Ходовая часть

Дружба в романе достоевского преступление и наказание. Сочинение на тему: Дружба и вражда в романе Преступление и Наказание, Достоевский

На чем основана дружба Раскольникова и Разумихина в романе Достоевского "Преступление и наказание"? и получил лучший ответ

Ответ от Елена Ладынина[гуру]
Дмитрий Прокофьевич Разумихин, бывший студент, друг Раскольникова. Сильный, веселый, смышленый малый, искренний и непосредственный. Глубокая любовь и привязанность к Раскольникову объясняют заботу Разумихина о нём. Влюбляется в Дунечку, доказывает своей помощью и поддержкой свою любовь. Женится на Дуне.
В романе "Преступление и наказание" показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, находят разные решения одной и той же проблемы. Разумихин пытается видеть в своей жизни положительные стороны и жить спокойно. А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, не совсем хорошо осознавая, чего именно.
В романе ведется неприкрытая полемика со взглядами Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в "Что делать? " выступает Рахметов. Они схожи в проявлении силушки, оба студенты. "Разумихин был все тот же: добрый, высокий... был еще тем замечателен, что мог неизвестно по скольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод... " Рахметов ограничивает свои потребности и мучает себя из эксперимента (он богат) . Разумихин - по нужде (беден) .
В отличие от Рахметова Разумихин враг всякой теории, легко заводит романы, ходит в заведение к "Лавизе". Он критически относится к дореформенным порядкам, любит новую молодежь. Разумихин считает, что материалисты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу.
Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии Дела Раскольникова, в ней чувствуется и полемика с "особенным" назначением Рахметова. Разумихин - русский богатырь, "снизошедший до мальчика", тратящий исполинские силы для поддержки ближнего своего. Он смотрит в душу каждого человека, и видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно "реставрировать" и ввести снова в круг человеческого братства. Он всегда приходит на помощь в трудную минуту. И всегда с разумом. Чтобы создать первоначальный капитал, Разумихин соединяет свои деньги с Луниными: "И зачем, зачем мимо рта кусок проносить! Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем", Разумихин может стать мужем и верным другом. Но, скорее всего, романтик-полуславянин превратится в капиталиста, отдающегося своему растущему "делу". Достоевский оттеснил Разумихина на задний план. Раскольников не мог помогать Разумихиным продавать книги, это слишком пустое занятие для него.
Основа дружбы - в начале ответа. Далее - сопоставление этих героев.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: На чем основана дружба Раскольникова и Разумихина в романе Достоевского "Преступление и наказание"?

Аргументы к итоговому сочинению 2017 по произведению "Преступление и наказание"

Итоговое сочинение 2017: аргументы по произведению "Преступление и наказание" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои:

Литературный пример: Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно. Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью. ЧЕСТЬ: Соня спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.

Победа и поражение.

Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова

Литературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, покорности. «Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где побеждают Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лицемерия.

Ошибки и опыт.

Герои: Родион Раскольников

Литературный пример: Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути. Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории. Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Разум и чувства.

Герои: Родион Раскольников

Литературный пример: Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике). Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла.

Раскольников и Разумихин

Размышления о героях романа Достоевского «Преступление и наказание»

Противопоставление двух бедных студентов, оказавшихся в одинаковом положении в большом городе, лишенных связей, возможности достойного заработка, по сути одиноких, но по-разному воспринявших эту ситуацию, не навело меня на мысль, что Разумихина надо приводить в пример Раскольникову. Один озлобился и решился на преступление, а другой – нет. Но все не так просто.

В романе показано, как здоровый и крепкий физически и психически человек может вынести многое, а изначально хрупкий болезненный нервный сломаться. Сойти с ума, покончить с собой, зациклиться на навязчивой идее и перейти черту. Реакции Раскольникова на все, что с ним происходит, – это реакции человека больного. Он не помешанный. Но в результате испытаний бедностью и несправедливостью нервная система его приходит в состояние повышенной болезненной раздражительности на все и всех, а как следствие – опять же, болезненное озлобление. Достоевский, не будучи медиком, употребляет такие слова как «горячка», «бред», «лихорадка», а главное – «мономания».

Казалось бы, не такое уж и важное с точки зрения такого «богатыря», как Разумихин, обстоятельство – маленькая неудобная комнатка, в которой приходится жить Раскольникову. Для человека здорового это «испытание» - как с гуся вода. Для Раскольникова оно становится одной из причин развития и прогрессирования болезненного состояния. Он чувствует себя в этой комнатке как в гробу, как будто он уже умер. За некой чертой естественности и нормальности. И в душе у него еще ДО преступления уже поселился холод, он внутренне омертвел.

