Ford

Урок по японская поэзия хокку мацуо басе. Урок литературы "хокку"

Урок литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе

Тема урока: "Японская поэзия. Хокку. Рисование в технике суйбокуга»

Цели урока: знакомство с японской поэзией и живописью

Формирование у учащихся универсальные учебные действия;

Личностные УУД: - воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах;

Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов и произведений живописи;

Регулятивные УУД : - менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; - ориентироваться в принятой системе учебных знаков; - оценивать результаты работы;

Познавательные УУД: - познакомить детей с жанром японского поэтического творчества хокку; японской живописью суйбокуга; - ориентироваться в содержании учебника;- находить в тексте ответ на заданный вопрос; - обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; - осознавать смысл незнакомых слов из контекста и иллюстрации учебника; - представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать умение работать в парах.

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, японская инструментальная музыка, аудиозапись чтения хокку на русском языке.

I . Организационный этап.

II . Подготовка к активному усвоению новых знаний.

1) Вступительное слово учителя.

Друзья! Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие.

Из всех необычных стран эта, пожалуй, самая необычная.

Здесь едят не за столом, а на полу. Рыбу не жарят, а едят сырой. Здесь никогда не отмечают свой день рождения, но обязательно празднуют день рождения императора. Здесь никогда не сердятся на детей и очень гордятся, что родились именно в этой стране и благодарят за это небо.

Как вы думаете, что же это за страна?

Да, это Япония.

Давайте узнаем, что интересного есть в Японии.

У вас на листе прикреплены цветные стикеры. Прочитайте, что написано внутри, расскажите друг другу, что вы узнали об этой стране (сначала соседу по парте, некоторые можно озвучить вслух):

Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.

Япония-страна восходящего солнца, она расположена на востоке.

Она расположена на островах; столица Японии город Токио.

Япония знамения такими увлечениямикак бонсай - выращивание карликовых деревьев, бонсэки - разведение мини-садов, оригами - мастерство складывания фигурок из бумаги.

В 7-8 веках здесь появилось военное сословие самураи . Люди, принадлежащие к этому сословию, бесстрашно бросались на врагов и с улыбкой встречали смерть.

Символом японца является бамбук. Он символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.

Осенью проходят также праздник любования луной и праздник любования кленовыми листьями.

Все девочки учатся искусству составления букетов икебана;

В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор.

Японцы видят красоту и в самых обычных вещах.

Японцы - вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей

В Японии очень часты землетрясения .

Самая высокая и красивая гора - Фудзияма , или Фудзи

Там в гости не ходят без приглашения. Даже к родственниками.

На новогодний праздник дарят ярко-красных кукол Дарума.

В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.

В этой стране распространены также икэбана - традиционное искусство составления букетов.

Символом японского императорского дома являются большие хризантемы . Им посвящен осенний Праздник Хризантемы.

Дети в Японии очень любознательные, они любят изобретать. До 6 лет им все разрешается, а потом их воспитывают очень строго.

Лишь одна шестая часть земли досталась ее жителям, все остальное - горы, покрытые лесами.

Говоря «я», мы указываем на собственную грудь, японец приложит указательный палец к своему носу.

Итак, добро пожаловать в Японию.

III . Работа над новой темой.

Каждый образованный человек в Японии должен уметь красиво, каллиграфически, писать и владеть мастерством стихосложения.

ПОСЛУШАЙТЕ ЭТИ СТИХИ. (Аудиозапись чтения хокку)

Вы узнали эти стихи? Как они называются?

Сегодня на уроке нам предстоит открыть для себя необычный мир японской поэзии. Одним из самых распространенных видов стихосложения являются японские стихи - хокку (хайку ), появившиеся в 17 - 18 вв.

Ребята, сформилируйте и запишете на листе тему урока.

Тема урока : « Японская поэзия. Хокку »

Расскажите, о чем бы вы хотели узнать сегодня и чему научиться на уроке? (Ответы детей)

Весь мир давно признал, что у японцев существует культ красоты. Когда- то давно предки современных японцев верили, что каждый элемент природы имеет душу.

Давайте еще раз посмотрим на эти трехстишия и постараемся открыть некоторые их секреты.

РАБОТА С ПЕЧАТНЫМИ ЛИСТАМИ.

      Прочитайте 1 задание. Что нужно выполнить?

Секреты хокку :

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

М. Цветаева

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Мацуо Басё

(В хокку 3 строки и нет рифмы или Это трехстишие, стихи не рифмуются ).

