывающими множество вопросов в процессе исчисления считаются налог на прибыль и НДС. Мы подготовили для вас два чек-листа, используя которые можно убедиться, что:

  • документы, подтверждающие расходы для целей расчета налога на прибыль, соответствуют требованиям НК РФ и поэтому могут быть без проблем приняты в ходе выездной и/или камеральной проверки со стороны ИФНС;
  • вы и ваши контрагенты правильно составляете счета-фактуры, а значит, «входные» суммы НДС будут беспрепятственно приняты
к вычету .

Кроме того, именно по проверке этих двух налогов в начале 2000-х годов были разработаны два очень обстоятельных документа:

  • Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрено советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, от 21-22.10.2003 г. протокол № 18);
  • Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утв. Минфином РФ 23.04.2004 г. и одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22.04.2004 г.).

Конечно, за давностью лет некоторые положения в них утратили свою силу. Тем не менее, приведенные в них подходы к планированию и проведению налогового аудита, а также формы тестов и рабочих документов при условии их актуализации вполне применимы.

Этап 3 – заключительный

Чего в итоге ждут от специалиста, проводившего налоговый аудит в компании?

Во-первых, указаний на ошибки, присутствующие в расчетах налогов и страховых взносов, а также, возможно, помощь в их исправлении.

Во-вторых, рекомендаций о том, как можно легальными способами оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие. Например, стоит ли сменить режим налогообложения? Что изменить в учетной политике для целей налогообложения? Разумно ли провести реорганизацию предприятия? Какие моменты стоит внести в текст хозяйственных договоров с контрагентами?

Обобщение такого рода информации – это и есть третий – заключительный – этап налогового аудита. Как и вообще в аудите, результаты проверки контролирующий субъект должен представить, руководствуясь исключительно профессиональным суждением. Будут ли это некие таблицы с возможными расчетами, схемы и матрицы возможных рисков и негативных последствий или простое текстовое описание – решать самому налоговому аудитору.

Налоговый аудит риски победит!

Что такое налоговый аудит?

Налоговый аудит - это проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов.

Основная цель аудита налогов - устранение налоговых рисков и минимизация финансовых потерь компании, собственников и руководителя. Ведь в случае доначисления налогов компании грозит штраф 20% от суммы доначислений и пени, а при наличии доказательств умысла в неуплате налогов размер штрафа составит 40%. Причем руководителю, собственнику или иному контролирующему лицу может грозить уголовная, субсидиарная и имущественная ответственность. Кстати, за второе полугодие 2018 года количество дел, о привлечении к субсидиарной ответственности увеличилось в 2 раза .

Почему налоговый аудит особенно важен в последнее время?

В последнее время результативность выездных налоговых проверок превысила 98%, т.е. налоговые органы выходят на проверку только в тех случаях, когда для этого есть повод (используют риск-ориентированный подход).

Минимальная сумма доначислений по выездным налоговым проверкам в Москве составляет 16,5 млн. руб., а в регионах - 5 млн. руб. Поэтому налоговый аудит может сэкономить минимум 1 млн. руб. (минимальное доначисление 5 млн. руб. *20%).

Уже на стадии камеральных проверок налоговых декларации инспекторы могут составить представление о налогоплательщике и даже определить предполагаемую сумму неуплаты налогов. Теперь программа ФНС РФ анализирует цепочки контрагентов, наличие в них неблагонадежных налогоплательщиков, выявляет нестыковки в показателях деклараций, например, между налоговой базой по НДС и налогом на прибыль, оценивает налоговую нагрузку, рентабельность и др. показатели компаний.

Поэтому, если отчетность налогоплательщика не вызывает нареканий налогового органа - повода для назначения выездной налоговой проверки нет. Кроме того, при безупречной налоговой отчетности сокращается количество запросов из налоговой инспекции в рамках камеральных проверок, что не может не отразиться на работе бухгалтерии и эмоциональном настроении сотрудников. Уверенность в данных налоговых деклараций - спокойствие руководителя и собственника.

Чтобы у организации была такая уверенность или хотя бы реальное представление о состоянии налогового учета и отчетности и о налоговых рисках компании следует провести аудит налогов.

Кроме того, налоговый аудит проводится по инициативе собственников или руководителей компании для проверки компетенции сотрудников бухгалтерии, отвечающих за исчисление налогов. Ведь иногда налоги переплачивают, в т.ч. и в случаях, когда неправильно организовано налоговое планирование, как например, в этом кейсе .

В чем особенности аудита налогообложения (его отдельных видов)?

По желанию Заказчика аудит налогового учета можно провести за определенный период (квартал, год, несколько лет и др.) и в отношении всех или некоторых налогов:

1. Аудит налогообложения прибыли

Такая проверка необходима любой компании, применяющей общую систему налогообложения. Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание документальному оформлению расходов. Иногда из-за отсутствия внутренних документов (например, отчета о проведении рекламной акции, акта на отпуск материалов в производство, технологической карты и т.п.) налогоплательщик рискует «лишиться» налоговых расходов.

Аудит налога на прибыль особенно необходим компаниям, работающим с иностранными партнерами, в т.ч. привлекающим иностранное финансирование (при проведении аудита налога на прибыль проверяется исполнение обязанностей налогового агента и правомерность применения им ставок налога).

