Ford

Основы проектирования станций технического обслуживания легковых автомобилей: Учебное пособие. Проект придорожной станции технического обслуживания автомобилей Чертежи станций технического обслуживания автомобилей

Введение

1. Исходные данные к курсовой работы

3. Расчет количества постов предприятия автосервиса

4. Расчет параметров производственной базы

5. Расчет капитальных вложений

6. Расчет количества производственного персонала

7. Состав затрат на выполнение работ (оказание услуг)

7.1 Расчет затрат на запасные части

7.2 Затраты на содержание помещения

7.2.1 Затраты на освещение

7.2.2 Затраты на отопление

7.2.3 Затраты на потребление водоресурсов

7.2.4 Затраты на водоресурсы, необходимые для уборки помещения

7.2.5 Затраты на содержание и обслуживание оборудования

7.2.6 Затраты на амортизацию

7.3. Расчет фондов заработной платы

8. Смета затрат

9. Расчет финансовых результатов на предприятиях автосервиса

10. Расчет показателей экономической эффективности

Заключение

Библиографический список


Введение

Проектирование новых станций технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА), их реконструкция, расширение осуществляются по общим правилам проектирования предприятий, зданий и сооружений в соответствии со СНиП 1.02.01-85.

Особую роль при разработке проектов СТОА играет технологическое проектирование, результаты которого во многом определяют технический уровень производства ТО и ТР автомобилей и служат основой для разработки других частей проекта, что оказывает существенное влияние на качество проекта в целом. В основу технологического проектирования положены современные технология и организация производства ТО и ТР автомобилей, максимальная механизация производственных процессов, эффективное использование площадей, рациональное взаимное расположение производственных, складских и вспомогательных помещений.

В нашей стране на сегодняшний день парк легковых автомобилей увеличивается. Также возрастает потребность в техническом обслуживании и техническом ремонте легковых автомобилей.

В связи с этим ростом, возникает необходимость строительства новых станций технического обслуживания легковых автомобилей.

Одной из первых (и самых сложных) проблем для такого бизнеса может стать выбор места. Эта проблема довольно остра. От места, как и в любом другом бизнесе по оказанию услуг населению, зависит многое. Хотя автовладелец - имеет возможность проехать километр-другой в поисках условий получше ему, но практика показывает, что большинство из них идет по пути наименьшего сопротивления - то есть при отсутствии четких предпочтений обращается в тот автосервис, который оказался под рукой. Весьма действенна, кстати, самая незатейливая реклама - «наружка» у въезда к автосервису, то есть и для привлеченных с помощью рекламы клиентов в конечном счете решающим фактором выбора стало то обстоятельство, что автосервис оказался у них на пути.


1. Исходные данные к курсовой работе

Исходные данные представлены в таблице 1:

Таблица 1- Исходные данные


2. Расчет годового объема работ предприятия автосервиса

Годовой объем работ предприятия автосервиса включает работы по ТО и ТР легковых автомобилей и приемке-выдаче.

Для расчета годового объема работ

необходимо произвести распределение обслуживаемого парка по классам легковых автомобилей (таблица 2).

Таблица 2-Распределение парка легковых автомобилей по классам

Распределение парка легковых автомобилей по классам осуществляется, исходя из числа обслуживаемых легковых автомобилей в год, в соответствии с заданным вариантом, с учётом среднестатистических данных о сложившейся структуре парка легковых автомобилей в стране (таблица 2).

Рассчитаем удельную трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей, чел*час /1000 км, которая рассчитывается по формуле (1):

(1) - нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей по ОНТП, чел*час/1000 км; - коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от числа рабочих постов по ОНТП, составляет 1,05; - коэффициент корректирования в зависимости от климатического района по ОНТП, составляет 1.

Тогда удельная трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей составляет:

.

Расчет удельной трудоемкости ТО и ТР сводится в таблицу 3.

Таблица 3-Расчет удельной трудоемкости ТО и ТР

Класс легковогоавтомобиля Нормативнаяудельная трудоемкостьТО и ТР,чел*час/1000 км УдельнаятрудоемкостьТО и ТР,чел*час/1000 км
Особо малый 2 1,05 1 2,1
Малый 2,3 1,05 1 2,42
Средний 2,7 1,05 1 2,84

Годовой объем работ по ТО и ТР легковых автомобилей, чел*час, рассчитывается по формуле (2):

; (2)

где А – число обслуживаемых легковых автомобилей

L – среднегодовой пробег 1 легкового автомобиля составляет 19300 км.

- удельная трудоемкость ТО и ТР, чел*час/1000 км

Расчет годового объема работ по ТО и ТР сводится в таблицу 4.

Тогда годовой объем работ по ТО и ТР легковых автомобилей составит:


чел*час.

Таблица 4-Расчет годового объема работ по ТО и ТР

Класслегковогоавтомобиля ЧислоАвтомобилейА Средне-годовойпробег, км L Удельнаятрудоемкость,чел*час/1000 кмt Годовойобъем работ по ТО и ТР,чел*час
Особо малый 114 19300 2,1 4620,4
Малый 570 19300 2,42 26567,4
Средний 76 19300 2,84 4158,4
ИТОГО 760 35346,2

Данный годовой объем работ предусматривает выполнение всех работ по ТО и ТР (100%) на предприятии автосервиса. Реально выполняется только 25-35 % объема работ по ТО и ТР для отечественных автомобилей и 80-90% для иномарок. Остальная часть работ ТО и ТР выполняется автовладельцами своими силами.

Расчетный годовой объем работ, чел*час, рассчитывается по формуле (3):

(3)

Тогда расчетный годовой объем работ отечественных автомобилей составит:

чел*час.

Годовой объем работ по приемке и выдаче, чел*час, рассчитывается по формуле (4).