      Теперь попробуем определить структуру хокку. Это задание 2.

Прочитайте математическое выражение (5+7+5=17). Это еще один секрет хокку, но только его можно разгадать в тексте, написанном на японском языке.

Мы с вами не владеем японским языком, но можем сравнить фонетическую транскрипцию оригинала с переводом. Посмотрите на таблицу:

Поработайте в парах с оригиналом, обсудите возможные варианты решения. (Ответы детей)

Подсказка:

Сосчитайте строки. (3)

Разделите слова на слоги (или посчитайте гласные). (5+7+5)

Увидим, что в оригинале трехстишие соответвтвует схеме 5+7+5

При переводе количество слогов может меняться. Сосчитайте их.(3+6+3)

Однако суть передается верно.

3) Чтобы понять следующий секрет этих стихов, нам придется обратиться к учебнику «Литературного чтения» (автор В.Ю. Свиридова,4 класс, часть 2, стр.98) + Электронный учебник (www .cm .ru )

Давайте прочтем еще несколько хокку японских поэтов и подумаем над их образами.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ ДЕТЬМИ.

После чтения, детьми дается ответ на вопрос:

Какая тема объединяет эти трехстишия? ______________________ (тема природы).

Если дети затрудняются с ответом, то можно задать наводящий вопрос о том, чем всегда восхищались японцы? (природой)

И не просто природой, а в центре хокку один художественный образ, непременно адресованный к какому-то из четырех времен года , плюс определенное настроение.

ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ стихов и определение времен года и настроения.

Отсюда, оттуда –

Отовсюду они хороши,

Алые клёны. (Бусон)

Время года – осень, подсказка – алые клён, настроение -восхищение.

Видели всё на свете

Мои глаза – и вернулись

К вас, белые хризантемы… (Иссё)

Время года – осень, подсказка – белые хризантемы, настроение -грусть.

Камнем бросьте в меня!

Ветку цветущей вишни

Я сейчас обломил. (Кикаку)

Время года – весна, подсказка – цветущая вишня, настроение - негодование.

Как же это, друзья?

Человек глядит на вишни в цвету,

А на поясе длинный меч! (Кёрай)

Время года – весна, подсказка – цветущая вишня, настроение -удивление.

        Чтобы открыть все секреты японских стихов одного урока очень мало. Поэтому мне очень хочется, чтобы вы дома самостоятельно поработали с Электронным учебником стр.98. Задание «Прочитай вместе со взрослыми»

Познакомьте своих родителей, друзей с хокку, расскажите, что интересного узнали сегодня на уроке.

ФИЗМИНУТКА Игра «Японская школа»

Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.

IV . Рисование в стиле суйбокуга. Презентация.

1) Вступление

Что нужно уметь человеку, чтобы видеть красоту вокруг себя? (уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в неброских признаках)

Мастера японской поэзии призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!

И поэту, и живописцу в Японии присуще одно и то же понимание природы, но, выделяя в природе одни и те же моменты, они подчеркивали своё отношение к ним.

2) Показ слайдов и рассказ учителя (1-5)

Горные пейзажи Японии, её туманные острова, необыкновенно красивая природа не могут не волновать. Если мы посмотрим произведения мастеров японской живописи, то отметим какую-то необыкновенную силу завораживающего таинства природы. Все не просто изображено, а передано как драгоценность и неповторимость.

Любимые мотивы - горы и воды, цветы и птицы, травы и насекомые. Монохромная или слегка тонированная гамма туши и минеральных водяных красок позволяет создать необыкновенно поэтический, философского содержания пейзаж, в котором художник давал простор своей фантазии.

3) Знакомство со стилем суйбокуга (слайд 6-10).

Живопись тушью (суйбокуга, или суми-э) - китайский стиль, заимствованный японскими художниками в XIV веке. Постепенно адаптируясь к японским вкусам, суйбокуга превратилась в конце XV века в основное направление японской живописи.

Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк.

Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным-давно признали "цветами" туши. Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью.

4) Рисование тушью картины (слайд 11-16)

5) Выставка работ.

V . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового узнали? Что вас удивило? Взволновало?

Наш урок заканчивается. Я благодарю вас за работу, думаю, что ваши творческие работы заслуживают наивысшей оценки.

Закрасьте на шкале трудности соответствующий кружок. Кому было очень трудно? Кому очень легко? Поставьте флажок на покорённой вершине гор творчества. Кто поставил на самую высокую вершину? Почему?