Виктория Варламова

2. Аудит НДС

НДС налоговые органы уделяют особое внимание (АСК-НДС3), поэтому для налогоплательщиков - это самый «риск содержащий» налог. В рамках аудита НДС производится проверка контрагентов «на благонадежность», правильность и своевременность определения налоговой базы, применения освобождения от НДС и льготных ставок (10%, 0%), порядок ведения раздельного учета НДС и др.

3. Аудит налога на имущество организаций

Аудит необходим организациям, владеющим недвижимостью. На практике были случаи, когда бухгалтер занижала налог, поскольку исчисляла его исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не по кадастровой стоимости. Или, наоборот, организации переплачивали налог, ошибочно исчисляя налог по недвижимости, не являющейся объектом обложения, как, например, в этом кейсе .

4. НДФЛ и страховые взносы

Эти «зарплатные налоги» платят все организации и у налоговых органов они под особым контролем, в т.ч. работодателей вызывают на «зарплатные комиссии», а за неуплату страховых взносов несколько лет назад была введена уголовная ответственность.

В первую очередь аудит НДФЛ и страховых взносам необходим компаниям, производящим различные социальные выплаты работникам, а также имеющим иностранных сотрудников.

5. Другие налоги и сборы

При проведении налогового аудита также анализируются другие налоги и сборы: налог при УСН, транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин, региональные и местные налоги и споры, например, торговый и курортный сбор и т.д.

Как проходит налоговый аудит организации?

    Прежде всего аудиторы знакомятся с видами деятельности Клиента. Стороны определяют период и вопросы проведения налогового аудита. Согласуют состав экспертов, методы проверки, стоимости услуг. Перед началом работы заключается Соглашение о конфиденциальности.

Некоторые Клиенты слышали, что с 1 января 2019 г. налоговые органы получат право истребовать у аудиторов документы (информацию) о деятельности их Клиентов (ст. 93.2 НК РФ введена Федеральным законом от 29.07.2018 № 231-ФЗ с 01.01.2019) и опасаются, что информация о выявленных ошибках в ходе налогового аудита станет доступна налоговой инспекции. Спешим успокоить, аудиторская компания должна предоставлять налоговым органам документы только в том случае, если сам налогоплательщик их не представит, и только в том случае, если истребуемые документы имеются у аудиторов.

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

    Налоговый аудит. Как правило, проверка проводится на территории компании-заказчика. Продолжительность проверки зависит от объема исследуемых вопросов. Комплексный налоговый аудит налоговой отчетности за год обычно занимает одну-две недели.

  • По итогам налогового аудита Клиент получает Заключение. Оно содержит:
  • выявленные ошибки и возможные налоговые риски, их числовые показатели, возможные суммы штрафных санкций и пени, рекомендации по исправлению ошибок и минимизации рисков
  • выявленные финансовые резервы (если таковые имеются)
  • Результаты проведения налогового аудита обсуждаются с Клиентом (обратная связь), чтобы прояснить все спорные моменты и ответить на уточняющие вопросы по исправлению ошибок.

Кто заинтересован в налоговом аудите?

Руководитель и собственник - им необходимо знать о налоговых рисках и оценивать возможные последствия для себя, а также быть уверенным в квалификации сотрудников бухгалтерии, в т.ч. что они правильно исчисляют и не переплачивают налоги.

Главный бухгалтер и финансовый директор. Налоговый аудит - это возможность проверить себя и сотрудников бухгалтерии (не ошибается только тот, кто ничего не делает) и разделить ответственность с аудиторами (если налоговые органы обнаружат ошибки, которые пропустили аудиторы - вины бухгалтера нет, ведь его проверяли…). Также довольно часто, аудиторы помогают главному бухгалтеру (финансовому директору) донести до руководителя информацию о рисках компании.

Как выбрать компанию для аудита налогового учета в организации?

Доверять можно только проверенным компаниям, имеющим безупречную репутацию. В противном случае теряется смысл проведения налогового аудита.

Качественный налоговый аудит не может быть дешевым.

Рекомендуем ознакомиться с сайтом компании, изучить отзывы Клиентов о ней и ее сотрудниках. Посмотрите их резюме, по возможности оцените статьи и другие материалы аудиторов этой компании, размещенные в Интернет. Проверьте членство аудиторской компании в СРО, ознакомьтесь с данными о страховании ответственности, о наличии компании в различных рейтингах и т.п.

«Правовест Аудит» - аудиторская компания, которая входит в ТОП-18 крупнейших аудиторских компаний (по данным «Эксперт РА»), член СРО «Содружество», аудиторы и эксперты - только штатные сотрудники с большим опытом работы. Мы проводим более 500 аудитов в год, в т.ч. для организаций с иностранным капиталом. Наша профессиональная ответственность застрахована ИНГОССТРАХ. Компания оказывает услуг по проведению аудита: обязательного, комплексного, налогового, МСФО, а также консалтинговые услуги и др.

Аудит налоговой отчетности представляет собой проверку финансовой документации на ее соответствие положениям НК. Данное мероприятие может быть санкционировано как контрольными органами, так и руководителем предприятия. Рассмотрим далее его особенности.

Зачем нужно проведение налогового аудита

Руководитель предприятия может инициировать проверку, не дожидаясь ревизии контрольных органов. Налоговый аудит в этом случае позволит своевременно выявить недочеты в документации и исправить их. Это, в свою очередь, предупредит санкции за нарушения, а также исключит вероятность переплат в бюджет. Специалисты, выполняющие , выявляют ошибки, которые могут возникнуть не только вследствие недостаточного профессионализма лица, ответственного за составление документации, но и по причине достаточно частого внесения изменений в действующее законодательство.

