Фильтры

Грушевский деятель в центральной раде. Михаил Грушевский - первый президент Украины? Грушевский и русофилы

Михаил Грушевский (артист)

Михаил Яковлевич Грушевский. Родился 29 декабря 1964 года в Москве. Российский эстрадный артист, пародист, юморист, актер, телеведущий.

Родители развелись, когда он был еще совсем маленьким. Воспитывала Михаила мама.

Бабушка по матери родом из Киева, дед - из Одессы.

После школы поступил в Институт стали и сплавов. Во время учебы показал себя как талантливый артист прежде всего юмористического направления. В институте он был организатором различных культурных мероприятий, для которых сам писал номера и часто с ними же выступал.

После окончания вуза по распределению оказался в одном из НИИ, где также активно участвовал в самодеятельности. В итоге в 1988 году оказался в театре-студии «Гротеск».

А уже в 1989 году состоялся его первый телеэфир - в общественно-политической программе «Взгляд». Тогда по приглашению Александра Любимова он выступил с пародией на советского генсека Михаила Горбачева - это была первая в СССР пародия на высшее должностное лицо, продемонстрированная по ТВ.

Сам артист отмечал, что считает своим творческим наставником Владимира Винокура (которого он впоследствии также удачно пародировал): "Он жизненно важный человек для моей судьбы. Хотя он никого никогда не уговаривал взять меня в какую-то программу. Но некое наставничество было с его стороны. Я ещё в студенческие годы приезжал на его сольные спектакли, заходил за кулисы, видел всю закулисную жизнь".

С 1996 по 2004 годы принимал участие в съемках юмористической передачи «Аншлаг». Также участвовал во многих других юмористических и сатирических передачах. В частности, большим успехом пользовались его пародийные озвучки в телепередаче «Куклы» на канале НТВ (работал в программе в 1994-1995 годах, озвучивая куклы известных политиков).

Как правило, политикам нравились его пародии: "Некоторые даже говорили, что они должны приплачивать мне за раскрутку. Я никогда не отказывался, но денег почему-то так ни от кого и не получил", - говорил артист. "С Борисом Николаевичем мы виделись после концерта, ему больше всего понравилась моя пародия на Михаила Сергеевича. Лещенко и Винокур даже выходили ко мне на сцену с букетами, прослушав "Вовчика и Левчика". А с Горбачевым я, к сожалению, не пересекался. Мне рассказывали, что один канал зазывал его на передачу, посвященную Первому съезду народных депутатов, а он ответил: не могу. "Ну как же мы без вас?" - "А вы пригласите Грушевского". Если это так, то мне приятно, черт побери!", - вспоминал Михаил Грушевский.

В 2007 году вёл ток-шоу «Бабий бунт» на телеканале РЕН ТВ. В 2008 году участвовал в реалити-шоу «Первого канала» «Последний герой».

В 2013-2014 годах участвовал в проекте «Первого канала» «Повтори!», где объектами его пародий стали: Владимир Жириновский, Вячеслав Зайцев, Николай Озеров, Ян Арлазоров, Аркадий Райкин (исполнял оригинальный монолог Райкина «Век техники»), Владимир Винокур (в категории «Телефонный розыгрыш» он разыграл его голосом шоумена Александра Гудкова), Илья Резник, Фрунзик Мкртчян (пародировался персонаж актера из фильма «Мимино»), Евгений Леонов (пародировался озвученный Леоновым Винни-Пух), Лев Лещенко (исполнял оригинальную песню Лещенко «Трус не играет в хоккей»).

Михаил Грушевский - пародия на Владимира Жириновского

Михаил Грушевский - пародия на Аркадия Райкина

"Могу насмешить и на стадионе, и на площади. Но мне больше нравятся камерные форматы - клубы. Мне комфортно, когда публика может выпивать", - указывал Михаил.

Снялся в нескольких фильмах. В частности, сыграл роль композитора Никиты Богословского в телесериале «Звезда эпохи». Сыграл самого себя в сериале «Гражданский брак».

В 2014 году открыл агентство праздников «Мечтать подано!» (первым мероприятием стала его собственная свадьба).

Рост Михаила Грушевского: 173 сантиметра.

Личная жизнь Михаила Грушевского:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина Миронова, режиссер-клипмейкер. Состояли в браке с 2001-го по 2012-й год. У пары в 2002 году родилась дочь Дарья. По рассказам лиц из близкого окружения пары, семейная жизнь была сопряжена с постоянными конфликтами, из-за чего они в итоге и расстались.

"Я, к счастью, имею возможность активно участвовать в жизни дочери. Собственно, из-за неё я и сохранял этот брак, который дал трещину довольно давно. А потом всё-таки лопнул окончательно", - говорил артист.

Вторая жена - Евгения Гуслярова, переводчик с английского языка, маркетолог. Их роман начался в мае 2014-го. Некоторое время жили в гражданском браке. Поженились 31 января 2015 года. 21 мая 2015 года у них родился сын Михаил Грушевский-младший.

Давний болельщик московского футбольного клуба ЦСКА. Частый гость и приглашенный автор множества спортивных телепередач и изданий.

В 2013 году Михаил Грушевский оказался в эпицентре скандала. Ему предложили принять участие в съемках пилотного выпуска шоу «Вечер с комиком» на одном из украинских телеканалов. Программа-интервью должна была пройти в салоне белого лимузина, который едет по Москве. Но затем на одном из российских телеканалов вышла программа, посвященная шоу-бизнесу, в которой использовались отрывки из сцен с участием Михаила Грушевского и его юной собеседницы-журналистки. Все это сопровождалось комментариями о любвеобильности знаменитого пародиста и его жизни на широкую ногу. После этого Михаил Грушевский обратился в Пресненский суд Москвы с иском о защите достоинства, чести и деловой репутации.

Изображенный на украинской пятидесятигривенной купюре Михаил Грушевский среди всех отечественных деятелей, «попавших на деньги», является самым близким к нам по времени. И его биография и вклад в развитие Украинского государства известны едва ли не лучше остальных. Однако здесь читателя могут ожидать определенные сюрпризы.

Дело в том, что провозглашаемый сейчас со всех высоких трибун и мемориальных досок «первым Президентом Украины» Михаил Грушевский, фактически, им никогда не был!
И это не единственный парадокс, связанный с личностью Грушевского.
Но начнем по порядку.

Будущий «первый президент» и председатель Украинской Центральной Рады родился 17 (29) сентября 1866 года в городке Холме Люблинской губернии Российской империи (ныне город Хелм, Польша) в семье учителя гимназии. Его отец, Сергей Федорович Грушевский был автором принятого министерством образования и многократно переизданного в России учебника церковно-славянского языка. Авторские права на данный учебник приносили семье, а позже - самому Михаилу Грушевскому, стабильные доходы, позволившие ему сосредоточиться на собственных исторических исследованиях.

Вскоре после рождения Михаила семья переехала на Кавказ, где в Ставрополе, Владикавказе и Тифлисе прошли его детство и отрочество. По окончании тифлисской гимназии в 1885 году он поступил на историко-филологический факультет Киевского университета Святого Владимира, где учился у профессора Владимира Антоновича. Под его руководством подготовил работы о южнорусских замках первой половины XVI в. и «Историю Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века», которая была удостоена золотой медали.