2 вариант

Взгляните: Это ветка сакуры. Но на ней нет цветов. Цветы лежат у вас на столах. Если вы довольны сегодняшним уроком, если он оставил какой-то след в вашей душе, прикрепите цветы к этой ветке. Пусть произойдет чудо, и она расцветет на ваших глазах.

VI . Организация домашнего задания.

По выбору: найти и принести на урок хокку других японских поэтов или попробовать сочинить своё хокку на любую тему. Изобразить созданный поэтом (или вами) образ рисунком.

Литература.

    Бабочки полет: японские трехстишия. М.: Лабиринт Пресс, 2002.

    Барчева Т.Ф. В стране восходящего солнца // Читаем, учимся, играем. -2003. - № 4.

    Басё. Лирика. Минск: Харвест, 2008.

    Владимирова Н. Путешествие в страну восходящего солнца // Литература. - 2004. - № 45.

    Гордеева И.П. Цветение сливы // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 6.

    Дегтяренко Н.М. Здравствуй, Япония! // Читаем, учимся, играем.- 2003. - №

    Детская энциклопедия. 2001. - № 10.

    Каратеева Т. Поэзия Востока // Литература.- 2002. - № 42.

    Ковальская М.В. Страна восходящего солнца // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 6.

    Картинки, плывущие мимо // Эскиз. - 2005. - № 8.

    Малютин Н. Неужели японцы думают по-другому? Да! // Всемирный следопыт. - 2001. - № 3.

    Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации. / Гл. ред. М.Аксенова. М. Аванта +. 2003.

Приложение 1.

Рабочий лист ребенка

Ф.И. ____________________________________

Тема урока : __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Секреты хокку :

    Расставь рифму в стихах. Сравни их. Сделай вывод.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

М. Цветаева

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Мацуо Басё

Вывод: ___________________________________________________

    5+7+5=17

    Работа с учебником «Литературное чтение», автор В.Ю.Свиридова, стр. 98. Прочитайте хокку и ответьте на вопрос.

Какая тема объединяет эти трехстишия? _________________________

Приложение 2.

Японские трехстишия - хокку

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Мацуо Басё

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу

Долгий день напролет
Поет - и не напоется
Жаворонок весной.
Мацуо Басё

Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.
Мацуо Басё

Утка прижалась к земле.
Платьем из крыльев прикрыла
Голые ноги свои:
Мацуо Басё

Ночная тишина.
Лишь за картиной на стене
Звенит-звенит сверчок.
Мацуо Басё

Тихо, тихо ползи
Улитка по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса

Видели все на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.
Косуги Иссе

По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!
Кобаяси Исса

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Кобаяси Исса

Вишни в весеннем расцвете.
Но я - о горе! - бессилен открыть
Мешок, где спрятаны песни.
Мацуо Басе

О ветер со склона Фудзи!
Принес бы на веере в город тебя,
Как драгоценный подарок.
Мацуо Басё

    Гости в классе у нас!

Приходите еще…. (Мы вам так рады!

Урок литературы в 7 классе: « Мир японской поэзии. Хокку ».

Зинина Елена Александровна

у читель русского языка и литературы

МОУ СОШ №13 г. Егорьевск



Цель урока:

    познакомить учащихся с особенностями японской поэзии.
Задачи урока:
    дать представление о понятии «японское хокку»,раскрыть особенности жанра; формировать навыки выразительного чтения и монологической речи учащихся; вызвать интерес у учащихся к японской культуре; развивать творческую деятельность воспитанников.

Оборудование: Компьюторная презентация, японская музыка (С D), свитки с изображением цветов, «музыка ветра».Литература: Учебник-хрестоматия для 7 кл. (авт.-сост. В.Я.Коровина), опорный конспект для воспитанников, тексты хокку для индивидуальной работы.
Словарь урока: Хокку (хайку), икэбана, миниатюра, кимоно, токонома, э – ута.