Специфика проверки

Инициативный налоговый аудит зачастую оказывается необходимым. Это особенно актуально для крупных предприятий, поскольку позволяет существенно оптимизировать затраты. Налоговый аудит может выполняться не только перед официальной проверкой контрольных органов. Целесообразно организовать ревизию и при смене гл. бухгалтера либо иного специалиста, ответственного за оформление деклараций и отчисление обязательных бюджетных платежей. Следует отметить, что в случае выявления переплат по налогам, их можно будет вернуть только в течение 3-х лет после их совершения. В этой связи своевременность аудита имеет большое значение.

Классификация

Налоговый аудит может быть:

  1. Комплексным. Этот вид проверки потребует от руководителя больших временных и финансовых затрат. Процедура предполагает масштабную ревизию всей документации. Однако при такой проверке есть вероятность того, что определенные нюансы будут пропущены. Они могут быть и незначительными, но могут оказывать и существенное влияние на достоверность сведений в отчетности. Вместе с тем комплексный целесообразно выполнять перед плановой проверкой контрольных структур. Кроме того, такая ревизия позволит выявить направления расходования средств и оптимизировать их.
  2. Тематическим. Такой вид проверки подходит тем предприятиям, которые знают свои проблемные места. Тематический аудит налогового учета позволяет провести тщательное изучение конкретных элементов отчетности. Как правило, такая проверка занимает намного меньше времени, чем комплексная, что, несомненно, является еще одним его достоинством.
  3. Структурным. Такой налоговый аудит подойдет для предприятий, имеющих сеть подразделений. В ходе этой проверки будет охвачена вся система обложения. В ходе структурного аудита можно сравнить нагрузку разных подразделений и сбалансировать ее.

Методика

Налоговый выполняется в два этапа. На первом осуществляется предварительная оценка существующей на предприятии системы обложения, на втором - проверка правильности отчислений. В свою очередь, указанные этапы включают в себя различные мероприятия. На первой стадии:

  1. Выявляются факторы, оказывающие влияние на показатели отчетности.
  2. Проверяется методика начисления платежей.
  3. Осуществляется диагностика документооборота и работы отделов, несущих ответственность за отчисления.
  4. Рассчитываются налоговые показатели предприятия.

По итогам первого этапа специалисты получают представление о специфике деятельности компании и оценивают вероятные нарушения положений законодательства, намечают слабые зоны. Сроки выполнения указанных мероприятий будут зависеть от объема документооборота и величины самого предприятия.

Проверка правильности отчислений

На этом этапе анализируются декларации по налогам с прибыли, НДФЛ, НДС, справки по авансам и пр. Средняя продолжительность проверки, как правило, не более 5 дней на одно отчисление. Если предприятие имеет несколько подразделений или ведет деятельность на разных уровнях, то длительность анализа может увеличиться. В результате анализа специалисты формулируют выводы о структуре обложения, исправляют недочеты, предлагают разные варианты оптимизации.

Экспресс-проверка

Этот в определенной степени объединяет тематический и комплексный анализ. Экспресс-проверка предполагает изучение всей отчетности в сжатый срок. Ее выполняют тогда, когда у предприятия недостаточно времени для проведения других видов аудита, а объем документации достаточно большой. Экспресс-проверка незаменима и в случаях, когда намечается приобретение крупной компании или ее доли. В ходе аудита выполняется оценка или всех или определенной их части по конкретному направлению работы.

Заключение

Налоговый аудит практически на всех предприятиях осуществляется по приведенной выше схеме. Те или иные особенности выполнения проверки могут обуславливаться спецификой работы предприятия. Например, добыча ископаемых облагается разными налогами, порядок и размер выплаты которых отличается в зависимости от сырья (минералы, нефть, металлы и пр.). Нарушения при отчислениях с прибыли, как правило, связаны с неправильным определением базы обложения, использованием льгот либо математическими неточностями. При этом ошибки при расчете НДС обуславливаются неверным применением налога к вычету. В некоторых случаях предусмотренная в законе схема используется для уклонения от уплаты его в бюджет.

Налоговый аудит – процедура, при проведении которой стоит учитывать ряд особенностей. Выясним, что это такое, когда и кем осуществляется, какова цель такой проверки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процесс по сбору и анализу разных данных на фирме позволяет определять, насколько достоверным является ее финансовое положение.

Для этого проводят ряд мероприятий, в том числе и аудиторскую проверку. При такой проверке анализируется бухгалтерская и финансовая отчетность и иные документы.

Что нужно знать

Налоговый аудит является отдельным направлением в системе отечественных проверок такого плана.

Понятие возникло не так давно, и до сих пор остаются споры относительно того, имеет ли оно право существовать. Не совсем ясна ситуация и с самим содержанием аудита.

Основные понятия

Налоговый аудит – это выполнение аудиторским предприятием специальных аудиторских заданий по рассмотрению отчетности экономических субъектов.

Цель – выразить мнение об уровне достоверности и соответствии нормативам, что установлены законодательными актами, порядке формирования и отражения в учете налоговых сумм.

Подобные проверки проводят как на малых предприятиях, так и в больших организациях. В роли заказчиков обычно выступают коммерческие фирмы, что заняты не одним видом деятельности сразу.

Чтобы не допустить ошибок при подготовке отчетов, стоит детально изучить законодательные положения. А для этого нужно знать, что такое налоги, аудит, отчеты налогового характера.

