Аккумулятор

Ребенок не связывает слоги в слова. Как объяснить ребенку способ соединения двух букв в слог? Осваиваем более сложные слова

Объяснить ребенку дошкольного возраста, как буквы соединяются в слоги, довольно сложно в силу особенностей мышления дошкольника. Поэтому многие педагоги и психологи расходятся во мнении о способах обучения дошколят чтению слога.

В настоящее время существует два основных способа: складывание букв в слоги и запоминание слогов как целых единиц чтения.

Первый способ предполагает побуквенное называние и соединение букв в слог. "Н, О - что получится?" Не рекомендуется спрашивать: "Н и О - что получится?" - это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно сложить слог. Современная дошкольная педагогика предлагает использовать при работе в данном варианте разные вспомогательные приемы. Вот некоторые из них.

Взрослый карандашом (указкой) показывает первую букву, затем передвигает карандаш (указку) ко второй букве, соединяет их "дорожкой". При этом тянет первую букву до тех пор, пока ребенок "по дорожке не добежит до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".
- Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы.
- Взрослый держит в руках карточку, где с обеих сторон написаны буквы. Ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, и ребенок читает уже вторую букву.

Цепочка рассуждений при чтении слога с помощью звукобуквенного анализа будет выглядеть следующим образом: "Буква И после согласного обозначает его мягкость, таким образом, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста (трехлетки и четырехлетки), которые способны успешно освоить навыки чтения таким образом. Но для большинства детей такой способ слишком трудный. Часто, несмотря на использование вспомогательных приемов, изложенных выше, формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы: из-за неудач снижается самооценка, появляются отказы от обучения.

Второй способ обучения ребенка-дошкольника чтению слогов приближен к его возрастным возможностям и особенностям и основан на использовании уникальных свойств памяти маленького ребенка. Давайте разберемся, в чем заключается этот способ.

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы увидите, что просто по памяти воспроизводите разные типы слогов, а затем осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звукобуквенном составе слова.

Исходя из этого наблюдения, можно понять, что для ребенка проще научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, т. е. слогов, состоящих из согласной буквы и последующей гласной буквы.

Еще один аргумент в пользу заучивания слога-слияния: наш артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы, голосовые связки) формирует слог как одну единицу. Попробуйте понаблюдать за собой, когда произносите слоги. Например, скажите ВА. Вы почувствуете, что ваш артикуляционный аппарат не делает паузы между В и А.

Заучивать слоги согласно данному приему обучения чтению нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: - многократное называние слога взрослым ("Это MA, a это - МУ");
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием ("Найди слог МУ, закрась его. Какой слог ты раскрасил?");
- самостоятельное называние-чтение слога.

Выбор способа обучения ребенка чтению слога - за вами. Попробуйте оба способа, выберите тот, который лучше подходит именно вашему ребенку, или сочетайте в обучении эти способы.

Но в любом случае используйте только игровые ситуации, избегайте назидательности и принуждения. Предлагайте ребенку разные сюжеты игры (магазин, стройка, перевозка грузов и т. п.) с использованием слогов-слияний, написанных на карточках. Варианты таких игр вы найдете в статье "Игры со слогами" .

Другие публикации по теме данной статьи:

Если ребёнка обучают складывать буквы в слоги, значит, занимаются с ним по звуковому методу . А это логическая и понятная цепочка обучения чтению: звуки (вместе с их визуальным буквенным изображением) → слоги → слова → предложения.

Историческое предисловие

Звуковой метод был предложен великим педагогом Д.К. Ушинским более 150 лет назад взамен буквослагательного и поддержан Д. Тихомировым, Ф. Зелинским, Л. Толстым и др. Раньше дети сначала вызубривали названия букв: аз, буки, веди и так далее. Затем заучивали слоги: «буки» и «аз» в такой последовательности образуют «ба», «аз» и «веди» – «ав»… Далее складывались слова, и каждый незнакомый слог учителю приходилось пояснять, а ученику – запоминать. Т.е. ребёнок не понимал, как соединяются литеры в склады.

При обучении же чтению звуковым (или звукобуквенным, фонетическим, логопедическим) методом процесс сильно упростился: дети с самого начала учились осмысленно, понимая технику сложения звуков. Так осваивали грамоту наши родители, бабушки, прабабушки, и как показывает опыт, в 100% случаев удачно.