ХОД УРОКА
I. Вводный этап.
II. Подготовительный этап. Учитель : Сегодня мы с вами вновь прикоснемся к миру прекрасного – миру поэзии. Это будет поэзия самой загадочной и неповторимой страны – Японии. Мы познакомимся с ее историей, культурой, традициями. Едва-едва я добрел,
Измученный, до ночлега…
И вдруг - глициний цветы!
Мацуо Басё

Всего три строчки. Несколько слов. А воображение нарисовало картину: усталый путник, который много дней был в пути. Он голоден, измучен, и вот, наконец, ночлег! Но наш герой не спешит войти в дом, согреться и отдохнуть, потому что вдруг забыл обо всех невзгодах на свете: он любуется цветами глициний. Как вы думаете почему путник замер и любуется цветами? В Японии глициния одно из самых любимых растений. По-японски называется Фуджи (Фудзи), как самая высокая гора Японии. Глициния в литературе символ всего красивого, утонченного, изысканного. Красота - в глубине вещей. Сумей ее заметить, а для этого нужен тонкий вкус. Японцы не любят симметрии. Если ваза на столе будет стоять посередине, ее автоматически сдвинут на край стола. Почему? Симметрия как законченность, как завершенность, как повторение неинтересна. Так, например, посуда на японском столе (сервиз) будет обязательно с разным рисунком, разного цвета. Может поэтому японскую культуру, причисляют к «закрытым» культурам. Не сразу, не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота памятников японского искусства. Мне хочется познакомить вас с культурой этой удивительной страны. Воспитанники нашей школы подготовили презентацию, хочу предложить двум ученикам ее прокоментировать. (Демонстрация презентации) Ученик (в дальнейшем «У»): Япония – островное государство в Восточной Азии. Всего около 4 тыс. островов. Столица - Токио. Форма правления - конституционная монархия.
У . : Японский флаг, называется Хиномару. Японию называют – Страной восходящего солнца, поэтому на государственном флаге изображено солнце.
Герб Японии – хризантема главный цветок страны назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ.

У .: Глава государства – 125-й правящий император Акихито. У .: Большинство верующих - исповедуют буддизм и синтоизм. У .: Кимоно, традиционная мужская и женская одежда японцев. Представляет собой прямой халат с поясом и широкими рукавами. Мужские кимоно отличаются от женских только расцветками. У .: Одно из древнейших искусств японцев – миниатюра. Для традиционной японской живописи характерно большое разнообразие стилей, форм и техник. Живописные произведения могли иметь форму висячих свитков, в виде отдельных альбомных листов, они украшали веера, ширмы, стены. У .: Токонома - декоративная ниша в японском доме, используемая для размещения украшений - свитка живописи, каллиграфии или вазы с цветами. У .:Икебана – «жизнь цветов». Классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад, восходит к древнему буддийскому ритуалу возложения цветов на алтарь. В композиции присутствуют три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Учитель : Кто из вас может добавить к выступлению ребят? У. : В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках ее цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.
У .: Японцы– вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей. У. : Япония – родина каратэ. У .: На каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему. У .: Около каждого жилища есть садик. Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни. У .: Сумо – национальный вид спорта японских тяжеловесов. У .: Я понцы видят красоту в самых обычных вещах.
Учитель : Спасибо! Я тоже хочу добавить. Кто не любит из вас пить чай? Для нас это обыденно, а в Японии это своеобразным ритуал, в которой каждая деталь, предмет имеют особое, неповторимое значение. Искусство чайной церемонии открывает красоту в обыденном и неприметном. Главным предмет чайной церемонии – чайница. Она украшалась особой картиной – стихами Э-утой. Э-ута - традиционный жанр искусства Японии, объединяющий поэзию, прикладное искусство и каллиграфию. Основное правило жанра – что рисуется, то не пишется; что написано, не изображается . На любой чайнице можно прочесть трехстишье, вот одно из них: Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке - Это ее душа.

Вспомните, какой мы обычно видим иву?
Это дерево с серебристо-зелеными листочками, склоненное у воды, у дороги. Все веточки ивы печально опущены вниз. Недаром в поэзии ива - символ печали, грусти, тоски. Печаль, тоска - это не твой путь, говорит нам поэт, отдай этот груз иве, ведь она вся - олицетворение грусти.
Что вы можете сказать о соловье?
Эта птичка невзрачная, серенькая, но как поет!
Почему же соловей - это душа печальной ивы?
По-видимому, мы узнали о мыслях, о мечтах, о надеждах деревца из песни соловья. Он и поведал нам о ее душе, загадочной и красивой.
На ваш взгляд, соловей поет или молчит?
Учитель : Звучит просто, но прекрасно – это и есть хокку. Вряд ли в какой-либо другой поэзии найдется жанр, который полнее и ярче, чем японское хокку, выразил бы то, что называют национальным духом японского народа.