Выполняемые задачи

Налоговый аудит проводят, чтобы:

  • снизить налоговые риски;
  • выявить уязвимые моменты налоговой политики компании;
  • сформировать уверенную позицию в отношениях с бюджетом перед проверкой;
  • определить, насколько правильно исчислена сумма налогов, что должны уплачиваться в госорганы;
  • предоставить руководителю компании данные, которые нужны, чтобы оптимизировать налогообложение фирмы-клиента.

Проводя налоговый аудит, компания сможет решить такую задачу:

Действующие нормативы

На данный момент актуальна Методика деятельности аудиторов, что была одобрена Комиссией аудиторской деятельности при .

Стоит учитывать положения таких документов:

  1. Определение Президиума ВАС №ВАС-12510/12 от 8 ноября 2012.

Налоговый аудит предприятия

Определенные фирмы должны каждый год проводить аудит отчетности ().

Проверка обязательна для:

  • акционерных обществ;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • страховых предприятий;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитными компаниями.

Иные компании должны проводить аудит в таких случаях:

  • если фирма подает консолидированные отчеты;
  • если объемы выручки компании от продажи товара более 400 млн. рублей;
  • если размер активов баланса более 60 млн.;
  • если такое обязательство устанавливается иными законодательными нормами.

Полный список ситуаций, когда аудит обязателен, содержится в ФЗ № 307.

Кто осуществляет процедуру?

Налоговый аудит проводит:

  • работник компании;
  • специальная подрядная компания.

Периодически необходимо проводить внутренние проверки. На крупных предприятиях может быть создан специальный отдел, которые занимается осуществлением аудита.

Но более частая ситуация, когда предприятие составляет , что специализируется на проведении проверки.

Обязательная проверка проводится не только аудиторской фирмой, но и индивидуальными аудиторами ( , —).

Выбирая аудитора, стоит убедиться:

  • что компания является членом саморегулирующих фирм аудиторов;
  • что компания является независимой.

Аудитор должен иметь представление о том, чем на самом деле занимается организация. Часть предприятия составляют ряд фиктивных договоров, которые в дальнейшем приведут к неприятным последствиям.

Проверяющая компания должна рассмотреть все проблемные и рисковые сделки. А для этого руководство предприятия должно подать все необходимые фактические сведения.

Компания и аудитор должны взаимодействовать и потому, что так возможно своевременно исправление ошибок, что выявляются.

Нужно ли заключать договор?

Специализированные организации осуществляют аудит на основании заключенных контрактов на выполнение аудиторских заданий, где отражают все моменты, по которым требуется дать независимое мнение.

Часто договора заключаются на ряд услуг по аудиту. Осуществляют проверку не только учета готового товара, но и проводят иные мероприятия.

По какой программе?

В отличие от обязательных проверок, что проводятся за год, инициативная проверка осуществляется за любой временной отрезок и с углубленным аудитом определенного участка учета.

Инициативную проверку осуществляют с целью:

Налоговый аудит – проверка и анализ таких сведений:

  • существующей системы и вида деятельности фирмы;
  • , сделок, документооборота;
  • принципов использования базы налогообложения;
  • расчетов налоговых платежей;
  • оформления налоговой декларации;
  • своевременности и полноты уплаты налоговых сумм.

При проведении аудита используются методы, что схожи с проверками, которые проводятся представителями налоговой службы . Расчет и уплата налоговых сумм проверяется в тематическом разрезе.

Но в том случае, когда предприятие имеет сложную и объемную систему налоговых обязанностей, что имеет обособленное подразделение, применяющие разные налоговые режимы, проверка будет сплошной.

Этапы проведения

Универсальной методики проведения аудиторской проверки не существует. Проверка проводится в несколько этапов, на каждом из которых проводится ряд мероприятий.

Рассмотрим, какие этапы проведения аудита на предприятии:

  • проводят экспертизу налоговой системы, что используется в компании;
  • проверяют, правильно ли произведено расчеты и уплачено налог;
  • оформляют результаты осуществления налогового аудита;
  • выдают рекомендации.

Первый этап включает такие мероприятия:

  • осуществляется анализ;
  • изучаются элементы налоговой системы аудируемого предприятия;
  • определяется, как влияют налоговые показатели основных факторов;
  • проверяется методика расчетов налоговых сумм, что должны перечисляться;
  • оценивается документальный оборот;
  • изучается работа службы, что ответственна за расчеты и перечисление налоговых сумм;
  • оцениваются налоговые показатели аудируемой организации.

На основном этапе определяют, на каком участке налогового контроля нужно провести углубленную проверку. Предварительный анализ позволит определить все проблемные места налоговой системы компании.

А это говорит о том, что проведение полноценного является не всегда оправданной процедурой.

К примеру, уже на первой стадии можно определить, что проблемы могут возникать с экспортным , если фирма продает товар за границу, с , поскольку учет затрат и прибыли не был организован надлежащим образом.

При аудите того, правильно ли произведено расчеты налогов:

  • исследуют отчеты – декларации, расчеты по налоговым платежам, справки по ;
  • проверяют правомерность применения льгот;
  • проверяют, правильно ли определены числовые показатели;
  • анализируют, вовремя и в полной мере ли уплачено налоговые суммы;
  • оценивают корректность учетов налогов.

При оформлении результатов:

  • производится оценка результатов проверки;
  • готовятся соответствующие документы.

Формирование отчета

Результат обязательного аудита – или отчетности аудиторов, а инициативного – только отчетность.