После защиты Грушевским в 1894 году магистерской диссертации профессор Антонович порекомендовал Львовскому университету взять новоиспеченного магистра вместо себя на должность профессора недавно созданной кафедры истории.

То, что подданный российского императора Михаил Грушевский в 1894 году переехал во Львов, находившийся тогда под властью Австро-Венгрии, и получил там высокую профессорскую должность, породило впоследствии массу кривотолков. Якобы коварные австрияки уже тогда, ещё за двадцать лет до начала Первой мировой войны, задумали подложить «мину» под национальное «единство» Российской империи и для этого… придумали украинцев. Как говаривал киевский генерал-губернатор Драгомиров: "Украинскими являются только галушки, борщ и варенуха, все остальное выдумала Австрия!".

И вот теперь подлым австрийцам срочно понадобился тот, кто сочинит для этих "выдуманных" украинцев историю, чтобы представить их как отдельный народ. И на роль этого "злого гения" был избран 28-ми летний российский подданный Михаил Грушевский.

Но тогда возникает вполне закономерный вопрос: как один, пусть даже и очень талантливый, молодой ученый может самостоятельно придумать и сочинить историю целого народа? Причем, к тому же, как утверждается, народа выдуманного, никогда ранее не существовавшего?

В ответ на этот вопрос «заклятые любители» Грушевского и всего украинского парируют, что он, видите ли, был не одинок, что в этом ему помогал… австрийский Генеральный штаб!

Странная логика. Казалось бы, что мешало российскому Генеральному штабу, в свою очередь, попытаться таким же образом подорвать изнутри не менее «национально-монолитную» Австро-Венгрию? И сделать нечто подобное в отношении украинских подданных императора Франца-Иосифа? Глядишь, создали бы при Киевском университете кафедру истории Украины, и тут же зашатались бы вековые устои «Дунайской империи». А «австрийско-подданные» украинцы просто косяками потянулись бы под отеческую руку государя Николая Александровича. Но не тут то было…

Ясно, что вся эта легенда о злокозненных австрийцах придумана в России уже задним числом, чтобы оправдать политику отрицания за украинцами права на какую-либо национально-культурную самобытность. А так же, чтобы скрыть то обстоятельство, что в «какой-то там» Австро-Венгрии славянские народы, в частности украинцы, пользовались куда более широкими правами и даже имели национальное представительство в Венском парламенте. Всё-таки тогдашняя Австро-Венгрия, в отличие от России, была не абсолютной, а конституционной монархией.

Однако факты упрямо говорят о том, что и официальная Вена тоже не очень-то признавала украинцев полноценной нацией. Так австрийский министр Гауч напрочь отрицал за украинской историей значение науки. Поэтому в Львовском университете была открыта кафедра вовсе не украинской, как принято считать, а всеобщей истории со специальным обзором истории восточной Европы. Вот именно при этой кафедре и занял профессорскую должность Михаил Грушевский.

Как бы там ни было, читая ежегодный курс лекций в Львовском университете, Михаил Грушевский одновременно решился создать никем до него не написанную обобщающую Историю Украины - Руси. Он разработал новаторскую схему исторического развития украинского народа, которая до сих пор стоит костью в горле у официальных российских историков, лишая Россию желанной монополии на право называться преемником Киевской Руси.

Предложенная Грушевским схема украинской истории выглядела следующим образом:

1) украинцы как отдельный народ (хотя и под другими названиями: анты, поляне, русины) существуют ещё со времен раннего средневековья;
2) в Киевской Руси украинцы представляли ядро государства, народность, отдельную от северо-восточной (в будущем - великорусской) народности;
3) наследником государственности Киевской Руси выступило не Владимиро-Суздальское, а Галицко-Волынское княжество, которое постепенно теряло независимость и инкорпорировалось соседними государствами - Литвой, Польшей, Венгрией.

Великое княжество Литовское, по его мнению, являлось таким же равнозначным центром объединения древнерусских земель, как и княжество Московское. Однако по мере окатоличивания и полонизации Литвы противоречия между литовцами и православными литвинами и русинами (белорусами и украинцами) усилились, и последние переориентировались на Московию.

Потеряв былую самостоятельность и находясь в составе Речи Посполитой и Московского царства, украинцы, заключал Грушевский, являлись или просто пассивным объектом управления, или же находились в оппозиции к власти. Единственным содержанием их истории теперь остаются культурные и экономические процессы.

Естественно, что такой вариант истории Киевской Руси никак не мог устроить официальные российские круги, которые еще после заключения Переяславского договора считали себя исключительными владельцами прав на киевское наследство.

Поэтому в Российской империи немедленно начали раздаваться обвинения профессора Грушевского в "сепаратизме". Эти нападки особенно усилились после того, как в 1899 году он ребром поставил вопрос о допущении на археологическом съезде, который должен был состояться в Киеве, рефератов на украинском языке. Данное требование вызвало сильную оппозицию в российских профессорских кругах и было отвергнуто. Тогда Грушевский и другие украинские ученые из Австро-Венгрии уклонились от участия в съезде.

В 1906 г Харьковский университет осмелился возвести Михаила Грушевского в степень почётного доктора русской истории. Однако кандидатура Грушевского, выставленная на кафедру русской истории в Киевском университете в 1907 году, по политическим соображениям была отклонена.

Политикой Грушевский пытался заниматься задолго до образования Украинской Народной Республики – еще в Австро-Венгрии. В 1899 году он принимал самое активное участие в создании Украинской национально-демократической партии, которая, по его мнению, должна была объединить разрозненные силы украинских патриотов Австро-Венгрии. Однако надеждам Грушевского не суждено было сбыться – на протяжении всей своей истории УНДП большую часть времени занималась внутрипартийными склоками, а перед Первой мировой войной оказалась на грани окончательного развала.

Накануне Первой мировой войны Грушевский предполагал покинуть кафедру Львовского университета и возвратиться в Киев. Но война поломала план переезда. Из-за преследований полиции, которая видела в нем российского агента, ученый перебрался в Италию, а затем через Румынию вернулся в Киев.

Но здесь в Грушевском увидели уже агента австрийцев! Поэтому, в декабре 1914 года Грушевский был арестован и после нескольких месяцев тюрьмы вынужденно покинул Украину. В приказе начальника Киевского военного округа было сказано: «Профессора Львовского университета Михаила Грушевского как пропагандиста украинского сепаратизма и видного деятеля украинской национально-демократической партии выслать в Симбирск на время состояния местностей, из коих он выслан, на военном положении». Из Симбирска ему разрешили переехать в Казань, где он смог продолжать научную работу, а позднее - в Москву.

Ходатайством о переводе Грушевского в Москву занимался сам Владимир Вернадский. Он вместе с другими учеными Российской Академии Наук и Московского университета направил министру внутренних дел Хвостову письмо, в котором указывалось, что все меры, предпринятые против Грушевского, являются безрассудными и недопустимыми.
Именно в Москве Грушевского и застала Февральская революция.

Окраины бывшей Российской империи начинают приходить в движение и на волне национального подъёма заявляют о своих претензиях на автономию и независимость. Не стала исключением и Украина. В марте 1917 года в Киеве создается Украинская Центральная Рада – орган общенационального самоуправления, которому срочно потребовался всенародно известный и уважаемый лидер. И тут основатели Центральной Рады вспомнили о Грушевском.