Ш. Основной этап. Когда же появились стихи хокку, кто их писал, кому они предназначались? Возникновение хокку связано с развитием в Х VI веке шуточной поэзии хайкай. Более древним видом японской поэзии являются пятистишия – танка. Первыми поэтами были придворные императора. Считалось похвальным умение по любому поводу и тут же, на месте, создать стихотворение. Темы стихотворений: времена года, любовь, разлука, странствия. В XVII веке произошел переход хокку из шуточной поэзии в лирическую. Хокку – не просто поэтическая форма, а нечто большее – определенный способ мышления, осбый способ видения мира. Создателями этого жанра были князья и воины-самураи, монахи и учителя, врачи и художники. Во тьме безлунной ночи Лисица стелется по земле, Крадётся к спелой дыне.
Хокку (хайку) – японское лирическое стихотворение о природе, о нерасторжимом единстве природы и человека. В хокку всегда есть какая-то недоговоренность, мудрость, философская мысль. Отличается краткостью и своеобразной поэтикой, состоит из 3 строк, содержит 17 слогов (с внутренним делением на три неравные части по числу слогов 5 – 7 – 5). Рифмы в хокку нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия – предмет большой заботы японских поэтов. Я прочту вам стихотворение на японском языке: Сидзукаса я
ива – ни симииру
сэми – но – коэ.

В переводе звучит так:
Тишина кругом.
Проникает в сердце скал
Легкий звон цикад.
Какую картину рисует поэт в этом стихотворении? Чем необычны эти стихи? -короткие;
-простые;
-о природе, о своих чувствах;
-всегда есть какая-то мудрость, философская мысль. Автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свое мнение не навязывает.
Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах! Самый знаменитый автор хокку – великий японский поэт Мацуо Басе. Мацуо Басё (1644 – 1694) – классик японской поэзии, который определил основные правила хокку – это лирическое стихотворение, построенное на выразительной детали, чаще всего посвященное природе В хокку очень редко встречаются метафоры, образные эпитеты. Вдоль и поперек исходил поэт Японию. Отыскал самые красивые уголки в глубине гор, на морском побережье и воспел их в стихах: Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы...
Поэту удалось передать то, что он увидел: умирая цветы, дают жизнь новым цветам! Жизнь продолжается! Как поэт пронзительно и тонко чувствует и точно изображает природу! Словно художник рисует картину-миниатюру! В литературе это называется рисование зрительного образа. Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта. Обратимся к учебнику. Прочтите стихотворения Мацуо Басе в учебнике-хрестоматии (стр.231). Выберете и прочтите стихотворение, которое больше всего понравилось. Последователь Басё – Кобаяси Исса (1763 – 1827). Собственная жизнь, судьба отразилась в творчестве поэта. Он соединяет низкое и высокое, утверждая, что каждая малость, каждая тварь в этом мире должна цениться наравне с человеком. Исса много странствовал, он оставил богатое поэтическое наследствие: более шести тысячи хокку, дневники, шуточные стихи. Вот одно из них: Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же...
Какая картина вам видится? Что чувствует поэт? О чем он хотел сказать в своем трехстишии? Это стихотворение написано на смерть его маленькой дочки. Буддизм учит не переживать из-за ухода близких, ведь жизнь - росинка… Но прислушайтесь к голосу поэта, сколько пережитого горя в этом «и все же…» Давайте почитаем стихи Кобаяси Исса. Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету.
Какое из стихотворений вам наиболее ближе? Почему? Как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?
У .: Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают.
У .: Они любят: деревья, камни, цветы и всех живых существ.
У .: Японцы видят красоту и в самых обычных вещах, они поклоняются природе. IV. Закрепление. Как вы считаете, трудно ли написать хокку?
Давайте попробуем стать японскими поэтами. Прежде чем приступить к работе, вспомните правила написания хокку. (Ответы учеников).

1. Закончите хокку, придумав подходящую по смыслу последнюю строку. 2. Работаем по вариантам. Ваша задача закончить хокку самостоятельно. Предлагаю вам попробовать самим написать хокку.
3. Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно или можете воспользоваться, предложенными темами в четырех вариантах. Выбираете любой вариант.
Вариант 1 : Солнце зимнего дня...
Вариант 2 : Шепнул мне на ухо ветер…
Вариант 3 : В небе такая луна…
Вариант 4 : Цветок распустил С каким жанром японской поэзии мы с вами познакомились? Кто запомнил основных японских поэтов? Какое стихотворений запомнилось, из тех которые мы разбирали на уроке?
(Ответы учеников).
V. Подведение итогов .
Молодцы! Вы постарались на славу! В заключение хочу сказать вам что-то на японском языке – гокуросама! Что означает – спасибо за помощь! Во многих странах мира есть последователи и ценители японских хокку. Среди наших учителей тоже есть такие люди, которые слагают миниатюры-хоку. С одним из них я хочу вас познакомить:
Мел скрипит по доске Не знаю, не могу, не хочу, не буду: Идет урок в нашей школе. Это стихотворение написала ученица Шварц Даша.
VI. Домашнее задание . Домашнее задание выберите из предложенных вариантов для себя сами.
А. Подготовить выразительное чтение понравившихся хокку, объяснить их содержание (с. 230-233).
В. Продолжить работу с текстами на листах для творческой работы.
С. Попробуйте сочинить собственные хокку, передать в них свое настроение, свое отношение к природе, к жизни (подобрав к ним иллюстрации или нарисовать рисунок).
7