(4)

Автосервис — это место оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств. Как любой объект строительства, он требует профессионального подхода на этапе подготовки проектной документации. Вот почему проект автосервиса должен разрабатываться квалифицированными инженерами.

Виды автомастерских

Прежде всего, различают мастерские по ремонту автомобилей:

  1. Дилерские

Функционируют под контролем крупных компаний-производителей автомобилей. Характеризуются высоким уровнем оказываемых услуг согласно установленным стандартам, высококвалифицированными кадрами, наличием профессионального оборудования.

  1. Независимые

К такому типу относятся любые СТО с собственным автопарком, которые не работают в составе дилерских сетей, не являются структурным подразделением какого-либо предприятия.

  1. Специализированные

Предназначены для обслуживания машин конкретной марки.

Также по вместительности автосервисы могут быть: на один пост, два или более постов.

Готовый проект - что это?

Типовой проект автосервиса позволяет сократить расходы на проектные работы, так как многие вопросы проектирования в нем уже решены. Вместе с тем заказчик экономит время на прохождения государственной экспертизы, так как вся документация уже подготовлена, проверена строительством и другими заказчиками.

Состав типового проекта

  1. Пояснительная записка
  2. Генеральный план
  3. Схема инженерных коммуникаций
  4. Архитектурно-строительные, объемно планировочные, конструктивные решения.

Более подробное содержание можно изучить по ссылке.

Сопровождение и доработка

Любое типовое решение на нашем сайте может быть доработано инженерами по требованию заказчика. При этом специалисты помогут пройти госэкспертизу измененной документации, а также будут сопровождать проект на всех этапах его реализации.

Нормы и правила проектирования автосервисов

  1. СНиП 21-01-97 ”Пожарная безопасность зданий и сооружений”;
  2. СП 2.13130.2012 “Системы противопожарной защиты”
  3. СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”
  4. ВСН 01-89 “Предприятия по обслуживанию автомобилей”
  5. СП 113.13330.2016 “Стоянки автомобилей”

автомобилей.

Особенности организации работ на СТОА.

Станции технического обслуживания автомобилей представляют собой многофункциональные предприятия, которые выполняют широкий спектр работ и услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей. В номенклатуру услуг СТОА могут входить следующие виды работ:

Уборочно-моечные;

Предпродажная подготовка автомобилей;

Гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

Послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

Диагностирование техсостояния автомобилей, агрегатов и узлов;

Антикоррозийная подготовка кузовов автомобилей;

Восстановительный ремонт автомобилей;

Капитальный ремонт агрегатов и узлов;

Продажа автомобилей, запчастей, материалов и принадлежностей;

Хранение автомобилей;

Техническая помощь на автодорогах;

Сервисное обслуживание водителей и пассажиров.

Потребителями услуг СТОА могут быть как физические, так и юридические лица, как правило, не имеющие собственной производственной базы для выполнения заказываемых услуг или находящиеся вдали от своей производственной базы.

Станции технического обслуживания автомобилей классифицируются в зависимости от их назначения, мощности, месторасположения и специализации (рис. 8.1.). По принципу назначения и размещения станции технического обслуживания подразделяются на городские и дорожные.

Городские станции обслуживания предназначены для обслуживания автомобилей физических и юридических лиц, расположенных в черте города.

Дорожные станции - для оказания технической помощи автомобилям и сервисных услуг водителям и пассажирам, находящимся в пути.

Рис. 8.1. Классификация станций технического обслуживания.

По размерам и производственной мощности станции обслуживания подразделяются на: малые (до 5 рабочих постов); средние (от 6 до 15 постов); большие (более 15 рабочих постов).

По характеру выполняемых работ городские станции могут быть фирменными, специализированными и универсальными. Фирменные станции, как правило, создаются заводами-производителями автомобилей для реализации и обслуживания своих автомобилей в данном городе или регионе. Специализированные станции обслуживаю! одну или несколько определенных марок автомобилей, обычно по договору с заводами-изготовителями или выполняют отдельные виды работ. В последние годы в городах России большое распространение получили небольшие, 2х-3х постовые станции, выполняющие

отдельные виды работ, такие как мойка, замена масла, обслуживание и ремонт электрооборудования, топливной аппаратуры, тормозной системы, аккумуляторов, шин и т.д. Такие станции строятся отдельно или при АЗС и относятся к малым специализированным городским станциям. На универсальных станциях могут обслуживаться автомобили различных типов, марок и моделей. Универсальные станции могут быть созданы для обслуживания грузовых автомобилей и автобусов, для обслуживания легковых автомобилей или обслуживания всех типов автомобилей.

Дорожные станции целесообразно создавать как универсальные для устранения наиболее часто возникающих в пути неисправностей и выполнения обслуживании малой трудоемкости. Кемпинги и мотели также можно отнести к дорожным станциям. Особое место среди дорожных станций в перспективе могут занять станции, обслуживающие междугородные и международные автоперевозки. Их целесообразно располагать на крупных междугородных и международных автомагистралях на расстоянии, соответствующем полусменной работе автомобилей (4-6 ч.). Такие станции могут выполнять следующие виды работ: мойка, заправка, хранение автомобилей, хранение и переработка грузов, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, сервисные услуги водителям и пассажирам (предоставление ночлега, питания, торгового обслуживания и т.д.).

Схема технологического процесса станции обслуживания представлена на рисунке 8.2. После мойки автомобиль поступает на участок приема и выдачи, где производится проверка агрегатов, узлов и деталей, как заявленных, так и не заявленных владельцем, особенно влияющих на безопасность движения. Причины неисправностей и объемы работ для их устранения уточняются при диагностировании автомобиля. Объемы, сроки выполнения и стоимость работ вносятся в наряд-заказ, причем только те работы, на которые согласен владелец. После приемки, продолжительность которой в среднем составляет 20 -30 мин., автомобиль устанавливается на рабочий пост, а при их занятости временно направляется в зону ожидания или хранения.