«Никто так не подходил для роли национального вождя, как Грушевский», – писал известный политический деятель тех лет Дмитрий Дорошенко. На московский адрес Грушевского начали приходить многочисленные телеграммы из Киева с просьбой немедленно вернуться и занять должность главы Украинской Центральной Рады. Прихватив с собой лишь ценные книги, 11 марта он выехал в Украину.

Возвращение Грушевского на родину получилось весьма своеобразным. Ночь в поезде прошла спокойно, однако утром недалеко от Брянска в вагоне, где он ехал, начался пожар. Пламя из соседнего купе быстро охватило весь вагон. Грушевский кинулся собирать свои книги, но было поздно. Буквально за пять минут вагон сгорел дотла.

Из-за этого инцидента поезд прибыл в Киев с большим опозданием. На вокзале Грушевского никто не ждал. Киевляне, которые готовились к его встрече, уже разошлись. Родных тоже не было. Побродив по неосвещённым улицам и по мокрому снегу без калош (они сгорели в поезде), в одном белье, с пледом на плечах, только под утро он попал домой. Так необычно и более чем скромно произошло возвращение Грушевского на родную землю.

Во вторник 14 марта он пришёл на первое заседание Центральной Рады. Здесь встреча была уже более торжественная, Грушевского буквально носили на руках. Он с воодушевлением выступал перед собравшимися, говорил о целях революции, призывал соотечественников активно строить новую Украину, однако, пока только как автономию в составе России. В то время о полном отделении Украины большинство еще даже не помышляло. Сказывался веками насаждаемый комплекс национальной неполноценности. Как же! Ведь украинцев "всего" тридцать миллионов. Куда им до собственного государства, в сравнении с восемью миллионными шведами или там, голландцами? «Украинцы не имеют намерения отделиться от Российской Республики, - писал Грушевский в брошюре «Откуда появилось украинство и куда оно ведет», изданной летом 1917 года. - Они хотят остаться в добровольной и свободной связи с ней».

Отстаивая позиции Центральной Рады, Грушевский доказывал беспочвенность выдвинутых против нее обвинений в сепаратизме, подчеркивая: «Мы думаем как раз, что Украина не только для украинцев, а для всех, кто живет в Украине и любит ее, а любя, хочет трудиться на благо края и его жителей. И так всякий, кто разделяет подобные взгляды, - дорогой согражданин для нас, независимо от того, кто бы он ни был - великоросс, еврей, поляк, чех».

В июле 1918 года Михаил Грушевский избирается председателем Украинской Центральной Рады. Первые же шаги историка Грушевского на этом посту были более чем странными. Вообще поведение тогдашних вождей УНР, стремившихся в своей государственной деятельности выглядеть «святее Папы Римского» вызывает полное недоумение!

С одной стороны он в паре с главой Народного секретариата (правительства) УНР писателем Владимиром Винниченко на равных ведет переговоры с Временным правительством России о предоставлении Украине широкой автономии и пишет декларирующие эту автономию универсалы.

С другой – делает все для развала еще только создаваемых украинских вооруженных сил.
Грушевский, видите ли, пытался убедить всех и вся, что новосозданное Украинское государство является демократичным и исключительно миролюбивым и ни с кем воевать не собирается, а потому не нуждается в профессиональной армии.

Кабинетный учёный, он совершенно не разбирался в реальной политике, оставаясь приверженцем «бумажных» теорий и схем. И это в условиях продолжающейся Мировой и начинающейся Гражданской войны!

В итоге УНР осталась без армии, а Центральную Раду стало просто некому защищать.

И Грушевскому вместе с другими членами Центральной Рады под угрозой наступления большевиков пришлось срочно бежать из Киева. Правда перед этим ему еще удалось отправить на верную смерть под Крутами отряды киевских гимназистов и студентов. Которые, годясь Грушевскому во внуки, своими жизнями заплатили за «теории» нашего профессора.

Таким образом, можно сделать вполне закономерный вывод, что этот благообразный «отец нации» принес вреда этой самой нации не меньше, чем любой из её врагов.

Михаилу Грушевскому удалось вернуться в Киев довольно скоро, но уже с немецкими войсками, откликнувшимися на призыв Центральной Рады очистить, в обмен на продовольствие, территорию Украины от российских и местных большевиков. Воистину, не желающий содержать собственную армию, будет кормить чужую!

После возвращения в Киев Грушевский был переизбран председателем Центральной Рады и стал проводить прежнюю политическую линию. Пообещав немецким союзникам регулярные поставки продовольствия, Грушевский от их закономерных требований выполнять обещанное, попросту отмахивался, отговариваясь тем, что требуемые меры по изъятию продуктов и наведению порядка в стране недемократичны.
Естественно, что немецким оккупационным властям была нужна более послушная Украина, и в ночь с 29 на 30 апреля в результате государственного переворота УНР Грушевского и Винниченко перестала существовать. Ее место заняла Украинская Держава во главе с гетманом Скоропадским.

Последним же аккордом политической деятельности Михаила Грушевского как главы Центральной Рады можно считать принятие буквально накануне гетманского переворота 29 апреля 1918 года Конституции УНР. Согласно этому документу Украина становилась суверенным парламентским государством, гарантировавшим права всем проживавшим здесь народам. Власть делилась на исполнительную, законодательную и судебную. Верховным органом УНР провозглашалось Всенародное собрание – законодательная власть Украинской Республики.

Именно с Конституцией связан существующий до сих пор миф о президентстве Грушевского, который уже давно эксплуатируется историками и публицистами. В середине 90-х годов практически все исследователи и журналисты писали, что на последнем заседании Центральной Рады вместе с принятием Конституции был избран и президент. Очень быстро этот недоказанный факт перекочевал с экранов телевизоров и газетных страниц в школьные учебники и закрепился в сознании миллионов украинцев.

Считается, что этот миф вышел из среды украинских эмигрантов. Пока в СССР запрещались любые положительные упоминания о независимом украинском государстве, они, напротив, всячески подчёркивали полноценность данного государства. И в их интерпретации председатель Центральной Рады Михаил Грушевский превратился в президента. Возможно, это связано с тем, что на иностранных языках (французском, немецком) должность
«председателя» Рады передавалась как president (du parlement), но соответствовала лишь должности спикера парламента. Во всяком случае, тогдашний соратник Грушевского, Владимир Винниченко прямо указывает в своих воспоминаниях, что иногда председателя Центральной Рады Михаила Грушевского звали президентом, но это название не было официальным.

В итоге оказалось, что документы, подтверждающие факт президентства Грушевского, отсутствуют. А в Конституции УНР, с которой всё вроде и началось, ни единого слова о таком институте власти не сказано. Её текст гласил следующее: «Созывает Всенародное собрание и руководит им глава, избранный Всенародным собранием. Власть главы длится всё время, пока не будет созвано новое собрание и избран новый глава».

Исследователи считают, что таким образом в Украине вводилась парламентская форма правления, а не президентская или парламентско-президентсткая, поэтому Грушевского вряд ли можно было избрать на должность, которой тогда вообще не существовало.

Правда, в начале 90-х годов ХХ века бытовало мнение, что признать на государственном уровне историка Грушевского первым президентом Украины мешал Леонид Кравчук, считавший таковым самого себя. Он якобы однажды заявил: «Я понимаю, что Грушевский первый президент, но и я ж не второй».