Складывание звуков в слоги

Чтобы объяснить малышу способ соединения двух букв в слог, можно использовать несколько приёмов, игр.

Способ, предложенный и описанный в «Букваре» Н.С. Жуковой

Написав (или выложив карточки, магниты) две буквы на некотором расстоянии друг от друга, соединять их указкой или карандашом. Одновременно нужно проговаривать первый звук, пока он не «добежит» до второго. Ребёнку нужно пояснить: «Тяни первую букву, пока ты вместе с ней по дорожке не добежишь до второй». Можно нарисовать мальчика, бегущего между звуками и говорить малышу: «Тяни 1-ю букву, пока ты вместе мальчиком по дорожке не добежишь до второй». При этом малыш проводит пальчиком (карандашом), соединяя литеры.

По такому же принципу можно нарисовать, как одна буква удочкой ловит другую, изобразить их в виде частей поезда. Словом, главное, чтобы ребёнку было понятно и интересно.

Так вначале детей учат соединять гласные буквы («уа», «ау» и т.д.), затем обратные слоги («ам», «ус»…) и в третью очередь уже прямые. Если у малыша никак не получается сложить два определённых звука, можно попробовать поработать с другими. Скажем, вместо «М» взять «С».

Смена букв

Понадобятся карточки. Взрослый показывает одну букву – малыш её читает. Одновременно подносится издалека вторая литера, а первая убирается, и ребенок тут же переходит к озвучиванию новой литеры. Проделывать это нужно так, чтобы малыш называл слог целиком без разрыва:
М М М М А А А А,
С С С С О О О О.

Пропевание слогов (Логоритмика)

Многократное пропевание слогов – это маленький, но часто очень действенный приём. Многие дети лучше воспринимают и легче понимают соединение букв в слоги, если их показывать и петь:
МА – МО – МУ, БА – БО – БУ и т.д.

Са-са-са…

Жу-жу-жу…

Подобные видео Вы без проблем сможете найти на youtube (ищите по слову «логоритмика»). Но лучше из видео брать тексты, а пропевать в основном самому, а не просто включать компьютер или планшет.

Пропевать склады можно, складывая их любым из способов. Однако не стоит так же складывать и слова потом – ребёнок может попевать предложения слогами даже без пауз.

Дружба звуков

Это весёлая обучающая игра, которая может подойти детям как 3,5, так и 6 лет в зависимости от индивидуальных особенностей. Нужно взять мяч и объяснить ребёнку, что звукам очень хочется дружить, и нужно им в этом помочь. Взрослый говорит: «М» хочет подружиться с «А», – и бросает мяч малышу. Он его ловит и кидает обратно, говоря: «МА». Далее: «О» хочет дружить с «М», – мячик летит к малышу, который возвращает его с сопровождением: «ОМ».

Играть можно и без мяча, прося ребёнка подружить, к примеру, «Б» и «А». Полезно развить упражнение, предлагая помочь разным звукам поладить с каким-то одним: «Давай поможем буквам подружиться с «У». Взрослый называет: «М». Ребёнок отвечает: «МУ». «С» – «СУ» и так далее.

Так малыш научится соединять буквы на слух.

Заключение

Как бы ни обучали ребёнка соединять буквы в слоги, нужно понимать, что для малыша это может оказаться тяжёлым трудом. А чтобы его максимально облегчить и упростить, лучше делать всё в игровой форме, придумывать собственные уловки, много раз повторять одни и те же звуки и способ их складывания. Зато, когда ребёнок твёрдо освоит соединение букв в слоги, читать в дальнейшем он будет без ошибок.

В этой статье освящается тема "Буквы и слоги" . Обучаемся читать слоги. Ваш ребенок знает все буквы? Означает настало время потихоньку начинать соединять буквы, и читать слоги. Предлагаю Вашему вниманию игру как можно в игровой форме обучить малыша читать слоги.

Обучение буквам дошкольников (детей 4-6 лет) онлайн в игровой форме

Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух.