Рис. 8. 2. Схема технологического процесса СТОА.

После выполнения всех необходимых работ автомобиль возвращается на участок приема-выдачи, где совместно с владельцем оценивается качество и соответствие выполненных работ наряд-заказу. При необходимости качество работ проверяется на участке диагностики.

Технологический расчет СТОА.

Потребность в услугах СТОА определяется количеством заездов автомобилей на выполнение обслуживании и ремонтов. Количество заездов зависит от большого количества случайных факторов и носит вероятностный характер. На формирование количества заездов и объема работ на городских станциях влияет: количество автомобилей в городе; годовые пробеги и состояние парка автомобилей; условия эксплуатации; количество и суммарная мощность СТОА, расположенных в городе и многое другое.

Количество автомобилей, приходящихся на 1000 человек в России (67 ед.) пока еще очень мало по сравнению с экономически развитыми странами (400-600 ед.). Однако, возрождение и развитие экономики страны и рост благосостояния населения может привести к быстрому росту количества автомобилей и соответственно увеличению потребности в услугах СТОА. Регулярно увеличиваются и среднегодовые пробеги автомобилей, находящихся в частном пользовании. В среднем по России они сегодня составляют 16,5 тыс. км. Примерно 75 % автовладельцев в городах с населением более 50 тыс. чел. для поддержания своих автомобилей в технически исправном состоянии пользуются услугами СТОА. В настоящее время идет активное развитие сети станций технического обслуживания автомобилей, в перспективе ожидается его дальнейшее расширение.

Соответствие возможностей станции потребностям в обслуживании и ремонте автомобилей определяется их производственной мощностью и пропускной способностью. Производственная мощность станции оценивается количеством рабочих постов X.

Учитывая сложность выполнения расчетов необходимого количества рабочих постов станции при случайном характере поступления заявок и объеме выполняемых работ, для ориентировочной оценки вероятностного характера производства работ, как и при расчете количества постов АТП используется коэффициент неравномерности поступления заявок <р, который принимается в пределах 1,1-1,5. Большее значение коэффициента принимается для станций с меньшим количеством рабочих постов.

Количество рабочих постов ТО и ТР городской станции можно определить из выражения:

где: Т п - трудоемкость постовых работ (чел.ч.);

Ф п - годовой фонд времени поста (ч.);

Р ср - среднее число рабочих на одном посту (1-2 чел.).

Годовой фонд времени поста станции:

Ф П =Д Р.Г ·Т СМ ·С·;

где: Д Р.Г. - число дней работы городской станции в году (305 дн.);

Тсм - продолжительность смены (7 ч.);

С - количество смен (1,5);

 - коэффициент использования рабочего времени (0,9).

Трудоемкость постовых работ определяется по формуле:

где: L г - годовой пробег одного автомобиля (16,5 тыс.км.);

N - количество обслуживаемых на станции автомобилей;

t- удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км. пробега (табл. 8.1);

К п - доля постовых работ при ТО и ТР (0,7-0,8).

Количество автомобилей, обслуживаемых на станции:

где А - количество жителей в городе;

n - число автомобилей, приходящихся на 1000 жителей (67);

К с - коэффициент, учитывающий долю автовладельцев, пользующихся услугами СТОА (0,75);

К м - коэффициент, учитывающий долю объемов работ, приходящихся на данную станцию (рассчитывается с учетом суммарной мощности всех городских СТОА).

В развернутом виде формулу для определения количества постов ТО и ТР городских станций обслуживания автомобилей можно записать:

Удельные трудоемкости ТО и ТР, используемые при расчете постов не включает следующие виды работ, выполняемые на станциях: косметическая мойка и уборка автомобиля, выполняемая без последующих профилактических и ремонтных работ; работы по приемке и выдаче автомобилей; работы по антикоррозийной обработке автомобилей; предпродажная подготовка автомобилей при их реализации. Посты для выполнения этих работ X)., рассчитываются для каждого вида отдельно по среднему количеству заездов и разовым трудоемкостям выполнения работ:

где:
- годовая потребность в выполнении данного вида работ;

- трудоемкость одного заезда (табл. 8.1);

- коэффициент, учитывающий неравномерность поступления заявок на данный вид работ;

d i - количество заездов одного автомобиля в год на выполнение данного вида работ.

При выполнении уборочно-моечных работ, как самостоятельный вид услуг, количество заездов на выполнение этих работ принимается из расчета одного заезда через 800-1000км. или 16-20 заездов на один обслуживаемый автомобиль в год.

Количество заездов для антикоррозийной обработки принимается из расчета выполнения этих работ через 3-5 лет (d= 0,2 - 0,3).

Общее количество заездов на станцию при расчете потребного количества постов по приему и выдаче автомобилей принимается из расчета 2,2-2,3 заезда на один обслуживаемый автомобиль в год.

При реализации на станции автомобилей должен быть предусмотрен участок по их предпродажной подготовке. Объем этих работ и число постов определяется исходя из количества реализуемых автомобилей и разовой трудоемкости работ.

Таблица 8.1. Нормативы трудоемкости работ, выполняемых на СТОА.

Тип и класс

подвижного

Удельн. трудоем­кость

Разовая трудоемкость на один заезд (чел.ч.)

Предпро-дажн. под­готовка

Антикор­розийная обработка

Городские

Особо малый класс Малый класс

Средний класс

Дорожные

Легковые

Автобусы и грузов.