Дни, ночи, недели, месяцы одинокого прозябания в этой комнате с невозможностью даже нормально поесть. И поговорить с кем-то.

Если о каторге в романе говорится так, что она не сильно отличалась от его обычной жизни студента, то можно представить, КАКОВА была эта жизнь длиной в целых три года, а для психики это огромный срок. Только в тюрьме не надо тратить столько денег и влезать в долги, мучаясь невозможностью заработать, теперь этот убогий жизненный минимум – за счет государства. А в бытность студентом у него и минимума иной раз не было.

Мономания, о которой говорят в романе, - зацикленность на одной мысли, идее, невозможность отвлечься, задуматься о чем-нибудь другом. Мономан ищет подтверждение или опровержение своей идее во всем, что видит и слышит. Ему подсознательно кажется, что весь мир только того от него и ждет, чтобы он перешел от теории к практике, решился на что-то. Доказал, что он не слабак.

А для людей от природы хилых, болезненных это весьма характерно. Они самолюбивы и не любят чувствовать себя ни на что не способными. По-настоящему сильному, могучему человеку таким нелепым образом доказывать ничего не надо. Больной с психологией Раскольникова не хочет ощущать себя никчемным существом, зависящим от милости других.

Поэтому на добродушного Разумихина с его желанием помочь он только злится. Лужина с его откровенным желанием выглядеть благодетелем семьи заранее ненавидит (хотя впоследствии и выяснилось, что в отношении него Раскольников оказался интуитивно прав). Сестра и мать с их желанием всем пожертвовать ради своего «Роденьки» его бесят. Он сам себя презирает за то, что не может, подобно Разумихину, легко относиться к временным неудобствам, недостатку средств, унизительности своего положения, и впадает в такое отчаяние, которое тому и не снилось, и заболевает по-настоящему.

Будь Раскольников крепче, здоровее и выносливее, и высокомерия у него было бы меньше. Подсознательная злость на свое бессилие порождает раздражение на желающих помочь окружающих, желание их принизить. Он хочет быть сильным, но одного желания мало. Ему «не повезло» - даже сестра, будучи женщиной, здоровее, выносливее, уравновешеннее его самого. Человек не может выбрать свою психофизику, сила и уравновешенность ему либо даны от рождения, либо не даны. Желание быть сильным и невозможность им стать – это и есть истинная трагедия Раскольникова. Смелость, которую он демонстрирует в иных ситуациях, тоже граничит с болезненностью, как будто таким образом он бросает вызов всем, желая опять-таки ДОКАЗАТЬ что-то.

Казалось бы, человек более рациональный, понимая свою природу, осознает еще до совершения преступления, что последствия этого ему не по плечу. С его-то болезненной чувствительностью выносить подозрения, допросы, шутки, намеки… и это еще не говоря об угрызениях совести. Раскольников, сравнивая себя с Наполеоном и прочими, легко, не задумываясь, лишающими других жизни, не мог ЗАРАНЕЕ не понимать, что ему при всем желании сравняться с ними все это не по силам. Но он мужчина. До крайности самолюбивый, как это и свойственно натурам одаренным, но лишенным мощи. Одна мысль о своей слабости должна была бы приводить его в отчаяние и озлоблять еще больше. Психологически это очень достоверно.

Я далека от того, чтобы осуждать Раскольникова и превозносить Разумихина. Если бы последний был главным героем романа, читать его было бы скучно. Натуры болезненные, изломанные, противоречивые интереснее для изучения. И именно таких Достоевский делал основными объектами исследования не случайно. Разумихину «повезло» родиться с устойчивой психикой и здоровым организмом. В нем, помимо природной доброты, есть «здоровая» толстокожесть – способность беспечно, легко, шутя воспринимать жизненные тяготы.

Соня – моя любимая из всех женских героинь Достоевского, потому что в ней есть абсолютно покоряющая и убеждающая простота и ясность. И отсутствие театральности. И только рядом с такой кроткой, смиренной, покорной и нежной, лишенной острых углов, женщиной мог смягчиться и почувствовать себя сильным Раскольников. Но понимание силы и смелости для религиозного человека – это не бунт, а публичное признание. И поняв, что если решится на это, будет выглядеть в глазах Сони героем, Раскольников уже не воспринимает такой шаг так, как будто он «сдался» и «струсил», напротив, это мученичество. При всем высказываемом публично презрении к общественному мнению Раскольникову важно, как он выглядит, и как воспринимают его поступки. Ему нужно удивление и восхищение, как, впрочем, и многим мужчинам.