Сам же экс-президент на вопрос, кого он считает первым, практически всегда отвечает: «Первым президентом Украины являюсь я. А вот президентом Украинской Народной Республики был избран Грушевский, и не народом, а депутатами. И был он в этой должности одну ночь. То есть никаких документов, подписанных президентом Грушевским, нет. Поэтому большинство исследователей этой проблемы считают, что Грушевский не был первым президентом вообще».
Действительно, во всех протоколах заседаний Рады он значится исключительно главой.

И всё же, несмотря на научные выводы историков, многие украинцы считают первым президентом страны главу Центральной Рады Михаила Грушевского. Видимо, правы были древние философы, считающие, что миф гораздо легче создать, нежели развенчать.

В конце 1918 года, когда гетманат сменила украинская Директория, Грушевский снова попытался реанимировать идеи Центральной Рады, но, встретив оппозицию со стороны новой власти, покинул Киев и украинскую политику. Но как оказалось ненадолго.

О судьбе Грушевского после окончания Гражданской войны современные украинские историки, как правило, пишут вскользь. В Украине как-то не особо принято распространяться о том, что символ украинской Независимости в 1924 году вернулся в СССР и превратился в апологета Советской власти и коммунистического режима. В советского академика, председателя Всеукраинской Академии Наук, автора проникновенных статей о великом социалистическом государстве. Тем не менее, это именно так.

Единственное о чем обычно пишут подробно – это о том, как Грушевский был арестован по сфабрикованному делу «Украинского национального центра». Но при этом его, после нескольких допросов, отпустили. А ведь мало кому удавалось, попав в поле зрения всесильного НКВД, выйти на свободу без судебного разбирательства и тюремного срока. Более того, Грушевского перевели работать в Москву, лечили в Кисловодском санатории и похоронили, после смерти в 1934 году, со всеми почестями на престижнейшем киевском Байковом кладбище.

А всё дело в том, что Грушевский, в итоге, подписал все протоколы и доносы, которые предложили ему чекисты. И против себя и против тех, кого должны были по делу «Украинского национального центра» взять. И его показания, даже после смерти Грушевского, отправили под расстрельные статьи и в лагеря многих ни в чем не повинных людей.

И только спустя некоторое время после смерти объявили, что он руководил нелегальной буржуазно-националистической организацией. За это его труды позднее были запрещены, а многие родственники репрессированы, в том числе родная дочь Екатерина. Она была уже известным культурологом, социологом, фольклористом, продолжившим после смерти Грушевского его научную работу, но погибла в ссылке в 1943 году.

В своё время Грушевский стал единственным из лидеров украинской революции 1917-1921 годов, который вернулся в СССР. Это вызвало бурную негативную реакцию в среде украинских эмигрантов. Они заклеймили его позором, как одного из «ренегатов, которые абсолютно спокойно пошли на службу злейшему врагу, пошли позорно, без каких-либо уступок с его стороны». "Политической смертью" назвал возвращение Грушевского бывший министр УНР Никита Шаповал в одноименной статье, опубликованной 18 марта 1924 года. «Грушевський… викреслив… себе з числа борців за Україну. Обернувся в політичного трупа, повз котрого йдучи, українці повинні затуляти носа».

Интересно, как оценивала этот поступок Грушевского перед собственной гибелью его дочь? И как оценивать личность Грушевского нам?

Да, это именно Грушевский создал капитальную историю Украины. Да, это именно он возглавил новорожденное Украинское государство. Но, в то же время, это он обрек это государство на гибель, оставив его в самый решающий момент без армии. Это он привёл на родную землю оккупационные войска. Это он, будучи живым символом украинской Независимости, публично отрёкся от своих политических взглядов и перешел на службу к Советской власти. И это по его показаниям этой самой властью был уничтожен цвет украинской интеллигенции.

Такой вот получается из Михаила Грушевского неоднозначный государственный символ…
А что было бы с нашей страной, если бы УНР удалось тогда сохранить свою почти миллионную армию?

В этом вопросе попытаемся разобраться, проанализировав деяния уже упоминавшихся ранее Владимира Винниченко и Симона Петлюры в статье "Петлюра без купюр".

Михаил Грушевский родился в Холме, (Польша, ныне - Хелм, польск. Chełm). Его отец был учителем греко-униатской гимназии. Юношеские годы провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии.

В 1886-1890 учился на филологическом факультете Киевского университета. За свою студенческую работу «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV в.» получил золотую медаль и был оставлен при университете.

По окончании университета Грушевский публиковал статьи в «Киевской Старине», «Записках научного общества имени Шевченко», издал два тома материалов в «Архиве юго-западной России» (часть VIII, т. I и II). Предисловие к этим материалам составило магистерскую диссертацию Грушевского, названной «Барское староство» (Киев, 1894).

Теория этногенеза украинского народа

В своих произведениях Грушевский разработал свою теорию происхождения и развития государственности Киевской Руси и её народа.

Грушевский и русофилы

В 1894 году во Львовском университете была открыта кафедра всеобщей истории со специальным обзором истории восточной Европы, которую и занял Грушевский.

Во Львове Грушевским написаны и изданы его исторические работы «Виімки з жерел до історіі Украіни-Руси» (1895), «Описи королівщини в землях руських XVI в.» (1895-1903, 4 тт.), «Розвідки и матеріяли до історіі Украіни-Руси» (1896-1904, 5 тт.) и начал работать над своим главным трудом - восьмитомной «Историей Украины-Руси».

Постепенно Грушевский становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции: с 1895 работает редактором «Записок Наукового Товариства імени Шевченка», а в 1897 избран председателем этого общества. Принял на работу в общество лидеров национального движения Галичины - Франко и Павлика. В 1899 году Грушевский активно участвовал в создании Украинской национально-демократической партии в Галиции.

В 1906 году Харьковский университет присвоил Грушевскому степень почётного доктора русской истории. В 1908 году, продолжая оставаться профессором Львовского университета и председателем «Наукового Товариства», Грушевский выставил свою кандидатуру на кафедру в Киевском университете, но получил отказ.

В 1914 году, после 20-летней работы во Львовском университете, переехал на жительство в Киев, где руководил деятельностью «Наукового Товариства в Киіві», переносит сюда издание «Литературно-наукового вістника». Арестован в декабре 1914 года по обвинению в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и после нескольких месяцев тюрьмы выслан по приказу начальника Киевского военного округа в Симбирск, как указано в приказе, «на время состояния местностей, из коих он выслан, на военном положении». В ссылке написал историческую драму «Хмельницький в Переяславі» и «Ярослав Осмомисл», сюжетом которой послужила запись в Ипатьевской летописи об изгнании в 1173 галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери «смерда».

В конце 1915 Грушевскому удалось добиться разрешения (с помощью академика А. А. Шахматова) на переезд в Казань, через год - в Москву, где он и проживал до февральской революции.

Период после Февральской революции 1917 года

После Февральской революции 4 марта 1917 представители крупнейших партий Украины создали в Киеве Центральную Раду. Грушевский был заочно избран её председателем и 14 марта прибыл в Киев.