при ручной шланговой мойке трудоемкость принимается 0,3 чел/час для легковых автомобилей и 0,5 чел/час для грузовых и автобусов.

Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от числа рабочих постов станции и климатических условий.

Таблица 8. 2. Коэффициент корректирования трудоемкости ТО и ТР

в зависимости от количества рабочих постов станции

Коэффициент корректирования трудоемкости ТО и ТР по климатическим условиям определяется так же, как и для АТП (табл. 5. 6.).

При использовании на постах специального оборудования или установок для выполнения комплекса работ (установки для механизированной мойки, окрасочно-сушильные камеры и т.д.), количество постов (Х м) рассчитывается исходя из производительности этого оборудования.

где
- количество суточных заездов на выполнение данных работ;

Т о - суточная продолжительность работы оборудования;

N o - производительность оборудования (принимается по паспортным данным: механизированная моечная установка легковых автомобилей-70-90 авт/ч., автобусов-60-80, грузовых-50-70 авт/час; комбинированная окрасочно-сушильная камера 5-6 авт/смену, автономная окрасочная камера с одной сушильной камерой -12 авт/смену).

Общая трудоемкость работ городской станции распределяется по видам работ в зависимости от числа рабочих постов, а доля работ, выполняемая на постах или производственных участках зависит от вида работ (Табл.8.3).

Таблица 8.3. Примерное распределение объема работ по видам и месту

их выполнения на городском СТОА.

Виды работ

Объем работ в % для СТОА различной мощности

Объем работ в % по месту выполн.

в цеху и уч-ках

Диагностические ТО в полном объеме

Смазочные

Развал и схождение колес

Электротехнические

По приборам системы питания

Аккумуляторные

Шиномонтажные

Ремонт агрегатов и узлов

Кузовные и арматурные

Антикоррозийные и окрасочн.

Слесарно-механические

Количество рабочих постов дорожных СТОЛ зависит от: интенсивности движения по автомобильной дороге; частоты схода автомобилей с дороги на выполнение обслуживании и ремонтов; расстояния между станциями на дороге; средней трудоемкости одного заезда.

По данным Гипроавтотранс, из общего количества заездов на дорожные станции 70 % приходится на легковые автомобили, 25 % на грузовые и 5 % на

автобусы. Годовая трудоемкость постовых работ при расчете количества постов дорожной станции для каждого типа автомобилей (Х д) определяется исходя из среднесуточного количества заездов автомобилей на СТОА (N с), количества дней работы (Д р.г.) и средней трудоемкости одного заезда (t СР).

Количество рабочих дней в году дорожных станций в действующих типовых проектах принимается равным числу календарных дней (365). Средняя трудоемкость одного заезда определяется по нормативам, приведенным в таблице 8.1. Среднесуточное количество заездов определяется из выражения:

где: И д - интенсивность движения на автомобильной дороге (авт/сут.);

р - число заездов в процентах от интенсивности движения (на ТО и ТР; для легковых автомобилей-4, грузовых и автобусов -0,4; на мойку; для легковых - 5,5, грузовых и автобусов - 0,6).

Примерное распределение трудоемкости работ ТО и ТР автомобилей по видам работ для дорожных станций приведены в таблице 8.4.

Таблица 8. 4.

Виды работ

Объем работ в %

Диагностирование

Техническое обслуживание

Смазочные работы

Регулировка углов установки колес

Ремонт и регулировка тормозов

Ремонт приборов системы питания и электрооборудования, подзарядка аккумуляторных батарей

Ремонт узлов и агрегатов, слесарно-механические работы

Шиномонтажные работы

Автомобиле - места ожидания и хранения.

Автомобиле - места ожидания - места в производственной зоне, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на рабочие посты. Общее число автомобиле - мест на производственных участках СТОА принимается 0,5 на один рабочий пост.

Автомобиле - места храпения - места, занимаемые в зоне хранения автомобилями, готовыми к выдаче и принятыми в ТО и ремонт. В холодных климатических зонах хранение осуществляется в закрытых помещениях, а в других климатических зонах на открытой стоянке под навесом.

Для городских станций общее число автомобиле - мест хранения принимается из расчета 3 автомобиле - места на один рабочий пост, а для дорожных станций - 1,5 автомобиле - места на один рабочий пост.

На территории, прилегающей к административному корпусу станции или участку приема и выдачи автомобилей рекомендуется также предусмотреть открытую стоянку для автомобилей персонала и клиентуры из расчета 7-10 автомобиле - мест на 10 рабочих постов.

При наличии на станции реализации автомобилей должны быть предусмотрены и автомобиле - места (М р) для хранения реализуемых автомобилей:

где: N р - количество реализуемых в год автомобилей;

Д з - количество дней запаса (10 дн.);

Д Р.Г.М. - количество дней работы магазина в году.

Нормативы расстояний между автомобилями, между автомобилями и элементами зданий в производственной зоне, а также местах ожидания и хранения при проектировании станций технического обслуживания автомобилей принимаются такие же, как и для АТП (табл. 5. 8., 5.9.).

Расчет числа производственных рабочих СТОА производится также, как и расчет производственных рабочих автотранспортных предприятий (гл.5.).

Определение потребности в технологическом оборудовании осуществляется по табелю технологического оборудования в зависимости от производственной мощности станции, видов выполняемых работ, типов и марок обслуживаемых автомобилей. При подборе оборудования используются каталоги и проспекты производителей (продавцов) оборудования, а также другая справочная информация.

Расчет площадей производственных, складских и бытовых

помещений и стоянок.

Площади СТОА по своему функциональному назначению подразделяются на:

Производственные (зона постовых работ, производственные участки);

Складские помещения;

Технические (трансформаторная, насосная, бойлерная и др.);

Административно-бытовые (конторские помещения, гардероб, душевые, туалеты и т.д.);

Помещения для обслуживания клиентов (клиентская, кафе, магазин для продажи автомобилей, запчастей, зоны хранения и т.д).

