Классификация

Маяковский о назначении поэта и поэзии кратко. Маяковский о назначении поэта и поэзии

Тему поэта и поэзии в своих произведениях поднимали большинство русских поэтов и именно она стала центральной в творчестве Маяковского, жившего в непростую эпоху перемен всех сфер общества. Поэзия была для него самым верным и эффективным способом воздействия на массы, возможностью общения с ними, о чем говорит использование формы диалога во многих стихотворениях, посвященных этой теме.

Одним из извейстнейших стихотворений, раскрывающих точку зрения Маяковского на предназначение поэта, является "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче".

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В нем поэзия сравнивается с солнцем - собеседником и товарищем лирического героя:

Пойдем, поэт,

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты - свое,

Маяковский высоко оценивал собственный талант, разговаривая на равных и с другим солнцем - "солнцем русской поэзии" А.С. Пушкиным в стихотворении "Юбилейное". В нем Маяковский выражает, какое качество поэта является неоценимо важным - это живость мыслей и переживаний, переданных в его произведениях:

Ненавижу

всяческую мертвечину!

всяческую жизнь!

В стихотворении "Разговор с фининспектором о поэзии" отражено, насколько тяжек труд поэта, справиться с которым способны лишь единицы - исключительно талантливые и искренние личности. При этом поэт не может творить отдельно от народа: несмотря на свою власть перед людьми, воплощенную в словесной форме, художник зависит от них, что выражает риторический вопрос "А что, если я народа водитель и одновременно - народный слуга?"

Сочинение

Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил к поэзии в целом и к своему творчеству в частности. Энергично и образно автор говорил о своем назначении служить людям. Деятельность поэта Маяковский сравнивал с работой шахтера и рудокопа.

та же добыча радия. В гр добыча,

в год труды. Изводишь

единого слова ради Тысячи тонн

словесной руды.

Бескомпромиссно поэт подходил к печатному слову. По свидетельству сестры, Владимир Владимирович часто месяцами работал над произведением, доводя его до совершенства. Маяковского не смущало сравнение его с солнцем. В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» поэт обращается к солнцу, называя его «дармоедом», запросто приглашая светило к себе на чай. Такое непосредственное общение надобно автору, чтобы доходчиво объяснить своим читателям большое важность творчества поэта. Его труд так же необходим людям, как свет и тепло солнца. Маяковский нисколько не преувеличивал, говоря о большой роли стихов в жизни народа. Мы знаем, что действенное слово звало на битву и на труд, вело за собой миллионы людей. В конце стихотворения поэт высокомерно утверждает, что, подобно солнцу, он будет:

Светить постоянно,

светить везде,

до дней последних донца

светить -

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца!

Владимир Владимирович Маяковский был постоянно там, где требовались его острое слово, бескомпромиссная сатира и политически четкая мысль. Поэзия Маяковского прошла проверку временем, потому что пропущена через сердце поэта. Все написанное им было выстрадано и пережито, ослепительно и честно изложено большим и талантливым художником. Сам Владимир Владимирович говорил, что людям надобно «больше поэтов хороших и разных…», они ведут за собой, открывают новые рубежи миллионам своих читателей.

Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями - все равно. Что же до Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное, стихами. Он считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи пишутся по “социальному заказу”.

Маяковский всегда был там, где “нужно”. “Грозный смех” - так назвал он впоследствии книгу избранных текстов и рисунков к плакатам. Смех действительно был грозный.

А в годы нэпа поэт, засучив рукава, очищает страну от “разной дряни и ерунды”. Грубые, резкие, уничтожающие насмешливые строки Маяковского били без промаха. “Поэт вылизывал чахоткины плевки”, - с гордостью скажет он себе потом.

Молодой Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу. Да, такого рекламщика страна не видела и вряд ли когда увидит. Когда за дело берется гений, оживает и реклама (“Нигде, кроме как в Моссельпроме”, “Заходите, покупайте хорошие соски. Лучше не было и нет. Готов сосать до старости лет”. Может быть, еще что потребуется? Не стесняйтесь, все будет. А вот “Курить бросим - яд в папиросе”).

Маяковский с полным правом скажет потом: “Я себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Но поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде всего, лирик. Его стихи - это по-настоящему искренний и теплый разговор с читателем, а многие даже и написаны в форме разговора.

В статье “Как делать стихи” Владимир Владимирович писал о том, что только разница в качестве отделки стиха и создает разницу между поэтами. Он высмеивает Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небрежность в стиле, хотя с самими поэтами был связан теплыми товарищескими отношениями. “Первый, купивший книжку о рыжем Мотеле, - я”, - говорил он и считал эту стихотворную “Повесть о рыжем Мотеле” Иосифа Уткина талантливой вещью. Это не мешало ему поругивать Уткина, и в статье “Как делать стихи” Уткин, кажется, тоже упомянут.