В начале апреля 1917 года состоялся Учредительный съезд Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), одним из основателей которой был Грушевский (вместе с Н. Ковалевским, П. Христюк, В. Голубовичем, Н. Шрагом, Н. Шаповалом и др.)

В качестве председателя Центральной Рады Грушевский вел переговоры с Временным правительством России о предоставлении Украине автономии.

25 ноября 1917 года по результатам всеобщих выборов Грушевский избран во Всероссийское учредительное собрание по Киевскому округу № 1 - украинские эсеры, Селянская спилка, украинские социал-демократы.

В конце марта 1919 уехал в Австрию, создал в Вене Украинский социологический институт - идеологический центр украинской националистической контрреволюции. После нескольких обращений Грушевского к украинскому советскому правительству, в которых он осуждал свою контрреволюционную деятельность, ВУЦИК в 1924 разрешил ему возвратиться на Родину для научной работы. Был профессором истории в Киевском государственном университете, избран академиком Всеукраинской академии наук, руководителем историко-филологического отдела. Возглавлял археографическую комиссию ВУАН, целью существования которой было создание научного описания изданий, напечатанных на территории этнографической Украины в XVI-XVIII веках. При этой комиссии по случаю 350-летия печатного дела на Украине был создан комитет, секретарём которого был назначен В. Барвинок.

Начиная с 1930 года Грушевский подвергался репрессиям и преследованиям со стороны силовых структур. Его обвинили в «контреволюционной деятельности» и инкриминировали участие в антисоветском Украинском национальном центре, в том числе, требовали от него признания в организации терроистических актов и покушений на ведущих партийных деятелей. Также репрессии охватили большинство его учеников, сотрудников которые работали с ним в течение 1920-х годов. Практически все сотрудники Грушевского были репрессированы. С 1930 работал в Москве под пристальным контролем ОГПУ.

Одним из наиболее непримиримых оппонентов Грушевского был известный востоковед А. Е. Крымский, среди более толерантных оппонентов, частично разделявших его идеи, можно назвать А. П. Оглоблина. В 1929 Грушевский был избран действительным членом АН СССР.

Умер в 1934 году от заражения крови в Кисловодске, был похоронен с почестями.

Судьба семьи

«Репрессирован посмертно» - в конце 1930-х годов все его труды были запрещены, многие родственники (среди них - его дочь, также известный историк) репрессированы и погибли. При преследовании членов семьи Грушевского были использованы показания его бывшего ученика (и одновременно осведомителя НКВД, а позже украинского коллаборациониста) К. Ф. Штеппы.

Память

Во Львове на территории усадьбы где он жил до 1914 года сегодня действует музей Грушевского. Во Львове и в Киеве ему установлены памятники.

Холм Люблинской губернии, ныне город Хелм, Польша - 25.11.1934, Кисловодск; похоронен в Киеве], историк, политический деятель, академик Академии Наук УССР (1923) и Академии Наук СССР (1929). Из семьи учителя.

Окончил историко-филологический факультет университета Святого Владимира в Киеве (1890; ученик В. Б. Антоновича). В 1894 году по рекомендации Антоновича занял во Львовском университете (Австро-Венгрия) кафедру всеобщей истории «со специальным обзором истории Восточной Европы», которую позднее Грушевский превратил фактически в кафедру истории Украины. Председатель Научного товарищества имени Т. Г. Шевченко (1897-1913; с 1894 возглавлял его историко-философскую секцию; в 1895-1913 под редакцией Грушевского выпущено 111 томов «Записок»). В 1898 организовал ежемесячный журнал на украинском языке «Литературно-научный вестник» во Львове (с 1907 в Киеве), до 1908 участвовал в его редактировании (наряду с И. Я. Франко и др.). В 1899 основал Украинско-русский издательский союз. Доказывал, что украинский народ является самостоятельной нацией, выступал за создание Российской федеративной республики и автономию Украины в её составе, придание украинскому языку статуса государственного на территории Украины. Один из идеологов создания Украинской национально-демократической партии в Галиции (1899), вскоре вышел из её состава. С 1908 один из руководителей либеральной политической партии Товарищество украинских прогрессистов. Возглавлял Украинское научное товарищество (Киев, 1907-14; с 1908 редактировал его «Записки»).

С политическими убеждениями Грушевского тесно связаны его научные взгляды. Они получили выражение в главном труде Грушевского - «Истории Украины-Руси» [на украинском языке; тома 1-10 (книги 1-13), 1898-36 (изложение доведено до 1658); рукопись 2-й части 10-го тома была подготовлена к печати, но утеряна; работа полностью переиздана в 1994-2000 в 11 томах (12 книгах); на русском языке издан 1-й том в 1911]. В этой работе Грушевский отверг общепринятую в российской историографии схему истории восточных славян. Считал, что черты самостоятельного украинского этноса проявились уже в 4 веке у племени антов. Выделял следующие государственные образования украинского народа: Киевская Русь (доказывал её местное, ненорманнское происхождение), Галицко-Волынская земля, государство Б. М. Хмельницкого, Украинская народная республика (УНР). Доказывал, что «украинское племя» не имело общих корней с русским, а Московская Русь не являлась преемницей Киевской Руси. Грушевский полагал, что у украинцев на всём протяжении их истории классовые противоречия были выражены слабо, что позволяло им вести борьбу против поляков, а затем и русских. В различных работах по-разному определял суть решений Переяславской рады 1654 (протекторат, временное соглашение, военный союз). Издал «Историю украинского казачества до соединения с Московским государством» (тома 1-2; 1913-14). Усматривал истоки казачества в кочевом населении пограничных степных районов Древнерусского государства, отмечал участие в его формировании боярства и мелкой шляхты (наряду с крестьянами и горожанами), эволюцию казачества в отдельное сословие. Считал, что гетман И. С. Мазепа возглавил последнюю значительную вспышку украинского автономизма. Полагал, что развитие государства определяется экономическими, культурными и национальными факторами, придавал истории народа (нации) первенствующее значение. Ввёл в научный оборот большое количество новых источников по истории Украины, часть из них опубликовал в сборниках «Источники по истории Украины-Руси».

В августе 1914 года, в связи с началом 1-й мировой войны, Грушевский выехал из Львова и через Италию и Румынию прибыл в Киев, где в ноябре 1914 был арестован, в марте 1915 выслан в Симбирск «как пропагандист украинского сепаратизма». По ходатайству Петербургской Академии Наук вскоре Грушевскому было разрешено переехать в Казань, в 1916 - в Москву. После Февральской революции 1917 избран председателем образованной в Киеве Центральной рады (ЦР; март 1917 - апрель 1918). Вступил в Украинскую партию социалистов-революционеров, избран членом её ЦК. Осудил Октябрьскую революцию 1917 и заявил о непризнании СНК, выступил за независимость Украины и её союз с другими национальными государствами, созданными на территории бывшей Российской империи. Автор 4-го универсала ЦР [принят 11(24).1.1918], который провозгласил независимость Украины. После ликвидации УНР прекратил политическую деятельность.