Но признаться – это одно, а раскаяться от души – совершенно другое. Раскольников признался, но раскаялся ли? Это очень сложный вопрос. Раскаяние отвергается им как проявление СЛАБОСТИ. Признание того, что он «тварь дрожащая». И, может быть, потому что убил он не только старуху, но и кроткую сестру ее Лизавету, чувство вины было непосредственным, не умозрительным, он действительно ощущал ужас содеянного.

Вплоть до последних страниц романа Раскольников высокомерен, раздражителен, зол, и в этом Достоевский не погрешил против психологической правды. И как бы сам автор ни хотел привести его к евангельской истине, он мог чувствовать, что это уже будет не Раскольников, а какой-то другой человек. О полнейшем раскаянии говорится так, как будто это, возможно, когда-нибудь будет.

На каторге Раскольников видит сон: появились микроскопические существа, вселявшиеся в тела людей, и люди, принявшие их в себя, становились одержимыми. Достоевский употребляет слова «бесноватые» и «сумасшедшие». «Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований», - пишет автор. Опять-таки медицина бы это подтвердила – люди, одержимые манией, находят опору в своей навязчивой идее и чувствуют себя высшими существами со сверхвозможностями. Так люди слабые обретают уверенность в себе, которой недоставало им в обычном состоянии.

Раскольникову при всей его невероятной заносчивости, который, по словам Достоевского, заболел от гордости, труднее и мучительнее всего принять себя таким, какой он есть, - не сильным ни телом, ни духом. Нуждающимся в помощи и благодеяниях окружающих. И не способным выстоять, выжить, возвыситься в одиночку. Но все-таки, как это ни унизительно для главного героя, - лучше, наверное, все-таки быть слабым и зависимым, чем преступником.

Хотя для людей его типа простить себе преступление не так тяжело, как простить себе слабость. Но в ней нет его вины, это – природная данность.

Свидригайлов, возможно, выражает мнение автора, когда говорит: «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем».

Рецензии

Знаю, что носится в воздухе такая "тема" - противопоставление Раскольникова и Разумихина. Самой бы мне никогда не пришло в голову их сопоставлять или противопоставлять.
Раскольников самолюбив, амбициозен (вероятно, был, пока его не сломили тяжелые условия), чувствителен, что называется, сложно устроен.
Разумихин - простой хороший "свой" парень. Совсем другой человек.

Я бы, как и Раскольников, чувствовала себя заживо закопанной в могилу, живя в плохой комнате, невероятно униженной и все такое прочее. Такие, как Разумихин, в реальной жизни от меня предельно далеки.

Достоевский доводит дело до преступления, и, в отличие от некоторых, я отнюдь не думаю, что он грешит в этом против истины. Могло и до такого дойти. А так в реальности истории всевозможных Раскольниковых, только без убийства, можно видеть сплошь и рядом: это истории людей, тяжко страдающих от крушения своих иллюзий, от невозможности подняться в социальном плане, от вида несправедливости к себе и другим (прежде всего к себе, возможно, но можно ли кого-то за это упрекать?). И это при том, что, поставь на их место Разумихиных, те бы жили себе и еще считали бы, что у них вполне хорошая жизнь. Так что из этого следует? Ничего, кроме того, что все из разного теста.
Самый дурацкий аргумент в попытке доказать что-то человеку, страдающему от своего плачевного положения, и при этом самый часто встречающийся: "А вот я на твоем месте..." Пустое. Он не ты, а ты не он.