Очень сложным было отношение Маяковского к классикам. Поэт всю жизнь оставался правоверным футуристом, считая своих друзей, особенно Хлебникова, гениальными. Он принимал участие в составлении манифеста футуристов, однако уже в дореволюционные годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.

Литературоведы стараются очистить поэта от “грехов молодости”, от ниспровержения классиков. Очищать не стоит. Одно стихотворение Маяковского “Юбилейное”, посвященное А. С. Пушкину, делает это лучше всех: Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни, думаю, тоже бушевали. Африканец! Александр Сергеевич, да не слушайте ж вы их! Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых.

О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ. В чем заключается сущность поэзии, ее «сокровенный смысл» и назначение? В каких отношениях находятся поэзия и действительность, поэт и его эпоха? Должна ли лира служить великой цели, к которой стремится народ, новые и новые поколения?

Ответ на эти вопросы Владимир Владимирович Маяковский ищет всю жизнь, тема поэта и поэзии пульсирующим нервом проходит через все творчество поэта,- «горлана-главаря».
Все великолепие математики состоит в том, что она лишена конкретности и оперирует абстрактными понятиями. Ее законы и доказательства, ее логика не зависят от того, чего они касаются - ив этом ее Особая красота и гармония. Искусство - не математика, искусство - это жизнь. Поэтому Маяковский презирал лжепоэтов, лишь восхваляющих «дворцы, любовь, сирени куст». Однако критиковать и отрицать мало. Нужно созидать. Поэтому Маяковский много экспериментирует в области рифм, структуры стиха, «копает» свой колодец поэтического слова.
Товарищи,
дайте новое искусство -
Такое,
чтобы выволочь республику из грязи,
- писал поэт-трибун в стихотворений «Приказ №2 армии ис¬кусств». Он понимает, что поэзия - не пустая болтовня для слабохарактерных малокровных барышень. Поэзия - грозное оружие в руках умелых. Протест поэта против империалистической войны, против жестокой, бессмысленной кровавой бойни - убедительное подтверждение этому. «Я от первых дней войнищу эту проклял, плюнул рифмами в лицо войне»,- сказал Маяковский.

Он не ищет легкой поэзии, все счастье поэта он видит в полезности своей Родине, своему родному народу.
Кто выше - поэт или техник, который ведет людей к вещественной выгоде спрашивает Маяковский в стихотворении «Поэт рабочий». И здесь же с уверенностью отвечает: «Мы равны». Главное отличие поэта от рабочего в том, что поэт влияет на жизнь по-своему, обращаясь к миллионам людей. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский говорит о воздействии поэтического слова:
Эти слова
приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца.
Это обязанность искусства - смело вторгаться в гущу жизни, принимать участие в ее преобразованиях. Так мыслил поэт, и слово у него не расходилось с делом. Весь свой талант, всю свою звонкую силу поэт Маяковский отдал служению своему народу. А ведь это громадная работа:
Поэзия -
та же добыча радия:
В грамм добыча, в год труды.
Поэзия Маяковского - страстный и смелый разговор «агитатора, горлана-главаря». Для того чтобы писать так, как писал Маяковский, требуется недюжинный талант и гражданское мужество. Может поэтому так не хватает сейчас настоящих писателей, говорящих прямо, искренне, безбоязненно. Как верно писал Ярослав Смел яков в своем стихотворении «Маяковский»:
Как ты нужен стране сейчас,
Клубу, площади, газетам революции трубный бас, голос истинного поэта.

Двадцатый век — это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы «боль времен своею собственной болью». Таким поэтом своего времени был В. . С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства.
Судьба и творческий путь В. Маяковского — яркий пример страстного служения искусству в трагическое для родины время. Его называли «поэтом-бунтарем», «поэтом-трибуном», потому что в своих стихах он выступал против тех норм и правил общественной жизни, которые уничтожают в человеке человеческое, призывал «давать» такое «новое искусство, чтобы выволочь республику из грязи».