Учёные утверждают, что Америка была открыта однажды, а вот Японию открывают до сих пор. Культурные традиции этой страны кажутся европейцам необычными. Этим и объясняется непреходящий интерес к япрнской культуре. Мы хотели. чтобы данный урок стал для учащихся своеобразным открытием этой страны, её культуры и литературы, которую называют " душой народа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Японские трёхстишия хокку.

Цели и задачи:

  1. В увлекательной форме познакомить учащихся с культурными традициями и искусством Японии, с жанром лирического стихотворения хокку, личностью его фактического основоположника Басё.
  2. Обратить внимание учащихся на нравственный смысл японских традиций(одухотворение природы, защита всего живого, умение найти красоту в обыденном).
  3. Развивать творческое мышление учащихся через создание словесных миниатюр на тему выбранных хокку, рисунков и поделок из бумаги.
  4. Работать над эстетическим воспитанием учащихся на материале данного урока через иллюстрации, музыку, выразительное чтение стихов.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Учёные утверждают, что Америка была открыта однажды, а вот Японию открывают до сих пор. Культурные традиции этой страны кажутся европейцам необычными. Эти и объясняется непреходящий интерес к Японии. Возможно, наш урок послужит для вас, ребята, своеобразным открытием этой страны, познакомит вас с культурными традициями Японии, литературой, которую справедливо называют «душой народа».

2.Проверка домашнего задания (по статье учебника).

Учитель:

Из статьи учебника вы знаете, что хокку -краткое лирическое стихотворение. А в чём достоинство короткого стихотворения? (можно сжато передать свою мысль).

Что является предметом изображения в хокку?(природа).

Чем хокку отличается от пословицы?

Что роднит хокку с живописью?

Почему поэты не стремились растолковать до конца всё в своём хокку? (задача поэта -разбудить воображение).

3. Слово ученика о Мацуо Басё.

В 1644 году у небогатого самурая родился Сын Мунэфуса- будущий великий поэт. Отец его и братья были людьми образованными, преподавали каллиграфию. Став взрослым, юноша пошёл на службу к местному феодалу. Казалось, его жизнь будет спокойной и безбедной. Но вдруг, к удивлению и протесту родных, оставил службу и отправился в город. Он писал стихи и мечтал их напечатать. Талант его был оценён. Журналы опубликовали его стихи, он часто выступал на поэтических турнирах. Но известность не принесла ему богатства. У него, как говорится, не было ни кола, ни двора. Один богатый ученик подарил ему хижину. Поэт посадил рядом банановые саженцы, которые он очень любил. А стихи стал подписывать словом « Басё», что значит « банановое дерево». Поэт не стеснялся своей бедности. Он считал, что главное - уметь видеть красоту, понимать её, заниматься любимым делом и быть независимым. Однажды его постигло ненастье - сгорела хижина и весь нехитрый скарб. Он писал:

Странник! Это слово

Станет именем моим.

Долгий дождь осенний.

Поэт отправился по дорогам Японии. Терпел нужду, холод и голод. Друзья построили для него новый домик. Но, немного прожив там, Басё вновь отправился в путь. После каждого путешествия- новый сборник стихов. А в стихах -зарисовки сельского быта, картины природы, размышления о жизни. У Басё было много учеников, которые совершили целый переворот в японской поэзии. Нет японца, который бы не знал на память хотя бы несколько хокку Басё. В Японии ценят и любят его стихи. На нашем уроке вы услышите хокку Басё и других японских поэтов.

4 .Вопросы-информаторы. Учащиеся должны найти ответы на эти вопросы в статье учебника.