Аудиторская отчетность – данные, что получена по итогам проверки. Она отражает данные, что стали известны аудиторам при проверке. Аудиторы не будут исправлять ошибки. Они только выявляют их.

Готовится в 2 экземплярах, один из которых остается в аудиторской компании. В отчете будет отражаться:

  • характеристика системы налогового учета предприятия и факторов, что влияют на величину налоговых платежей;
  • обнаруженные несоответствия и нарушения законодательных положений со ссылками на соответствующие законы;
  • сумма доначисленного налога, величина пени и штрафа;
  • сумма недоплаченного или переплаченного налога;
  • список налоговых деклараций, что должны быть исправлены;
  • информация о способе исправления обнаруженного нарушения и снижения налогового последствия.

Особенности проведения и оформления результатов

При проведении аудита на предприятии нужно учитывать ряд нюансов. Определим самые важные.

Налоговой политики аудируемого лица

Проверка учетной политики с целью бухучета – важный раздел аудита. Его результаты могут влиять на мнение аудиторов о достоверности финансовых отчетов компании.

Задачи:

О понятии учетной политики сказано в . Ее утверждают приказами. Системой налогового учета обеспечиваются правила первичного регистрирования фактов деятельности.

Рассматриваются организационно-технические и методологические разделы. Анализируют ряд вопросов:

  • кто проводит налоговый учет в компании;
  • как составляются формы первичных документов;
  • какие технологии используются при обработке данных для налогового учета;
  • как составляются формы аналитического регистра по налоговому учету;
  • устанавливается ли список лиц, что вправе подписывать налоговые регистры.

В учетной политике по обложению налогами выясняют:

Результат проверки учетной политики отражается в аналитических частях аудиторских заключений и является конфиденциальным. Несоответствие указывается в итоговых частях заключений.

Предприятия, что осуществляют облагаемый и необлагаемый НДС вид деятельности, и фирмы, что продают товар за границу и в пределах страны, должны предусматривать параграфы, что посвящаются организации раздельного учета НДС.

Основные нарушения:

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

Деятельность аудиторов может включать 2 компонента – обязательную проверку и сопутствующие услуги. Последние занимают все более значительное место по количеству и виду предоставляемых .

Чтобы выполнять сопутствующие услуги, исполнитель должен быть компетентным в отрасли аудита, бухучета, обложения налогами, экономики.

Сопутствующими услугами называют отличные от аудита услуги, когда выражается независимое мнение о данных предприятия.

Имеют в виду:

  • постановку, восстановление и ведение бухучета, подготовку отчетов, предоставление консультаций по бухгалтерским операциям;
  • консультации относительно налоговых платежей;
  • анализ деятельности организации и ИП;
  • консультации в отрасли экономики, финансов и управления, также относительно реорганизации и приватизации фирм;
  • автоматизацию бухучету и внедрение ИТ;
  • оценку стоимостных показателей имущественных объектов, оценку компании как имущественного комплекса и предпринимательского риска;
  • разработку и анализ инвестиционного проекта, составление бизнес-плана;
  • проведение мероприятий аудита финансовых данных и иных данных;
  • обучение согласно законодательству России специалистов в отраслях, что связаны с деятельностью аудиторов;
  • предоставление иных услуг.

Аудиторское предприятие не может вести деятельность, что влечет возникновение конфликтной ситуации с аудируемой организацией.

Сопутствующие услуги делятся на такие группы:

Сопутствующие услуги могут быть совместимыми и несовместимыми. В первом случае они предоставляются в то же время, когда проводится обязательный аудит.

Если оказываются несовместимые услуги, стоит помнить, что аудит не может быть проведен аудитором, что занимался в течение 3 лет восстановление и ведением бухучета, составлял отчеты.

Предоставляя сопутствующие услуги аудиторское предприятие должно придерживаться порядка определения степени существенности на базе системы базовых показателей

Субъекты ответственны:

  • за выполнение норм законодательства;
  • полноту и юридическую подготовку документации;
  • точность подачи документов и данных.

Результат – документ. Это расчет, консультация, письменный первичный документ, регистр учета, отчеты и справки.

При аудите предприятия дается оценка работы фирмы, проверяется отчетность и выражается мнение о том, насколько она достоверна.

Налоговый аудит в качестве отдельного вида аудита отдельно не выделяют. Его относят к категории сопутствующих услуг. А значит, он инициативный, то есть не обязательный.

Аудит предприятия – важная процедура. По итогам проведенной проверки будет определено существующие ошибки.

Станет ясно, есть ли риски того, что предприятие будет привлекаться к ответственности. Руководители получат данные о внутренних системах налогового контроля.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Контрольная работа

По дисциплине: «Налоговый аудит»

вариант №2

Выполнила: студентка 4 курса

специальности «налоги и налогообложение»

Карамли К.Т.

Проверила: Лукьяненко Л.Ф.

Самара 2016г

Задание №1

Этапы проведения налогового аудита

Проведение налогового аудита не освобождает экономический субъект (аудируемое лицо) от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация может сообщить лицу, заказавшему выполнение налогового аудита (аудируемому лицу), о своих профессиональных подходах к проведению работ, рассчитанном уровне существенности и использовании выборочного метода оценки рисков. То есть аудитор вправе рассказать своему заказчику о том, как он проверял налоговые расчеты и отчетность.