Среди вечных ценностей дружба всегда занимала одно из самых первых мест. Но каждый понимает дружбу по-своему. Кто-то ищет в друзьях выгоду, какие-то дополнительные привилегии в получении материальных льгот. Но такие друзья до первой проблемы, до беды. Не случайно пословица гласит: «друзья познаются в беде». А вот французский философ М.Монтень утверждал: «В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой». И только такая дружба является настоящей.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» примером такой дружбы можно считать отношения Раскольникова и Разумихина. Оба студенты юридического факультета, оба живут в нищете, оба ищут дополнительные заработки. Но в один прекрасный момент, заражённый идеей сверхчеловека, Раскольников бросает всё и готовится к «делу». Полгода постоянного самокопания, поисков пути обмануть судьбу выбивают Раскольникова из привычного ритма жизни. Он не берет переводов, не даёт уроков, не ходит на занятия, в общем, ничего не делает. И всё-таки в трудную минуту сердце ведёт его к другу. Разумихин – полная противоположность Раскольникову. Он трудится, всё время крутится, зарабатывая копейки, но этих копеек ему хватает на жизнь и даже на веселье. Раскольников словно ищет возможность сойти с того «пути», на который встал, потому что «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его». А Раскольников раздавлен, доведён до крайней степени отчаяния. И Разумихин, поняв, что друг (хотя Достоевский настоятельно пишет «приятель») в беде уже не отходит от него до самого суда. А на суде выступает защитником Родиона и приводит доказательства его душевной щедрости, благородства, свидетельствуя о том, что «в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Срок за двойное убийство был сокращён почти вдвое. Таким образом, Достоевский доказывает нам идею божьего промысла, что люди спасаются людьми. И пусть кто-то скажет, что Разумихин не оказался в проигрыше, заполучив красавицу жену, сестру друга, но разве он думал о собственной выгоде? Нет он всецело был поглощён заботой о человеке.

В романе И.А.Гончарова «Обломов» не менее щедр и заботлив оказывается Андрей Штольц, который всю свою жизнь пытается вытащить своего друга Обломова из болота его существования. Он один способен поднять Илью Ильича с дивана, придать движения его монотонной обывательской жизни. Даже когда Обломов окончательно поселяется у Пщеницыной, Андрей предпринимает ещё несколько попыток, поднять его с дивана. Узнав, что Тарантьев с управляющим Обломовки фактически обокрал друга, берёт дело в свои руки и наводит порядок. Хотя это не спасает Обломова. Но Щтольц честно выполнил свой долг перед другом, а после смерти непутёвого товарища детства забирает его сына для воспитания, не желая оставлять ребёнка в среде, которая буквально затянута тиной безделья, мещанства.

М.Монтень утверждал:

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.

Только такая дружба является настоящей. Если человек, называющийся другом, вдруг начнёт, заискивая, просить о помощи или за оказанную услугу начнет сводить счёты, мол, я тебе вон как помог, а что для меня сделал, - откажитесь от такого друга! Вы ничего не потеряете, кроме завистливого взгляда, недоброжелательного слова.

В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского восхищает ее самоотверженная любовь к детям. Родиона она уже отпустила в самостоятель­ную жизнь, но все равно пытается помочь ему деньгами, под­держать письмами. С болью смотрит она на судьбу дочери. Первоначально воспринимая Лужина как опору для Дуни, она никаких благ при этом не хочет от него для себя, сообщая Раскольникову, что после свадьбы будет жить отдельно от мо­лодоженов. В то же время Пульхерия Александровна постоян­но наказывает Родиону любить сестру и подчеркивает, как та его любит. Ей хочется, чтобы дети поддерживали и помогали друг другу всю жизнь. Не случайно при виде примирения бра­та с сестрой лицо ее светится восторгом и счастьем. Чтобы чи­татель заметил и запомнил этот образ второго плана, Ф.М. Достоевский выбирает для героини колоритное старинное имя - Пульхерия. Пульхерия Александровна поддержи­вает сына во всех начинаниях и уверена, что все, что он дела­ет, все прекрасно. Однако сердцем она чувствует боль и раз­лад в душе Родиона. Не случайно она крестится перед очередной встречей с ним, а в разговоре с Дуней оценивает характеры детей более трезво и откровенно, чем при сыне: «Знаешь, Дуня, смотрела я на вас обоих, совершенный ты его портрет, и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхо­лики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… Ведь не может быть, чтоб он эгоист был, Дунечка? А?.. А как подумаю, что у нас вечером будет сего­дня, так все сердце и отнимается!» Примечательно, что Пульхерия Александровна при первом же свидании с Соней понимает, что та в жизни ее сына главное.

Другой образ, важный для понимания материнской любви в романе, - это Катерина Ивановна. На ее примере Ф.М. Достоевский показывает, что самые сложные социаль­ные проблемы, трудности и лишения падают прежде всего на плечи женщины-матери. Воспитанная и образованная женщи­на, овдовев, оказывается без средств к существованию. Она пытается любыми способами прокормить детей. Понимая, что жертва, которую принесла ради семьи Соня, неоплатная, Ка­терина Ивановна заставляет детей петь и плясать на улице ра­ди увеселения публики. Она восклицает: «О, подлые, подлые. Да наплевать; теперь и этих сама кормить буду, никому не по­клонюсь! Довольно мы ее мучили! (Она указала на Соню)». Одной из самых трагических страниц романа является сцена смерти Катерины Ивановны от чахотки. Перед смертью она отказывается от священника, понимая, что для Сони это лиш­ний целковый, что она оставляет на нее троих детей «с рук на руки». В бреду она выкрикивает немецкие песенки и слова из любимого романса, вспоминает молодость, первую любовь.