Состав и площади помещений определяются мощностью станции и видами выполняемых работ. Площади производственных помещений рассчитываются по методике, принятой для АТП (Гл. 5). Ориентировочно, при разработке технико-экономического обоснования проекта, площади производственных помещений могут быть рассчитаны по удельной площади, которая с учетом проездов принимается 40-60 м на один рабочий пост.

Площади складских помещений городских СТОА определяются по удельной площади склада на 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей:

для склада запасных частей - 32 м 2 ; агрегатов и узлов -12м; шин -8м

эксплуатационных материалов - 6 м 2 ; лакокрасочных материалов - 4 м 2 ;

кислорода и углекислого газа - 4 м 2 .

Площадь кладовой для хранения автопринадлежностей, снятых с автомобилей на период обслуживания принимается из расчета 1,6 м 2 на один рабочий пост. Площадь помещения для хранения реализуемых запчастей и материалов составляет 10 % от площади склада запчастей. При организации на СТОА приема отработавших аккумуляторных батарей площадь кладовой для их хранения принимается из расчета 0,5 м 2 на 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей.

Площади складских помещений дорожных СТОА определяются по укрупненным нормам из расчета 5-7 м 2 на один рабочий пост.

Площади административно-бытовых помещений принимается из расчета: для конторских помещений 6 - 8 м 2 , бытовых - 2 - 4 м 2 на одного работающего на станции.

Площадь помещения для обслуживания клиентов принимается из расчета: для городской станции 9-12 м 2 , для дорожной станции 6 - 8 м 2 на один рабочий пост.

Оптимизация производственной мощности СТОА.

Вследствие влияния большого количества случайных факторов (сроки и количество поступающих заявок, виды выполняемых работ, трудоемкости и сроки выполнения заявок и т. д.), процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА носит стохастический характер. Как показывают проведенные в МАДИ исследования, особенности функционирования сложных систем, как СТОА, подверженных воздействию большого количества случайных событий лучше всего можно описать с помощью теории массового обслуживания.

В теории массового обслуживания все системы условно подразделяются на: системы с потерями, когда поступившая на обслуживание заявка не ожидает в очереди и в случае отсутствия свободного поста покидает систему;

системы без потерь, когда поступившая заявка в случае отсутствия свободного поста ожидает в очереди и не покидает систему не обслуженной; смешанные системы, когда поступившая заявка в случае отсутствия свободного поста ожидает в очереди определенное время и покидает систему, если за это время не освободится пост. Для СТОА наиболее приемлемой является смешанная система с ограничением времени ожидания поста обслуживания.

Продолжительность времени ожидания зависит от характера и трудоемкости заявки. Возможный разброс времени ожидания в долях от продолжительности обслуживания приведены в табл. 8. 5.

Особенностью выполнения расчетов параметров производственного процесса для СТОА, носящих случайный характер так же, как и для АТП является то, что их приходится вести в условиях множественной случайности, когда вероятностные расчеты выполняются одновременно с несколькими потоками взаимосвязанных случайных событий. Для СТОА это в первую очередь случайный во времени поток требований на обслуживание автомобилей и связанный с ним поток событий длительности обслуживания указанных заявок постами станции.

Входящий поток требований на обслуживание автомобилей наиболее точно описывается законом Пуассона. Вероятность Р к (t) появления (к ) требований за время (t) при плотности потока требований () по закону Пуассона будет:

При оценке продолжительности обслуживания входящих в систему заявок практически приемлемые результаты можно получить, задаваясь показательным законом распределения. Функция распределения времени обслуживания F(t) при показательном законе имеет вид:

где: - интенсивность (средняя производительность) обслуживания.

Оптимизация производственных мощностей СТОА будет заключаться в выборе наиболее выгодных в экономическом плане параметров работы предприятия с учетом воздействия большого количества случайных факторов. Экономическая эффективность работы СТОА вероятно будет достигнута при обеспечении максимальных прибылей. При недостаточной производственной мощности станции входящий поток требований (
) будет превышать ее производительность (
), что приведет к нарастанию очереди ожидающих обслуживание и потере части заявок на обслуживание, т.е. потере части доходов и прибыли станции. При превышении производительности станции над входящим потоком требований мы можем предположить, что заявки будут обслуживаться своевременно и без потерь, однако это приведет к увеличению затрат на создание и содержание дополнительных постов. Таким образом, условие оптимизации станции технического обслуживания можно записать в следующем виде:

Исследовать сложные системы, на которые одновременно воздействуют множество случайных событий, зачастую описываемые различными законами, а тем более производить оптимизационные расчеты аналитическими методами крайне сложно. Для исследования и оптимизации таких систем может быть использован метод имитационного моделирования.

Имитационное моделирование позволяет, используя законы изменения случайных величин анализировать сложные стохастические системы. При ими-

тационном моделировании СТОА оптимальный вариант определяется путем последовательного перебора числа производственных постов и количества рабочих. Из вариантов расчета выбирается тот, который позволяет обеспечить максимальную прибыль станции. Алгоритм решения задачи по оптимизации производственной мощности станции технического обслуживания автомобилей представлен на рис. 8.3. Моделирование системы с использованием приведенного алгоритма позволяет определить оптимальное количество постов для каждого вида технических воздействий.

В качестве исходных данных вводятся: среднесуточное количество требований на выполнение данного вида воздействия; среднее количество рабочих на посту; среднее время обслуживания одного автомобиля; приведенная плотность потока требований (=/=); критическое количество автомобилей в очереди (m), при котором поступающие требования покидают систему не обслуженными; средний размер дохода от работы поста за единицу времени; средняя стоимость работы поста за единицу времени и т. д.