1) В русской народной поэзии ива - символ грусти. Не зря в песне поётся «ивушка плакучая». Почитайте хокку, которое доказывает, что и у японцев- ива тоже олицетворение грусти, печали.

(Все волнения, всю печаль

Твоего смиренного сердца

Гибкой иве отдай.)

2)Один из журналистов, работающий в Японии, писал, что расцветка повседневного кимоно (национальной одежды) напоминает о сером морском песке, о разбросанных на нём водорослях, о замшелых камнях, о свинцовой глади океана. Эти цвета японской природы соответствуют мировоззрению буддизма (одной из традиционных религий страны), находящего в них непостижимую красоту. Непостижимая красота неброского, обыденного…. Не о ней ли говорит Басё в одном из своих хокку?

(Проталина в снегу.

А в ней - светло-лиловый

Спаржи стебелёк).

3)А теперь обратимся к хокку другого известного японского поэта Кабаяси Исса.

В июле и декабре японцы отправляются туда, где родились и выросли. После свидания с родиной они возвращаются нагруженные изделиями местных умельцев, маринадами и копчёностями домашнего изготовления. От взгляда на деревянную куклу, выточенную деревенским соседом, от смакования сливы, замаринованной по деревенскому рецепту, от фотоснимков родных мест теплеет у японца на сердце. Всё, что раньше казалось привычным, вдруг чудесно преображается и кажется самым красивым. И тогда в памяти возникают строки поэта Исса о родине. Прочтите эти строки.

(На родине моей

Цветёт вишнёвым цветом

И на полях трава).

4)У японцев принято всей семьёй сидеть и любоваться каким-то природным явлением. Расцветает японская вишня-сакура, и все соседи семьями рассядутся кружком под вишнями, будут любоваться нежно - розовыми цветками. В этот час они ощущают себя одной большой семьёй, которая будет вместе и в труде, и на отдыхе. Найдите хокку, которое могли бы прочитать японцы в этот час.

(Чужих меж нами нет.

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету).

5. Прослушивание музыкальной пьесы Равеля « Императрица статуэток».

6. Выступление учащихся о японских традициях.

Матрёшка.

Знаменитая русская матрёшка уходит своими корнями к японской кукле кокэси. Первую русскую матрёшку из восьми фигур, изображающую девочку в сарафане и платочке, создал московский художник Сергей Малютин. В 1898 году в Москве на ярмарке он приобрёл японскую деревянную куклу, выточенную в форме яйца, внутри которой можно было обнаружить другую. На токарную форму было нанесено изображение седоусого старика. Расписана была игрушка блёклыми красками. Малютин попросил токаря изготовить форму, а расписал игрушку по-своему. И дал ей простое русское имя- Матрёша.

Потом таких кукол стали вытачивать и другие мастера. Прижилась она и на нижегородской земле, в Семёнове. В отличие от японской – наша кукла - любимая игрушка детей младшего возраста. В Японии кукла имеет другое предназначение. Ими украшают дома. Это предмет любования во время празднования Дня мальчиков и дня девочек.

И ты постояльцев

Нашла весной, моя хижина.

Станешь домиком кукол.

Праздник девочек.

Вот из домика вышли…

Разве ваши лица могла я забыть?

Пара праздничных кукол?

(Ёса Бусон)

Взрослая девушка, увидев свои куклы. Вспоминает чудесный детский праздник. 3 марта отмечается в Японии день девочек- Фестиваль кукол- Хина мацури. Это добрый и тихий праздник. Особенно его ждут девочки от 7-ми до 15 –ти лет. В этот день они с мамами в нарядных кимоно ходят в гости, дарят и получают подарки, угощаются сладостями и любуются куклами. После праздника их аккуратно заворачивают в бумагу, укладывают в коробки и убирают до следующего года.

Праздник мальчиков.

5 мая отмечается праздник мальчиков. Он называется танго –но сэкку. Этот праздник ассоциируется прежде всего с воинскими доблестями и достоинствами. На верхней ступеньке всегда устанавливается кукла –самурай в полном боевом облачении. Самурай- это японский рыцарь. Кукла не только должна радовать глаз ярким убранством, но и воспитывать в мальчиках смелость, настойчивость, силу духа, стремление к победе, то есть качества, необходимые самураю. Давно уже нет в Японии самураев, но обычаи праздника сохраняются, ведь настоящий мужской характер неплохо иметь и современным молодым людям.

Едкая редька и суровый

Мужской разговор

С самураем.

Веера.

В Японии есть понятие « изящные досуги». Одним из таких досугов является изготовление веера.

Веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера впервые появилось именно в Японии, и ни в какой более стране мира. На веере преподносили подарки.

О ветер со склона Фудзи!

Принёс бы на веере в город тебя,

Как драгоценный подарок.

Оригами.

Оригами- очень древнее искусство. Ему столько же лет. Сколько и бумаге, которую изобрели в Китае более двух тысяч лет назад. Из Китая бумага перекочевала в Японию. Она была очень дорогой, и её использовали только в храмах. На свадьбах жених и невеста обменивались бумажными бабочками. Со временем бумажные фигурки превратились в игрушки для детей. Это искусство японцы называли оригами(« ори»- складывать, « гами» - бумага).Столетия существовало это искусство в Японии, а сейчас распространилось по всему миру.

Икэбана.

Ещё один «изящный досуг» –икэбана – искусство составления букетов. Каждая композиция-это символ живой природы, внесённой в дом. По законам икэбана, букет должен состоять из растений разной высоты: высокие - небо, средние- человек, низкие- земля. В икэбана должно быть 5 цветков (или кратное пяти). Искусству составления букетов обучают детей с малого возраста.

Икэбану дарят родным или друзьям на праздник или просто из добрых чувств, расположения друг другу. В доме каждого японца есть специальная ниша в стене -таконома, где на низкой подставочке всегда стоит ваза с живыми цветами. Иногда водном букете сходятся цветы, никогда в природе не растущие рядом. Владимир Цветов- автор книг о Японии, писал, что однажды в семье знакомого японца увидел хризантемы в обрамлении причудливо изогнутых сосновых веточек. Его поразило непривычное сочетание растений и их утончённая красота.

Глядя на эту композицию, он вспомнил хокку:

Видели всё на свете

Мои глаза -и вернулись

К вам, белые хризантемы.

Хризантемы- национальный цветок Японии. Он стал предметом воспевания поэтов и художников. В этой стране есть Праздник Хризантем.

Праздник Хризантем.

9 сентября вся Япония отмечает Праздник Хризантем.Во всех городах встречаются хризантемные строения и клумбы. По улицам ездят машины, украшенные разноцветными хризантемами.
Цветы для выставки выращивают школьники, сотрудники фирм и парков, домохозяйки - все желающие!

На кусте хризантемы оставляют только один бутон, срезая все лишние бутоны. Тогда единственный цветок вырастает огромных размеров. Японские дизайнеры создают из хризантем огромные фигуры реальных исторических лиц, героев легенд и персонажей литературных произведений.
Каркас куклы делается из бамбука, голова и руки - из папье-маше. Остальное - это хризантемы разных размеров и окраски. Каждую неделю мастера обновляют цветы. В Японии есть орден хризантем. Это самая высшая и почётная награда.

Это растение воистину окружено любовью и заботой. Есть поверье, что собранная с хризантем роса продлевает жизнь.

И мотылёк прилетел.

Он тоже пьёт благовонный настой

Из лепестков хризантем.

Лепестки хризантем даже заваривали в чай.

Чайная церемония.

Другая неотъемлемая часть японской культуры и жизни японцев- чайная церемония. Не случайно говорят не «чаепитие», а « церемония». Пьют чай, медленно поднося чашку ко рту. Сама церемония состоит из двух процессов: кипячения воды, заварки чаем (в порошке) и подготовке чайной посуды. Всё с особым церемониальным движением руки и при неподвижно строгом лице. Готовясь к чайной церемонии, тщательно подбирают букеты цветов, посуду для чая. Место чаепития - специальный чайный павильон в стороне от мирской суеты. Эта средневековая традиция сохранилась и до наших дней. Журналист Цветов вспоминал, как однажды он стал участником такой церемонии, где все разливали чай в чашечки и начинали, не торопясь, пить чай. Все говорили так тихо, наливали чай и расставляли налитое так осторожно, что и гости из России тоже стали брать чашки и ставить их на стол медленно – медленно. Все двигались словно завороженные.

Пьёт свой утренний чай

Настоятель в спокойствии важном.

Хризантемы в саду.

7 . Заключительное слово учителя.

Особенностью японской культуры является то, что человек не воображает себя господином природы, которую он должен покорять. Наоборот, жители Страны Восходящего Солнца любовно вглядываются в природу, взаимодействуют с ней, стараясь не нарушить её. Они умеют понимать и чувствовать её. А все мысли и чувства человека, как известно, находят отражение в литературе, в поэзии.

8. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на предложенное хокку.