С 1919 в эмиграции (Чехия, Франция, Австрия), где работал в основном в сфере социологии [«Зарождение общества (генетическая социология)», на украинском языке, 1921] и истории украинской литературы, начал писать «Историю украинской литературы» (на украинском языке, полностью опубликован в 1993-96, тома 1-6)]. На средства украинской диаспоры основал в Вене Украинский социологический институт (1919). Сочувственно отнёсся к образованию СССР на федеративной основе. В 1924 вернулся в Киев. До 1930 возглавлял во Всеукраинской Академии Наук Историко-филологический отдел. Руководил подготовкой научных кадров (среди учеников Грушевского - О. Ю. Гермайзе, Ф. Я. Савченко). В 1931 арестован по обвинению в руководстве организацией «Украинский национальный центр», вскоре освобождён (этому способствовало ходатайство двоюродного брата Грушевского - Г. И. Ломова); в связи с запретом проживать на Украине жил в Москве, продолжал работать над «Историей Украины-Руси».

В 2000 году во Львове открыт Государственный мемориальный музей М. Грушевского. Имя Грушевского носит Институт украинской археографии и источниковедения в Киеве. Портрет Грушевского изображён на банкноте Украины номиналом 50 гривен, выпущенной в 2006.

Соч.: Щоденник (1886-1894 pp.). Kиїв, 1997; Иллюстрированная история Украины. М., 2001; Твори: У 50 т. Львiв, 2002-2006. Т. 1-7.

Лит.: Сохань П. С., Ульяновський В. I., Kipжаев С. М. М. С. Грушевський i ACADEMIA. Київ, 1993; Винар Л. М. Грушевський: Історик i будивничий нaцiї. Kиїв; N. Y., 1995; Михальченко С. И. М. С. Грушевский // Историки России. Биографии. М., 2001; Шаповал Ю., Верба I. М. Грушевський. Kиїв, 2005.

С. И. Михальченко.

Грушевский Михаил Сергеевич

(1866 - 1934), украинский историк, филолог и общественно-политический деятель. Академик Академии наук Украины, АН СССР.

Родился 17 сентября 1866 г. в г. Холме в семье учителя. Вскоре семья переехала на Кавказ, где в Ставрополе, Владикавказе и Тифлисе прошли детские и отроческие годы будущего историка. По воспоминаниям Грушевского, интерес к украинской истории и культуре пробудился у него еще в детстве. Гимназистом он самостоятельно выучил украинский язык. Когда в Киеве в 1887 г. начал выходить историко-художественный журнал «Киевская старина» отец Михаила выписал это издание. На страницах «Киевской старины» Грушевский впервые познакомился с работами В.Б. Антоновича. Тогда же, в гимназические годы, началось его знакомство с историческими трудами Н. И. Костомарова и М. А. Максимовича. Таким образом, уже к моменту окончания гимназии Грушевский был пропитан концепциями основоположников и идеологов киевской школы историков. Поэтому естественным был его путь в Киевский университет св. Владимира, где преподавал В.Б. Антонович.

Антонович сыграл решающую роль в становлении Грушевского как историка. Под руководством Антоновича он написал свои первые работы: «Южно-русские господарские замки в половине XVI в.» и сочинение по истории Киевской земли. К этому времени уже были изданы книги П.В. Голубовского и Д.И. Багалея о Северской земле, Н.В. Молчановского о Подольской, А.М. Андрияшева о Волынской. Затем в 1890-е и 1900-е годы появились исследования М.В. Довнар-Запольского о кривичах и дреговичах, Голубовского о Смоленской земле и другие. Сочинение Грушевского, написанное по общему плану работ школы Антоновича (вначале географический очерк, потом – исторический), отличалось масштабом исследования и сделанных на его основе выводов. Аргументируя его награждение золотой медалью, Антонович особенно отметил выводы автора о наличии земских бояр в Киеве и предположение об отсутствии князей в Южной Руси после монгольского завоевания. Следует отметить, что предположения, часто совершенно гипотетические, занимали в книге неоправданно большое для научного исследования место.

Грушевский окончил Киевский университет в 1890 г. В 1891 г. Антонович сообщил о скорой перспективе открытия во Львовском университете кафедры всеобщей истории со специальным обзором истории Восточной Европы и стал готовить к занятию этой кафедры Грушевского. В 1892 г. Михаил Сергеевич сдал магистерские экзамены. Тема магистерской диссертации была предложена ему Антоновичем и посвящена истории Барского староства – административно-территориальной единицы Польши в XV – XVIII вв. с преимущественно украинским населением. Обнаружив отсутствие литературы по этому вопросу, Грушевский переработал массу материала из нескольких архивохранилищ. Построенная по схеме других «областных» монографий школы Антоновича, книга «Барское староство. Исторические очерки» (Киев, 1894) выходила за рамки схемы школы: хронологически она относилась к более позднему времени, «территориально» заходила далеко на запад. Основное внимание автор уделил городской общине; много говорилось в работе о магдебургском праве. В 1894 г. диссертация была успешно защищена, и Грушевский стал магистром русской истории. После защиты ученый уехал во Львов, где занял ожидавшую его кафедру, ставшую фактически кафедрой истории Украины.

Во Львове Грушевский развернул бурную деятельность. Возглавив в 1897 г. Научное общество им. Тараса Шевченко, он превратил его в подобие украинской Академии наук. Общество организовало свою работу по трем секциям: исторической, филологической и естественно-математической. При обществе были устроены музей, библиотека, большая типография и книжный магазин. Тогда же Грушевский стал редактором «Записок» общества, преобразованных из ежегодника в двухмесячник. До 1913 г. вышло более 100 томов этого издания. Наряду с «Записками» Грушевский руководил еще одним журналом – «Литературно-научным вестником». Ученый также читал во Львове публичные лекции, расширяя кругозор Галицких украинцев. Вскоре после приезда во Львов ученый занялся и политической деятельностью, примкнув к партии Галицких национал-демократов. В научной работе Грушницкий направил главные усилия на создание обобщающей («синтетической») истории Украины. Вначале он предполагал издать сравнительно небольшое трехтомное сочинение, но по мере исследовательской работы труд разрастался и в итоговом варианте представил собой неоконченный десятитомник (автор предполагал довести изложение до конца 18 века, но довел только до 1658 г.) Взгляды ученого на историю Украины второй половины 17 – начала 20 века изложены в других его работах – «Очерке истории украинского народа» и «Иллюстрированной истории Украины»).

В отличие от ранних работ Грушевского, в которых он выступал сторонником федералистической теории Н.И. Костомарова и В.Б. Антоновича, «История Украины-Руси» основывалась на иной концепции. Автор развил до логического конца взгляды своих предшественников. Он полагал, что предками украинцев были древние племена антов, иначе говоря, самостоятельная история народа начиналась им с IV века. По концепции Грушевского, первой самостоятельной украинской державой была Киевская Русь, достигшая расцвета при Владимире Святом, который соединил воедино различные славянские земли. Ученый выделял несколько причин распада единого Киевского государства на отдельные земли: здесь и формирование новых княжеских центров, и экономические и колонизационные процессы, захватившие Поднепровье. В отличие от большинства представителей российской науки, Грушевский считал преемницей Киевской Руси не Владимиро-Суздальскую землю, а Галицко-Волынскую. Как подчеркивал ученый, это государство «продолжило… еще целое столетие после упадка Киевской земли в полной силе традиции великодержавной политики, княжеско-дружинного режима, общественно-политических форм и культуры, выработанных Киевским государством». Главным содержанием поздней (13 век) истории Галицко-Волынской Руси, по его мнению, была постепенная инкорпорация ее соседними государствами: Литвой, Польшей и Венгрией.