При проведении налогового аудита, оказании сопутствующих услуг по налоговым вопросам и оформлении их результатов аудиторская организация (или индивидуальный аудитор) должна руководствоваться положениями Международных правил (стандартами) аудиторской деятельности МСА N 700-799 Auditconclusionsandreporting и следующими российскими стандартами: "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" (утвержден постановлением Правительства России от 23 сентября 2002 г. N 696), "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним" (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 18 марта 1999 г., протокол N 2), и "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 20 октября 1999 г., протокол N 6).
Перед проведением налогового аудита и (или) оказанием других сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудиторская организация (или индивидуальный аудитор) должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания, относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, а также в определении состава и круга лиц, которые будут знакомиться с результатами работы, то есть создать группу или команду соответствующих специалистов.

Специальное аудиторское задание по проведению налогового аудита оформляется договором в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ. При заключении договора аудиторская организация должна руководствоваться положениями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 20 октября 1999 г., протокол N 6.

В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита и(или) других сопутствующих услуг налогового характера следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.
В процессе проведения налогового аудита и оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудитор вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) "Использование работы эксперта", одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 25 декабря 1996 г., протокол N 6, и(или) работу другой аудиторской организации в соответствии с правилом (стандартом) "Использование работы другой аудиторской организации", одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 27 апреля 1999 г., протокол N 3. Использование работы эксперта и(или) другой аудиторской организации не снимает ответственности с аудиторской организации (или аудитора) за качество оказываемых услуг.

Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности:
предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта (аудируемого лица);
проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом (аудируемым лицом) налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
Каждый раз предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта (аудируемого лица) включает в себя следующие процедуры аудита:
общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
проверка методики исчисления налоговых платежей;
правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение всех вышеперечисленных процедур позволит рассмотреть аудитору такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.
Причем любой этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ аудитором осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах по налогам и сборам и т.п.), а также правомерность использования налоговых льгот.
Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

Помимо проведения налогового аудита аудиторская организация (или аудитор) может оказывать иные сопутствующие услуги по налоговым вопросам. При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у экономического субъекта при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве.
Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией (или аудитором), должны содержать ссылки на действующие нормативные документы и акты.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательство противного.
Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых бухгалтерских счетов и первичных документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

2.Аудит налогообложения, связанного с налогом на прибыль :

Аудит налога на прибыль – процедура очень ответственная. Ведь благодаря этому платежу формируется львиная доля доходной части бюджета территории. Аудитор проверяет: верность формирования налоговой базы по этому налогу; обоснованность использования льгот; контролирует состояние расчетов перед бюджетом; анализирует методы ведения учета; проводит аудит правильности исчисления налога; контролирует составление отчетности для налоговой инспекции.

Деятельность аудиторских компаний регулирует Федеральный закон от 30.12.2008г. 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности».

ЦЕЛИ Назначением аудиторской проверки налога на прибыль является подтверждение правильности расчетов по данному платежу в бюджет, своевременность уплаты, полнота суммы, соответствие нормативам действующего законодательства.

Если рассматривать ели аудита по качественным аспектам :

ЗАДАЧИ

Аудитор должен провести анализ :

1) правильности определения налоговых ставок и налогооблагаемой базы;

2) порядка ведения аналитического и синтетического учета расчетов по данному платежу;

3) оценки правильности исчисления налоговой базы согласно установленных законом норм;

4)отражение в бухгалтерских отчетах сумм отложенных налогов;

5) своевременности перечисления платежа в бюджет.

В зависимости от особенностей деятельности предприятия задачи для аудиторской проверки могут быть расширены, дополнены другими пунктами.

ЗАКОННОСТЬ Аудиторскую проверку налога на прибыль регулирует действующие законодательство, а именно закон от 30.12.2008 307-ФЗ. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство финансов РФ выполняет функции регулятора деятельности аудиторов. Именно эта государственная структура разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, стандарты, устанавливает порядок системы аттестации, контролирует соблюдение аудиторами законодательства.

АСПЕКТЫ ПРИ ПРОВЕРКЕ

Аудит расчета налога на прибыль включает проверку основных документов предприятия:

бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, положения об учетной политике организации, налоговой декларации, оборотно-сальдовой ведомости, первичной документации, которая является подтверждением доходов и расходов компании.

Помимо перечисленных пунктов аудитор анализирует регистры бухучета по счету № 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

МЕТОДИКА АУДИТА НЕ ПРЕДПРИЯТИИ :

Все работы аудиторских компаний, связанные с налогом на прибыль, делятся на три обширных этапа. Зная об особенностях каждого из них, бухгалтерия может тщательно подготовить и самостоятельно проверить документы, подпадающие под проверку.

Итак, порядок проведения работ следующий:

1)Ознакомительный этап.

2)Основной этап.

3) Заключительный этап.

На каждом из них специалисты используют определенные методы, которые помогают достигнуть решения всех задач аудита налога на прибыль. Рассмотрим каждый подробно.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙЭТАП

Это первый этап, с которого начинается аудиторская проверка. По его окончании специалист должен выявить степень соответствия действующему законодательству используемого предприятием порядка налогообложения, выявить степень потенциальных налоговых нарушений.

Ознакомительный этап включает следующие процедуры :

Оценку систем налогового и бухучета;

Анализ аудиторских рисков;

Составление бюджета уровня существенности;

Исследование основных факторов, которые оказывают влияние на налоговые показатели;

Изучение задач и полномочий сотрудников, занимающихся начислением и уплатой налога на прибыль;

Оценку организации документооборота, который принят на предприятии. Таков план аудита на первом этапе – ознакомительном, то есть аудитор разрабатывает стратегию и тактику, определяет объем предстоящей работы.