Моделирование входящего потока требований осуществляется путем розыгрыша величины интервала времени поступления в систему очередного требования (
). Розыгрыш проводится на компьютере с использованием псевдослучайных чисел ( i ), вырабатываемых по специальной программе. Поступившее в систему требование направляется на посты обслуживания. Путем розыгрыша определяется наличие свободного поста и в случае наличия, требование поступает на обслуживание. При отсутствии свободного поста требование направляется в очередь ожидающих обслуживание и если в очереди находится максимально возможное количество автомобилей, то вновь поступившее требование покидает систему не обслуженной. Продолжительность обслуживания поступившего на пост требования также определяется путем розыгрыша.

По продолжительности выполнения воздействий (трудоемкостей) определяются доходы, расходы и прибыль постов при выполнении данного вида воздействий за определенный период времени. Затем с помощью вариатора расче-

ты повторяются для различного количества постов. По итогам всех расчетов компьютер выбирает вариант с максимальной прибылью и выдает соответствующие выходные данные.

Рис. 8.3. Алгоритм расчета оптимальных мощностей СТОА.

Планировка станций технического обслуживания автомобилей.

Планировочное решение СТОА, так же как и для АТП, включает разработку генерального плана, компановочных планов зданий и планировку цехов и участков. Выбор планировочного решения определяется типом, назначением и производственной мощностью станции, типами и марками обслуживаемых автомобилей и видами выполняемых работ. В качестве основных нормативных материалов при выполнении технологических расчетов и разработке планировочных решений используются "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", ОНТП, и соответствующие СНиПы.

Основными требованиями при разработке проектных решений станций

являются:

Обеспечение минимальных затрат на строительство и эксплуатацию;

Соответствие планировки выбранной схеме производственного процесса и технологическому расчету;

Максимальное использование типовых проектных решений;

Унификация конструкторских и объемно-планировочных решений зданий;

Гибкость производственных процессов, возможность быстрой модернизации и реконструкции при изменении внешних условий;

Создание необходимых условий для клиентов и рациональное размещение клиентских, производственных и бытовых помещений;

Рациональное использование площади предприятия.

Генеральный план.

При разработке генерального плана СТОА необходимо предусмотреть, чтобы территория станции была изолирована от городского движения транспорта и пешеходов. Вне территории может быть размещена открытая стоянка автомобилей клиентов и персонала станции, АЗС и участок мойки и уборки автомобилей.

Нормируемые расстояния и ширина проезда в производственной зоне и зоне хранения станции определяются с учетом габаритов обслуживаемых автомобилей так же, как и для АТП (табл. 5.8., 5.9.).

При разработке генплана СТОА необходимо предусмотреть отдельные складские помещения для хранения шин, смазочных и лакокрасочных материалов и других сгораемых материалов.

Во многих европейских странах с развитой сетью СТОА площадь застройки территории станции составляет 50 % от общей ее территории.

Дорожные СТОА рекомендуется располагать на участках, прилегающих к автомобильным дорогам с напряженными транспортными потоками в населенных пунктах или вблизи них, что позволяет сократить затраты на устройство и эксплуатацию внутрипроизводственных коммуникаций, а также облегчает решение вопроса укомплектования и доставки персонала на предприятие. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с АЗС.

При дорожных станциях, обслуживающих междугородные и международные автомобильные перевозки и расположенных вблизи крупных грузообразующих и грузополучающих центров, наряду с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей и сервисными услугами для водителей и пассажиров могут быть созданы и грузовые станции или терминалы по сортировке, хранению и доставке грузов.

Такие станции могут стать базовыми пунктами для организации прогрессивных видов перевозок на дальние расстояния, как эстафетные перевозки или перевозки по системе тяговых плеч. Территория и площади производственных помещений для обработки и хранения грузов подобных СТОА определяются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к грузовым станциям и терминалам в зависимости от объемов выполняемых работ.

Компановочный план.

Технологическая взаимосвязь производственных цехов, участков и зон меет очень важное значение для обеспечения соблюдения технологии [роизводственного процесса и эффективного управления производством. 1ормами ОНТП и СНиП на предприятии по обслуживанию автомобилей федусматриваются отдельные производственные помещения для размещения:ледующих групп участков: мойки и уборки; технического обслуживания и земонта; моторного, агрегатного, механического, электротехнического, ремонта приборов питания; кузнечного, сварочного, медницкого; столярного, обойного; аккумуляторного; окрасочного.

Для средних и малых станций на одном участке допускается выполнение различных технологически совместимых видов работ. Например, на СТОА с количеством постов до 10 допускается выполнять в одном помещении с постами ТО и ТР работы по ремонту двигателей, агрегатов, слесарно-механи-ческие, электротехнические, ремонту и изготовлению технологического оборудования, а также размещать посты для ремонта кузовов с применением сварки при наличии ограждения из несгораемого материала высотой не менее 2,5 м.

Основой при разработке компановочного плана производственного здания служит зона ТО и ТР. В соответствии с технологическим процессом зона ТО и ТР является главным звеном производства и должна иметь технологические связи со всеми подразделениями вспомогательного и обслуживающего производств.

В зоне технического обслуживания и ремонта используются универсальные и специализированные посты. Помещения для электротехнических, карбюраторных, аккумуляторных и шинных работ рекомендуется располагать вблизи постов ТО. Малярный, обойный и кузовной участки желательно размещать смежно. Агрегатный, слесарно-механический, сварочный и кузовной участки размещают вблизи постов ТР.

Клиентскую рекомендуется располагать вблизи участка приема и выдачи автомобилей и участка диагностики. Клиент должен иметь возможность присутствовать при диагностировании и составлении наряда на обслуживание и ремонт автомобиля. Желательно, чтобы рядом с клиентской размещались: касса для оплаты услуг; пункт питания; туалет; магазин запчастей и т.д.