Важнейшим элементом концепции Грушевского была идея о непрерывном развитии украинской нации. Многие российские историки полагали, что татарское нашествие привело к запустению Поднепровья и уходу населения на Северо-Восток. Предшественники Грушевского: М.А. Максимович, В.Б. Антонович и М.Ф. Владимирский-Буданов – показали, что запустение было не абсолютным, какое-то население оставалось. Грушевский, присоединившись к этой точке зрения, подчеркивал, что главная роль в заселении Приднепровья принадлежала «не пришлому, а местному населению, которое до конца никогда не исчезало».

Грушевский дал сравнительно подробную характеристику общины. Он называл общиной «самоуправляющуюся общественную группу в разных формах (сельская община, городская, вечевой округ, самоуправляющаяся земля). Княжеско-дружинный элемент противополагался общинному.

При изложении истории Великого княжества литовского Грушевский находился в русле традиций Киевской школы, считая это государство одним из двух центров объединения древнерусских земель, наряду с Московским государством продолжателем традиций Киевской Руси. Историк подчеркивал большую значимость восточнославянского населения в политическом и общественном устройстве и быте Великого княжества литовского. Однако по мере окатоличивания и полонизации края ранее едва заметные противоречия между восточными славянами и литовцами начинают усиливаться и приводят в конечном итоге к переориентации первых на Московскую Русь. Грушевский наблюдал такого рода тенденции начиная с 1385 г. К началу 16 века они уже вполне сформировались, а активная полонизация после Люблинской унии Литвы с Польшей 1569 г. завершила процесс переориентации.

В Речи Посполитой, Московской Руси, Российской империи украинцы являлись или простым пассивным объектом управления или же находились в острой оппозиции к государственному строю. По мнению Грушевского, на политическую жизнь страны украинцы не оказывали никакого влияния. Единственным содержанием их истории являлись только культурные и экономические процессы.

Говоря о происхождении казачества, Грушевский различал казачество как бытовое явление, общественный строй и термин. Главной ошибкой авторов середины 19 века (Костомарова, Антоновича, Максимовича), по его мнению, было распространение позднего устройства казачества (начала 17 века) на ранний период его истории (конец 15 – начало 16 века). Грушевский справедливо заметил, что в 15 – 16 веках «казачество больше род занятий, чем общественное положение… Казачества как общественного класса, как каких-нибудь «общин» не видно никакого следа в нашем документальном материале долго-долго, почти до самого конца 17 века». Историк полагал, что в первоначальном казачестве объединились: потерявшее из-за набегов кочевников государственную власть население Приднепровья; привлекаемые привольем и природными богатствами края «промышленники» из более отдаленных областей и, наконец, беглые, спасающиеся от угнетения крестьяне и горожане.

Вслед за Антоновичем Грушевский отмечал широкий демократизм украинцев, выразившийся в создании казацкой державы. Эта особенность украинской государственности вошла в противоречие с преобладанием в России монархического начала, что привело в конечном счете к ликвидации во второй половине18 века автономии Украины. Все проявления антирусских выступлений описывались Грушевским сочувственно, хотя он был далек от идеализации вождей этих движений, например И.С. Мазепы. При изложении истории 19 века основное внимание ученый уделял фактам российско-украинского противостояния (запретам украинского языка, гонениям на представителей интеллигенции), в то время как практически ничего не говорилось об экономике Украины, ее социальном развитии.

В наиболее концентрированном виде концепция Грушевского была изложена в опубликованной в 1904 г. и ставшей широко известной статье «Обычная схема «русской» истории и дело рационального изложения истории восточного славянства», подготовленной в связи с намерением Петербургской Академии наук издать энциклопедию славяноведения. Концепция Грушевского за редким исключением (А.А. Шахматов, А.Е. Пресняков) встретила неприятие и осуждение в российской историографии. Кроме того, став политической основой украинского национализма, эта теория и сам Грушевский стали persona non grata в общественно-политической жизни Российской империи. При этом все, включая оппонентов историка, признавали значительную фактологическую ценность «Истории Украины-Руси».

В годы первой русской революции Грушевский перенес в Киев издание «Записок» Научного общества им. Т. Шевченко и «Литературно-научного вестника». Тогда же он ездил в Петербург, где принимал участие в работе украинской фракции первой Государственной Думы. В это время выходят в свет его многочисленные публицистические работы «Украинство в России, его запросы и нужды», «Украинский вопрос», «Единство или распадение России», «Автономия и национальный вопрос» и др. В них историк выступал за автономию Украины в рамках единого Российского государства, призывал правительство проводить политику стимулирования языков и культуры национальных меньшинств, в том числе украинцев. Имя Грушевского становится популярным, у властей же его деятельность вызывает растущее недовольство. Поэтому Грушевскому даже после получения в 1907 г. от Харьковского университета степени доктора русской истории honoris causa не удалось занять объявленную вакантной после смерти профессора П.В. Голубовского кафедру русской истории в Киевском

университете.

В 1904 – 1914 гг. вышли в свет предназначенные для русских читателей «Очерк истории украинского народа» (в основу положен курс лекций, прочитанный Грушевским по приглашению М.М. Ковалевского в Русской вольной школе в Париже) и русские переводы популярной «Иллюстрированной истории Украины», а также трех томов «Истории Украины-Руси», посвященных Киевской Руси и истории казачества. Тогда же редактор исторического отдела Нового энциклопедического словаря Брокгауза – Ефрона Н.И. Кареев предложил Грушевскому написать общий очерк истории Украины. Подготовленный текст очерка едва ли не превысил по объему целый том словаря, и издание не состоялось. В целом участие Грушевского в научной жизни России было достаточно широким – он состоял в переписке со многими русским учеными, помещал рецензии на русские книги, его сочинения были известны в России.

Теми временем ученый стал признанным главой галицийских историков. Его учениками были: Е. Терлецкий, М. Кордуба, С. Томашевский, И. Джиджора, И. Крипякевич и др. В сентябре 1914 г. Грушевский предполагал уйти в отставку, переехать в Киев и сосредоточиться исключительно на научной работе. Этому способствовали и противоречия внутри украинского национально-освободительного движения в Галиции. Часть его участников пошла на сотрудничество с поляками, против чего категорически возражал Грушевский. В 1913 г.при выборах нового руководства Научного общества им. Т. Шевченко все сторонники Грушевского были провалены при голосовании. В этих условиях он не захотел оставаться на посту председателя и, отредактировав 116 том записок, подал в отставку. Однако его планам не суждено было сбыться – началась Первая мировая война.

Военные действия застали семью Грушевских в Карпатах, где у них был собственный дом. Ученый был вынужден уехать сначала в Венгрию, затем в Вену. Из-за преследований полиции, которая видела в нем агента русских, Грушевский перебрался в нейтральную Италию, а затем через Румынию – в Россию. В середине ноября 1914 г. историк приехал в Киев, где вскоре попал в тюрьму по обвинению в сотрудничестве с австрийцами и антироссийской пропаганде. Заключение Грушевского продолжалось до февраля 1915 г. Власти предполагали выслать его в Сибирь, и только активные просьбы русских историков (в частности, академика А. А. Шахматова) и ходатайство президента Академии наук великого князя К. К. Романова привели к изменению Сибири на Симбирск. Прожив несколько месяцев в Симбирске, ученый получил разрешение на переезд в университетскую Казань. Грушевский не прекращал научной работы, готовил очередной том «Истории Украины-Руси». Осенью 1916 г. ему был разрешен переезд в Москву.