Тема назначения поэта и поэзии — особая в творчестве каждого поэта. Но у Маяковского эта тема наиболее глубоко выявила особенности его лирического героя. В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) Маяковский создал яркий образ своей поэзии: он вынужден играть ноктюрн на флейте водосточных труб. В этом стихотворении была сформулирована творческая задача поэта — преображение жизни средствами поэзии. Но в творчестве зрелой поры эта задача обретает иной смысл: поэзия должна «стать на службу» «приближения будущего», утверждать новые человеческие отношения, основанные на принципах свободы личности, радости творческого труда, любви и братства. В поэме «Человек» поэт пишет: «И только боль моя острей, стою, огнем объят, на несгораемом костре немыслимой любви».
Ранние считаются футуристическими. Но он пошел дальше своих собратьев по перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову выше всех. После революции имя Горького стало символом буревестника, Блок воспринимался «как трагический поэт эпохи», услышавший музыку вошел в нашу культуру ее поэтическим знаменосцем, верящим в светлое будущее страны. Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству. Маяковский верил, что будет нужна народу. Многие не понимали и не понимают поэта, считая его временным глашатаем революции, сам же поэт Маяковский утверждал обратное:

Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.

И я думаю, что он четко предопределял значение своей поэзии для русского народа. Маяковского волновал вопрос о роли и месте искусства. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) он продолжает традиции разговора о литературе, ее месте в жизни общества, ее гражданственности:

Гражданин фининспектор!
Простите за беспокойство.
Спасибо…
не тревожьтесь…
я постою…
У меня к вам
дело
деликатного свойства:
о месте
поэта
в рабочем строю.

Напряженный труд поэта, ищущего нужное слово, отражен в афористических строчках «Разговора с фининспектором о поэзии»:

Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.

Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих сомнениях и презрениях, что в ту пору по силе идеи, выраженной в его стихах, сопоставить с ним было некого. Многие поэты, не приняв революции, уехали в другие страны, другие творили в более интимном, узком масштабе. Даже Есенин, певец тончайших оттенков человеческой души, не смог понять всего размаха происходящих событий. Наш современник Евтушенко верно отметил, в России больше, чем поэт. Это полностью можно отнести к Маяковскому. Как он хотел быть понятым! Какой только травле он ни подвергался, но оставался верен себе, не изменяя своих убеждений в зависимости от смены власти. Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский писал:

Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.

Вступление к поэме — это политическая декларация, это рассказ о времени и о себе, обращенный в будущее. Во время работы над поэмой Маяковский готовил выставку «

2. лет работы", то есть своеобразный отчет перед читателями. И поэма стала как бы итогом, обобщившим творческий опыт поэта и его размышления о поэзии. В тот период шла острая борьба представителей различных литературных течений. Поэты «чистого искусства» утверждали, не должна отражать грубую действительность, а Маяковского они назвали «мелкобуржуазным попутчиком». Во вступлении к поэме «Во весь голос» показаны отзвуки идейных и эстетических столкновений тех лет. Маяковский говорит о том, что поэзия, прежде всего, должна служить насущным проблемам дня. Он пишет, что мог бы строить нежные романсы, но он приравнивает свое перо к орудию, потому что сейчас это необходимо, нужно бороться с разной дрянью, поэтому он «себя смирял, становясь на горло собственной песне».

Бухарин писал, что «надоело читать «агитки Маяковского», ведущим поэтом эпохи он провозгласил Пастернака. Но это абсурд сравнивать таких разных, таких великих и гениальных поэтов. Это все равно, что заявить: «Толстой в литературе есть, а Чехова — нет». У каждого поэта было свое миропонимание, которое они выражали в своем творчестве. Трагизм положения Маяковского в мире непонимания приводит его к самоубийству. Возможно, это была минутная слабость, возможно, травля поэта. Но

1. апреля 1930 года Маяковского не стало. Не были завершены творческие замыслы, не осуществились планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского, осталось завоеванное право быть первым в рабочем строю. Злопыхатели даже рифму поэта, его манеру выделять каждое слово превращали в меркантильность. Маяковский гневно отвечал врагам:

Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.

Да, Маяковский был партийный поэт, он и не отрицал этого. Он искренне верил в светлое коммунистическое будущее. Последние строки, которые он написал во вступлении к поэме «Во весь голос «, дают четкое представление о его идейной направленности:

Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.

Поэт ценил верность высокому долгу — долгу перед революцей прежде всего, даже если бы «собратья по перу» его распяли. Это было глубочайшей ошибкой Маяковского, поняв которую, он уже больше не мыслил своего существования на бренной земле. Идеалы, которые он воспевал на поверку оказались замаскированной, кровавой стихией, которая поглотила Россию изменив до неузнаваемости. Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством, тем самым подписав себе непростительный приговор — самоубийц не отпевали в церкви и это один самых тяжких грехов, за которые не будет прощения. Может быть, совершив ошибку и служа кровавой диктатуре, у Маяковского был бы шанс реабилитироваться позже. Реабилитация стихами, творчеством — это всегда возможно, как всегда возможно и даже нужно уметь прощать человека за его грехи.