Примеры планировочных решений.

При проектировании и строительстве СТОА целесообразно использовать типовые проекты, которые разработаны в большом количестве для станций различных типов и мощности. Использование типовых проектов позволяет значительно сократить сроки проектирования и удешевить строительство предприятия. Типовой проект выбирается с учетом параметров технологического расчета и особенностей региона (сейсмичность, климатические условия и др.). Выбранный типовой проект "привязывается" к местности. По данным инженерных изысканий разрабатываются и проектируются фундаменты, определяются места подключения и разрабатываются внутрипроизводственные коммуникации и т.д.

В практике проектирования и строительства станций наряду с железобетонными конструкциями очень часто используются легкие сборные металлические конструкции, что позволяет значительно сократить стоимость и сроки строительства (Рис. 8.4). Представленный типовой проект станции на 10 рабочих постов рассчитан на выполнение комплекса работ по обслуживанию и ремонту легковых автомобилей с суточной пропускной способностью 16-20 автомобилей.

На рис. 8.5. представлен генеральный план и компановочный план производственного корпуса дорожной станции на три поста совмещенной с АЗС. Станция предназначена для обслуживания легковых автомобилей и автобусов. Автозаправочный участок станции имеет автономные въезды и выезды. Производствешшй корпус разделен на три части: в одной части расположены уборочно-моечные посты; в другой - смазочные, регулировочные и ремонтные посты; в третьей - служебные, бытовые и складские помещения.

Рис. 8.4. Типовой проект городской станции на 10 рабочих постов.

1. Схема генплана: 1-производственный корпус; 2- пост приемки и выдачи автомобилей; 3-навес для автомобилей; 4-открытая стоянка; 5-очистные сооружения; 11. Компановочный план производственного корпуса с поперечным разрезом: 1-пост мойки автомобилей; 2-зома обслуживания и ремонта автомобилей; 3-кузовной участок; 4-участок покраски; 5-производственные цеха и участки; 6-складские помещения; 7-клиентская.

Под планировкой СТО понимается компоновка или взаимное расположение производственных, складских и административно-бытовых помещений в плане здания или отдельно стоящих зданий (сооружений), предназначенных для обслуживания и ремонта автомобилей. Основным условием, определяющим планировочные решения, являются технологические связи отдельных производственных участков СТО, а также строительные нормы и правила предприятий по обслуживанию автомобилей.

Несмотря на многообразие факторов, оказывающих различное влияние на планировку, имеется ряд общих положений и требований к проектированию СТО, которые необходимо учитывать при проектировании и реконструкции СТО. К ним относятся:

соответствие планировки схеме производственного процесса и технологическому расчету;

расположение основных подсистем (зон) и производственных участков (элементов) подсистемы комплекса подготовки производства предприятия по возможности в одном здании под общей крышей, избегая деления предприятия на мелкие помещения;

унификация конструктивных и объемно-планировочных решений зданий;

стадийное развитие предприятия и возможности его реконструкции без значительных перестроек и нарушения функционирования;

гибкость производственных процессов, легкость их моделирования и возможность изменения технологии производства;

безопасность производства и удобство выполнения работ, а также создание наилучших условий освещения, вентиляции и изоляции шумных процессов производства;

простота маневрирования автомобилей в зданиях;

организация одностороннего закольцованного движения автомобилей и наличие внутреннего сообщения между производственными подразделениями, рациональное использование площадей за счет технологически оправданного взаимного расположения помещений, применения экономичных способов расстановки автомобилей, использования конструктивных схем зданий, при которых не требуется устройства промежуточных опор или ограничения их количества;

обязательное превышение площади земельного участка для предприятия площади застройки не менее чем в 3-4 раза.

Удобными считаются горизонтальные участки, имеющие небольшую длину вдоль проезда общего пользования.

В дополнение к перечисленным требованиям, должно быть деление на две сообщающиеся основные части: 1) обслуживание клиентов и обслуживание автомобилей; 2) обеспечение клиентов максимальными удобствами путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются.

Реализации перечисленных положений и требований способствуют широкое применение типовых проектов.

Генеральный план

Генеральный план предприятия - это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользования и соседних владений, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки безгаражного хранения, подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории.

К преимуществам второго способа (т. е. при разобщенной застройке) относятся уменьшение пожарной опасности и упрощение планировочного решения. Применение разобщенной застройки целесообразно при наличии особо крупногабаритного подвижного состава, при сложном рельефе участка, ставником развилки предприятия или при его реконструкции, а так же в условиях теплого и жаркого климата.

Мойку подвижного состава всех категорий допускается размещать в отдельно стоящих зданиях. В нашем случае уборочно-моечный участок расположен вне производственного корпуса.

При размещении предприятия в нескольких зданиях разрывы, между ними следует принимать минимально необходимыми для устройства проезда, тротуаров, прокладки инженерных коммуникаций, но не менее расстояний, обуславливающих противопожарные и санитарные требования (СНиП 11-88-80).

Существенное значение имеет взаимное расположение производственных и вспомогательных административно-бытовых зданий. Последние как правила, должны располагаться вблизи от главного входа на территорию СТО, т.е. со стороны основного подхода работающих.

Около вспомогательного здания следует предусматривать площадку для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия.

Вспомогательные помещения, как правила, располагают в пристройках к производственным зданиям. Их можно размещать и в отдельно стоящих зданиях для уменьшения вредных производства. Однако при этом они должны соединяться с производственным корпусом.

Здания и сооружения следует располагать с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий естественного освещения, проветривание площадки и предотвращение снежных заносов.