После Февральской революции 11 марта 1917 г. он покинул Москву и выехал на Украину. В Киеве он сразу же включился в политическую деятельность. Его избирают главой Центральной Рады Украины. Следует подчеркнуть, что до Октябрьской революции Грушевский выступал с позиций федералистического республиканского устройства России, за автономию Украины в составе этого государства. При этом федеративная Россия виделась ему демократической республикой как этап к политической перестройке Европы в Европейскую федерацию.

Во время наступления большевистских войск на Киев дом Грушевского сгорел, в огне погибли многочисленные книги и рукописи. Вместе с другими членами Центральной Рады Грушевский переехал на Волынь и вновь вернулся в Киев уже с немецкими войсками, занявшими Украину. Его политические установки меняются: он отошел от ориентации на Россию. Составленный Грушевским четвертый универсал Центральной Рады провозгласил 11 января 1918 г. независимость Украины. При этом Грушевский по-прежнему придерживался федералистических идей, но призывал к заключению союза с новыми государствами, возникшими на развалинах Российской империи, в рамках проектируемой им Черноморской федерации.

Политика Центральной Рады вскоре начала вызывать недовольство различных слоев населения. 29 апреля на съезде Союза земельных собственников был избран новый глава государства – провозглашенный гетманом бывший генерал царской армии П.П. Скоропадский. Грушевский был вынужден прейти на нелегальное положение. В конце 1918 г. после свержения гетмана и прихода к власти Директории Грушевский вышел из подполья, пытался реанимировать идеи Центральной Рады, но, встретив оппозицию со стороны новых властей, покинул Киев.

В начале 1919 г. он недолго жил в Каменце-Подольском, где редактировал газету «Жизнь Подолья» – орган украинской социалистической партии. В марте Грушевский уехал в Галицию, а затем в Прагу. В 1922 г. он вышел из Украинской партии социалистов-революционеров и сосредоточился на научной работе. Отсутствие необходимых источников не позволило ему продолжить работу над своим основным трудом, поэтому происходит временная переориентация его научных интересов. Еще в 1919 г. он организовал в Вене на деньги украинской диаспоры Украинский социологический институт. В рамках научной тематики занятий института Грушевский подготовил важный теоретический труд «Зарождение общества (генетическая социология)». Используя доступные литературные источники, а также материалы новых томов «Истории Украины- Руси», ученый начал работу над многотомной «Историей украинской литературы». При жизни автора увидели свет пять томов, доведенных до начала 17 века. Подготовленный к печати шестой том был выпущен только в 1995 г. Фактически эта книга Грушевского является исследованием украинской духовности.

Невозможность продолжать за границей полноценную работу ученого-историка привела к тому, что Грушевский предложил свои услуги Харькову (тогда столица Украины). Он сочувственно отнесся к образованию СССР на федеративной основе и после получения разрешения властей вернулся в марте 1924 г. в Киев. К этому моменту он уже был избран академиком Всеукраинской академии наук, где встал во главе историко-филологического отдела. Под его руководством работали многочисленные комиссии, десятки сотрудников. Печатный орган отдела журнал «Украина» публиковал как статьи самого Грушевского, так и других сотрудников. Возобновилась традиционная для киевской школы археографическая деятельность: в изданиях отдела выходят в свет многие ранее неизвестные документы украинской истории.

В 1926 г. в СССР широко отметили 60-летний юбилей Грушевского. К этой дате был выпущен сборник посвященных ему сочинений. Вновь начали выходить тома «Истории Украины-Руси». Не прекращал он и педагогической деятельности, руководил аспирантами. Его ближайшей помощницей была единственная дочь Екатерина, талантливый историк и социолог (впоследствии она была репрессирована и умерла в лагере). Признанием заслуг Грушевского-ученого стало его избрание в 1929 г. академиком АН СССР. Но этот успех был последним. Наступил «великий перелом» 1929 – 1931 гг.

Под предлогом реорганизации фактически закрывается журнал «Украина». Преобразования в структуре АН Украины приводят к отстранению Грушевского от руководства отделом. 23 марта 1931 г. по дороге в Ленинград на сессию АН СССР он был арестован в Москве. К этому времени одного из его сотрудников, профессора Ф. Савченко, заставили на допросе подтвердить ложную информацию: якобы Грушевский вернулся на Украину для продолжения политической борьбы и объединения националистических сил; главные надежды он возлагал на интервенцию стран Запада и кулацкие выступления; он возглавил «Украинский националистический центр». Академика переправили в Харьков, где с 28 марта по 3 апреля допрашивали и заставили признать себя виновным по всем пунктам обвинения. 4 апреля Грушевского вновь перевезли в Москву, где его допрашивал заместитель председателя ОГПУ Я.С. Агранов. Казалось, судьба ученого была предопределена. Но 14 апреля он был принят Аграновым и отказался от своих показаний: «Мне тяжело говорить об этом, – заявил Грушевский, – но я не принадлежу к породе героев и не выдержал 9-часового ночного допроса. Я старик, силы мои давно подорваны. До тюрьмы я болел гриппом. Я не выдержал резкого натиска следователя».

Грушевский оказался на свободе. Как стало известно позже, решающую роль в его освобождении сыграло ходатайство его двоюродного брата, в 1931 г. заместителя председателя Госплана, Г. Ломова-Оппокова. После освобождения Грушевский жил в Москве, но уголовное дело прекращено не было и ученый жил под угрозой нового ареста. Вероятно, по совету того же Ломова, в августе 1933 г. Грушевский обратился с письмом на имя председателя Госплана В.В. Куйбышева. В письме Грушевский подчеркивал: «В результате этой жестокой и спешной расправы я стал пугалом. Всяк боится какой-нибудь прикосновенности ко мне. Обвинения идеологические, политические, уголовные реют вокруг меня». В заключение историк просил вернуть ему оставленные в Киеве материалы и тем самым возможность полноценной научной работы. В сопроводительной записке к письму Ломов отмечал: «При гитлеровской ставке на Украину нам нужно некоторые имена национально-освободительного движения держать наготове. Грушевский – крупное имя. Вряд ли его стоит окончательно забивать в землю, он, безусловно, пригодится в нужную минуту. Мне кажется, Грушевского стоит поддержать материально и немного успокоить. Убежден, что он согласится выступить с любым протестом против Гитлера-Розенберга и пр». Вскоре уголовное дело было прекращено.

Не прекращалась, однако, травля Грушевского на Украине. В мае 1934 г. нарком просвещения Украины В. П. Затонский обратился к руководителю республики С.В. Косиору и П.В. Постышеву с предложением исключить Грушевского из АН Украины. Взгляды и былая деятельность Грушевского подвергались ожесточенной критике на всех уровнях. Но исключить Грушевского не успели. 25 ноября 1934 г. он умер в Кисловодске, где находился на отдыхе, во время неудачно проведенной операции по поводу карбункула. По постановлению правительства он похоронен в Киеве, на Байковом кладбище.