Специалист собирает и изучает информацию о деятельности аудируемого предприятия, определяет важнейшие области контроля.

Аудитор анализирует нестандартные операции, имевшие место в течение периода, который попал под проверку. Например, изменение способа расчета налога, появление в организации новых услуг.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Название говорит о том, что это важнейший период аудиторской проверки.

На данном этапе аудитор занимается углубленным изучением и контролем тех участков налогового учета, в которых были обнаружены проблемы, несоответствия и неточности, то есть были выявлены недочеты с учетом значения уровня существенности.

Итак, специалист решает следующие задачи :

Проверка налоговой отчетности компании;

Анализ правильности определения налогооблагаемой базы;

Составление прогноза налоговых последствий для предприятия (такая процедура проводится, если выявлено некорректное использование нормативов налогового законодательства).

Остановимся подробно на видах нарушений, которые специалист может обнаружить в ходе проведения аудита налога на прибыль.

Основные ошибки это:

Неправильное формирование базы, которая подлежит налогообложению;

Отнесение в состав расходов, являющихся экономически необоснованными;

Нарушение порядка ведения метода учета, который принят в организации;

Некорректное использование льгот;

Ошибки в начислении налоговых вычетов;

Отсутствие внутренней системы, которая осуществляет контроль над начислением налога на прибыль;

Ошибки в математических исчислениях (арифметические недочеты).

Понятно, что данный этап является самым продолжительным и важным.

От аудитора требуются знания налогового законодательства, умение анализировать разнообразные хозяйственные операции, видеть документы «насквозь»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Последний пункт, который включает в себя программа аудита – заключительный этап работы аудиторов.

Проверка подходит к концу, специалист оформляет результаты аудита налога на прибыль. Аудитор составляет пакет документов и передает результат руководству организации.

В своем заключении он указывает выявленные ошибки, нарушения, приводит общий вывод по начислению налога, дает рекомендации и советы.

ВОЗНИКАЮЩИЕ НЮАНСЫ :

Аудит налога на прибыль это сложная работа, которую должны выполнять только высококвалифицированные специалисты.

Аудитору в обязательном порядке необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

1)Учесть и проанализировать все доходы и расходы, уделив особое внимание тем из них, удельный вес которых наибольший.

2) Ознакомиться со всеми актами, поступившими от Налоговой инспекции за период, подпадающий под проверку.

3) Тщательно проконтролировать правильность определения облагаемого оборота.

4) Убедиться что все суммы, учитываемые при расчете налога на прибыль, соответствуют данным бухгалтерского учета.

Грамотный специалист владеет всей информацией, которая связана с аудитом налога на прибыль. Он обязательно учтет все тонкости и нюансы, касающиеся этой процедуры.

Отдельно стоит отметить аудит при УСН, который включает:

Проверку учета основных средств;

Порядка ведения книги доходов и расходов;

Контроль формирования налогооблагаемой базы;

Выявление доходов и расходов, которые не учитываются при исчислении налоговой базы;

Своевременность и полноту начисления и уплаты налога на прибыль.

Задание №2

Аудитором получено специальное задание по поводу подтверждения информации в отчетности по налогу на прибыль.

Требуется:

1)Определить последовательность действий аудитора, составить программу;

2)Установить, какие источники должен использовать аудитор, какими способами пользоваться при выполнении задания;

3)Предположить возможность наличия нарушения в отражении информации, связанной с налогом на прибыль, описать его и определить влияние этого нарушения на объективность отчетной информации;

4)Сформировать аудиторское заключение по результатам выполнения специального задания

ПРИМЕР НА ОРГАНИЗАЦИИ (ООО)

Рассмотрим пример проведения аудита налога на прибыль в обществе с ограниченной ответственностью «Команда». Эта организация образована в 1999 году.

Уставной капитал составляет 10 000 рублей. Учредителей, которые являются сотрудниками фирмы, 4 человека, у каждого из них равные доли по 25%.

ООО «Команда» осуществляет деятельность, связанную с оптовыми и розничными поставками комплектующих к компьютерному оборудованию.

Розница проводится через торговую точку, опт через оптовый отдел. Работников в организации 30 человек.

Основный вид деятельности – оптовая торговля, доля которой в общем объеме продаж составляет 85% за 2015 год.

Работа ООО «Команда» автоматизирована, есть сайт в сети Интернет, через который организации продвигает свою продукцию. Предприятие активно развивается, предлагая широкий ассортимент, расширяя площади.

Оптовая торговля ООО «Команда» находится на общем режиме налогообложения, розница на уплате единого налога на вмененный доход.

Изучены и анализированы следующие показатели:

учетную политику;

основные методы ведения бухгалтерского и налогового учета;

способы хранения документации, связанной с деятельностью компании;

порядок и своевременность отражения в регистрах бухучета хозяйственных операций;

критические области учета.

В ходе проведения аудита была выполнена проверка соответствия деятельность ООО «Команда» действующему законодательству.

Нарушений не выявлено. Затем изучена специфика работы и принятая система бухгалтерского учета. Следующий этап – определение внутрихозяйственного риска.

По результатам данной работы есть заключение о том, что компания не занимается рискованными видами деятельности, не проводит внешнеэкономические операции, осуществляет оптовую и розничную торговлю, не имеет филиалов и дочерних организаций.

Итог – низкий уровень внутрихозяйственного риска, составляющий 50%.