При разработке генеральных планов здания и сооружения производственными процессами, сопровождаются выделением в атмосферу газа и пыли, а так же взрывоопасными процессами, необходимо располагать по отношению к другим зданиям и сооружениям с наветренной стороны.

Склады легковоспламеняющихся и сгораемых материалов по отношению к производственным зданиям следует располагать с подветренной стороны. Здания, оборудованные светоаэрационными фонарями, желательно ориентировать таким образом, чтобы оси фонарей были перпендикулярны или находились под углом 45 градусов к преобладающему положению ветров в летний период. При размещении на территории СТО площадок для открытого хранения подвижного состава расстояния от них до зданий и сооружений принимаются по СНиП 11-93-74 в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений.

При размещении зданий необходимо учитывать рельеф местности и гидрогеологические условия. Рациональное расположение зданий должно обеспечивать выполнение минимального объема земляных работ при планировке площадки.

Движение автомобиля по территории предприятия рекомендуется предусматривать односторонне кольцевое, обеспечивающее отсутствие встречных потоков и пересечений.

Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее трех метров при одностороннем и шесть метров при двухстороннем движении. Исходя из противопожарных требований, ко всем зданиям предприятия должен обеспечиваться подъезд пожарных машин:

  • - с одной стороны- при ширине здания свыше 18--100 метров;
  • - со всех сторон - при ширине здания более 100 метров.

Показатели генерального плана (см. рисунок 2.1):

  • - общая площадь застройки - 7500 м 2 ;
  • - площадь основных помещений - 2200м 2 ;
  • - площадь вспомогательных помещений - 750 м 2 ;
  • - площадь озеленения - 1000 м 2 ;
  • - площадь стоянки автомобилей - 600 м 2 .

Объемно-планировочные решения производственного корпуса

Объемно-планировочное решение производственного корпуса подчинено его функциональному назначению и разработано с учетом климатических условий, современных строительных требований, необходимости максимальной блокировки зданий, необходимости обеспечения возможности изменения технологических процессов и расширения производства без существенных изменений реконструкции здания, требований к охране окружающей среды, противопожарных и санитарно-гигиенических требований, а так же ряда других требований, связанных с отоплением, вентиляцией и проч.

Монтаж производственного корпуса осуществлен из сборных унифицированных, в основном железобетонных, конструктивных элементов (фундаментные блоки, колоны, балки, фермы и прочее), изготовляемых индустриальными способом.

Сетка колон измеряется расстояниями между осями рядов в продольном и поперечном направлениях, меньшее расстояние называют шагом колон, а большее пролетом.

Размеры пролетов и шаг колон, как правила должны быть кратны 6 метрам. Принимаем сетку колонн 18х12 с шагом 6м.

На территории производственного корпуса расположены 11 зон и участков:

  • - кузовной участок;
  • - окрасочный участок;
  • - обойный участок;
  • - агрегатный участок;
  • - слесарно-механический участок;
  • - шиномонтажный участок;
  • - электротехнический участок;
  • - участок ремонта приборов системы питания;
  • - аккумуляторный участок;
  • - зона ТО и ТР;
  • - зона диагностики.

Рисунок 2.1. Генеральный план СТОА

1 - производственный корпус; 2 - навес для отремонтированных автомобилей; 3 - открытая стоянка автомобилей; 4 - трансформаторная; 5 - компрессорная; 6 - очистные сооружения; 7 - административное здание; 8 - автономное теплоснабжение; 9 - скважина; 10 - автономное энергоснабжение; 11 - складские помещения; 12 - складские помещения


Рисунок 2.2. Производственный корпус

1 - Посты ТО и ТР; 2 - зона приема автомобилей; 3 - клиентская; 4 - магазин запчастей; 5 - пост диагностики; 6 - шиномонтажный участок; 7 - электротехнический участок; 8 - аккумуляторный участок; 9 - агрегатный участок; 10 - участок по ремонту топливной аппаратуры и карбюраторов; 11 - окрасочная камера; 12 - обойный участок; 13 - сварочно-кузовной участок; 14 - слесарно-механический участок

Станция технического обслуживания предназначается для проведения осмотра и ремонта транспортных средств. Необходимость в СТО возникает по причине обеспечения надлежащего технического состояния автомобилей. От этого зависит безопасное движение на дорогах, а также жизнь водителя и пассажиров. Сам же проект строительства СТО требует кропотливого труда специалистов, что в итоге скажется на финансовых результатах.

Особенности проектирования СТО

Сложность и масштабность проектирования новой станции технического обслуживания зависит от класса помещений. Существует следующая классификация:
- Диагностические. Предполагается ремонт любого узла авто.
- Агрегатные. Выполнение ремонтных и наладочных работ конкретного узла или их ограниченного перечня.
- Кузовные. Работа по замене или ремонту деталей кузова транспортных средств.
- Наладочные. Настройка развала схождений, света фар и др.
- Экспресс. Выполнение мелкого ремонта.
В зависимости от количества и специфики помещений на объекте необходим индивидуальный проект здания СТО. Если же есть решение о расширении станции, то потребуется определенная доработка. В результате потребуется проект реконструкции СТО.
На нашем сайте сайт имеется большое количество готовых работ специалистов в области проектирования. На ресурсе есть готовые дипломные проекты СТО , в которых все просчитано до мельчайших деталей. Среди представленного материала на ресурсе в этом разделе можно найти документацию для постройки небольшой станции или же полноценного сервиса. При этом подходящий проект СТО можно скачать.
Если вы намерены построить новую станцию технического обслуживания, но подходящей документации не нашлось, то можно обратиться к нашим специалистам. Обладая большим опытом и высокой квалификацией, они качественно и быстро выполнят проект СТО автомобилей любой сложности.