Последние ее слова: «Уездили клячу! Надорвала-а-ась!» - за­ставляют вспомнить сон Раскольникова, в котором тог видит истязаемую хозяином лошадь. Оба эпизода романа подчерки­вают, как не хватает в земном мире любви и доброты и как много в нем злобы, подлости и безжалостности.

Своих любимых героинь Ф.М. Достоевский наделяет кра­сотой. Прекрасна и стройна Авдотья Романовна. У нее гордые сверкающие глаза, иногда необыкновенно добрые. Сохранила остатки прежней красоты и Пульхерия Александровна. Ей 43 года. Для человека XIX века это уже солидный возраст: «Лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что быва­ет почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до ста­рости». Помещая развернутый портрет Пульхерии Александ­ровны, Ф.М. Достоевский тут же подкрепляет его психологи­ческой характеристикой, отмечая такие черты характера, как чувствительность, робость, уступчивость.

Пульхерия Александровна сердцем чувствует, что Разуми­хин надежный человек. Материнское сердце делает правиль­ный выбор. Пульхерия Александровна с первого взгляда по­нимает, с кем дочь будет счастлива в браке. Не случайно Дуня впоследствии выберет в мужья именно Разумихина.

Образы Сони и Дуни оттеняет в романе эпизодический об­раз молоденькой пьяной женщины на бульваре в шелковом платье, одетой небрежно и неумело, очевидно, мужскими рука­ми. Раскольников видит, как за ней увивается какой-то франт, и хочет спасти ее: отдает последние деньги, чтобы городовой от­вез ее домой на извозчике. Достоевский не раз показывает спо­собность Раскольникова на благородные душевные поступки.

В критической литературе при рассуждении о причинах преступления Раскольникова усиливается то социальный, то философский аспект. Правильнее всего рассматривать их в со­вокупности. Однако Ф.М. Достоевскому важнее показать не причины преступления Раскольникова и не само преступле­ние, а наказание во всем его ужасе и неотвратимости. Доста­точно заметить, что описанию невыносимых мук и страданий убийцы уделено в романе центральное место. Существует множество дополнительных обстоятельств, подтолкнувших Раскольникова к преступлению. Это, например, случайно под­слушанный разговор в трактире. Во время очередного визита к старушонке герой интересуется тем, с кем она живет, отмечает для себя, что на этаже все остальное квартиры свободны.

Ф.М. Достоевский ни в коей мере не оправдывает Родио­на. Писатель считает, что цель не оправдывает средства.

Совершив убийство, Раскольников словно заразился опас­ной душевной болезнью: он бредит, страдает, видит во сне кошмары. Единственное избавление для него - это признание и раскаяние. Но и то, и другое для гордою человека становит­ся тяжелым нравственным испытанием. Признаки неврасте­нии проявляются у героя еще до преступления. Однако после убийства Раскольников вообще чувствует, что сходит с ума. Его охватывает страх, ужас и отвращение. Полумертвый, он еле-еле добирается до дома и погружается даже не в сон, а в какое-то особое тяжелое психическое состояние: «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, не­смотря даже на усилия». Таким образом, наказанием для героя становится наказание через страдание. Важно понимать, что наказание наступает еще до объявления приговора: оно выра­жается в тех адских душевных муках, граничащих с безумием, которые испытывает герой.

Для того чтобы читатель понимал, что у Раскольникова есть иной путь, кроме преступления, чтобы помочь сестре и матери, Ф.М. Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Это верный товарищ Родиона по университету, который, несмотря ни на что, продолжает под­держивать его. Это веселый и добрый до простоты парень. «Впрочем, под этою простотой таились и глубина и достоин­ство», - подчеркивает Ф.М. Достоевский. Дружба Расколь­никова и Разумихина противопоставлена в романе показу ра­зобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» - «раскол») по принципу отношения к жизни в це­лом. Разумихин относится к трудностям легко и просто. Как и Раскольников, он очень беден, но знает массу способов найти себе заработок, причем сделать это честным путем: например, дает уроки.

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 3


На этой странице искали:

  • сочинение на тему преступление и наказание с планом
  • дружба Раскольникова и Разумихина
  • анализ письма матери раскольникова
  • преступление и наказание письмо матери раскольникова анализ
  • преступление и наказание материнская любовь