Однако оценивая систему внутреннего контроля, заметим, что в ООО «Команда» никаких средств контроля нет.

Учитывая оценку системы учета и внутреннего контроля, оценим риск в 80%. Этот показатель обозначает низкую, недостаточную систему внутреннего контроля.

Риск аудита примем за 5%, соответственно риск необнаружения составляет: 5% (50% * 80%) = 12,5%. Данный показатель относится к низким значениям.

Затем выборочно проверим первичные документы, которые ООО «Команда» предоставляет своим покупателям. Ошибок не выявлено.

Участки «Учет материалов» и «Основных средств» также в порядке. Замечаний нет. Расчет амортизации проведен верно. Все акты сверки с поставщиками подписаны с двух сторон.

Единственное замечание, которое можно сделать, касается нарушения в документе ОД 1 д (Приложение № 7).

Как итог, возникли отклонения в стоимости проданных товаров и прямых затрат торговой организации, что связано с разницей в налоговом и бухгалтерском учете.

По начислению и уплате налога на прибыль нарушений выявлено не было. Все операции проводятся своевременно, декларация сдается в электронном виде.

В заключении укажем, что выявленная ошибка не привела к занижению базы налога на прибыль, рекомендуем наладить систему внутреннего контроля,

Задание №3

Ситуация:

В январе 2011 г. организацией приобретен легковой автомобиль ВАЗ- 2109 для служебного пользования по цене 105 000 руб., в т.ч. НДС 17 500. Комиссионное вознаграждение посреднической организации составило 2 % от стоимости автомобиля. По состоянию на 01.04.11 г. числится кредиторская задолженность поставщику за автомобиль в размере 60 000 руб.

Автомобиль был введен в эксплуатацию в феврале. Согласно учетной политике предприятия начисление амортизации было установлено для целей: - бухгалтерского учета

– линейный способ;

Налогового учета

– нелинейный способ.

Срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета установлен из расчета 4 года (3-я амортизационная группа).

В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

В январе:

Д-тсч. 08 К-т сч. 60 – 87 500 руб.;

Д-тсч. 19/НДС К-т сч. 60 17 500 руб.;

Д-тсч. 20 К-т сч. 60 - 2 100 руб.;

Д-тсч. 68/НДС К-т сч. 19/НДС – 17 500 руб.

В феврале:

Д-тсч. 01 К-т сч. 08 – 87 500 руб.;

Д-тсч. 60 К-т сч. 51 – 45 000 руб.;

Д-тсч. 20 К-т сч. 02 – 1 822,92 руб.;

Д-тсч. 20 К-т сч. 02 - 1 822,92 руб.

Для целей налогового учета в 1-м квартале 2011 г. учтена амортизация в размере 1822,92 руб.

1) Выявить и описать нарушения в бухгалтерском и (или) налоговом учете с указанием ссылки на нормативный документ. Выводы подтвердить расчетом.

3) Сформулировать записи в отчете аудитора

Решение

Установлены следующие нарушения:

1.В первоначальную стоимость автомобиля следует включить комиссионное вознаграждение в сумме 2100 руб. и дать исправительные проводки:

Дт 20 Кт 60 2100 – красноесторно

Дт 08 Кт 60 2100

2.Следует увеличить первоначальную стоимость автомобиля на комиссионное вознаграждение

Дт 01 Кт 08 –2100

3.Неверно заявлен НДС к возмещению- следовало заявить после оприходования автомобиля с учетом реальной оплаты поставщику, а именно 7500 руб. Излишне предъявлен НДС в бюджет по состоянию на 01.04.2002 года в сумме 10000 руб. В бухгалтерском учете запись ДТ 68 Кт19 следовало произвести только после постановки автомобиля на учет. За преждевременное и излишнее предъявление НДС из бюджета нужно самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет пени.

4.Определим бухгалтерскую амортизацию: первоначальная стоимость составит 89600 (87500+2100). Срок службы –48 месяцев. Ежемесячная амортизация составит: 89600:48=1867 руб.

Значит, за февраль и март следовало начислить 1867*2=3734. Недоначислено

3734-3645-84=88-16

5.Рассчитаем сумму амортизации для налогообложения нелинейным методом: норма амортизации в процентах к остаточной стоимости:

2: 48*100%=4,16%

Амортизация за февраль-89600*4,16%=3727

Амортизация за март (89600 –3727)*4,16%=3572

Итого за первый квартал 7299 руб. Налоговая амортизация занижена на 5476-08, в результате переплачен налог на прибыль в сумме 1314-26 (5476-08*24%).

Запись в отчете аудитора:

За проверяемый период допущены нарушения при оприходовании автомобиля Ваз 2109.

Согласно приказа МФ РФ № 26н от 30.03.2001 г. «Учет основных средств» ПБУ6/01 в первоначальную стоимость объектов основных средств, определяемую в соответствии с пунктами 8, 9, 10 и 11 настоящего Положения, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Следует увеличить первоначальную стоимость автомобиля на комиссионное вознаграждение 2100 руб. и первоначальная стоимость составит 89600 руб. Рекомендуется исправить ошибку, допущенную при определении суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета.

Вычеты сумм налога по основным средствам, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов основных средств с учетом оплаты. Излишне предъявлен НДС в бюджет по состоянию на 01.04.2002 года в сумме 10000 руб. В бухгалтерском учете запись ДТ 68 Кт19 следовало произвести только после постановки автомобиля на учет. За преждевременное и излишнее предъявление НДС из бюджета нужно самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет пени.