Чтение слов по складам - обучение буквами чтение слов детей 3-6 лет

Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова

Беглое чтение для дошкольников

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Эффективные методики запоминания букв русской речи с детьми - дошкольниками

Вы сможете распечатать карточки со слогами либо сами сделать свои собственные карточки. Для этого Для вас не пригодится много времени. Вы сможете написать вот такие карточки как показано на картинке. Вы сможете написать карточки со слогами только с буковкой А, либо с буковкой О. Вы сможете сделать карточки только с буковкой К (КА, КО, КУ и т.д.).
Потом если у Вас есть доска (Если доски нет, мой совет Для вас приобрести ее. Это такая вещь которая должна быть у всех у кого есть ребенок. Мой личный опыт).
Вы сможете написать на доске слоги в разброс, но только те слоги, с которыми у вас есть карточки. Карточки лежат на столе в разброс. Ребенок должен верно подобрать карточку со слогами и прикрепить на доске рядом с написанным слогом.
2-ой метод занятий с карточками сделать все тоже самое только напротив. На доску прикрепляем карточки со слогами. Задачка малыша написать рядом с карточкой тот же слог. Ребенок не только лишь запоминает карточки визуально, да и пишет этот слог. В это время вы должны звучно проговаривать каждый слог, чтоб ребенок слышал и запоминал, как этот слог произносится.

Для чего нужно учить читать в 3 года?

Во-первых, вы будете развивать память, воображение и логику ученика. Во-вторых, значительно кругозор малыша. В-третьих, сможете избежать серьезных проблем через 3 года, когда ученик сядет за школьную парту. Читать в первом классе понадобится не только букварь, но и условия задач по математике. Посчитайте, сколько будет уходить времени, чтобы школьник прочел условие, понял прочитанное и приступил к решению. Уверяю, это очень трудно.

Как научить ребенка читать по слогам и по буквам?

«В 3 года это нереально!», – скажут некоторые родители. Еще как возможно: причем без психологических травм для дошкольника. Первое, с чего надо начать обучение - это запомнить буквы. Без знания букв чтение невозможно. Когда называете буквы, ни в коем случае нельзя проговаривать их следующим образом: «бэ», «вэ», «гэ» и так далее.

Т.е. чтобы малыш скоро начал читать, буквы следует произносить для ученика так, как произносятся звуки. То есть «б», «в», «г», «д». Если же нарушать это простое, то дошкольник не сможет соединить буквы в слог продолжительно время, так как не будет понимать, почему букву «бэ» или «дэ» в слове нужно произносить по-другому.

Повесьте в комнате цветной плакат с алфавитом. Его можно приобрести в книжных магазинах. С его помощью вы стимулируете пассивную память ученика, так как малыш всегда «наталкиваться» взглядом на буквы, подсознательно их. Эта характерность детского восприятия основана на тяге ребенка ко всему цветному: картинкам, рисункам, плакатам, цветам, бабочкам.

Складываем отдельные буквы в слоги вместе с малышами 3-6 лет

Как научить ученика читать Родителям малыша важно понимать, как научить ученика читать, от этого зависит, насколько быстро дошкольник будет разбираться в других предметах. Как только малыш запомнит каждую букву, можно начинать собирать из букв слоги.

Чтобы это процесс не затянулось на долгие месяцы, купите специальную магнитную доску с пластиковыми разноцветными буквами. Самый дешевый способ – изготовить алфавит самостоятельно из картона. Пусть буквы, называемые согласные звуки будут разноцветными, а гласные - одного цвета (синего, красного или зеленого).

Важно: ребенку будет проще учиться, если урок с малышом будет проходить в виде игры. А это обозначает, что мы будем учиться играя. Строим из 6-7 согласных букв столбик, берем для составления слогов букву «а». Этот столбик будет особенным «лифтом», а буква «а» – «кабинкой». Начинаем веселое «катание буквы». Поставьте «а» возле самой верхней согласной, озвучьте слог, пусть ваш ребенок повторит его. Затем «кабина» едет ниже. Так поочередно проговаривайте каждый слог.

Отведите на игру столько времени, сколько будет занимательно ученику. Потом оставьте игру на день-два и достаньте снова. Такая форма обучения не надоест малышу, поэтому малыш будет читать новые и новые слоги с внимательно.

После того, как ваш сын или дочь смогут самостоятельно прочитать прямые слоги, можно перешагивать к обратным слогам. Теперь буква «а» будет «путешествовать» перед согласными, образуя слоги «аб», «ав», «аг», «ад» и т.д. Пусть «а» будет в вашей игре «лодочкой», а согласные – «пристанями». При помощи данного «звукового кораблика» малыш обучиться читать обратные слоги.

Читаем по складам и осознаем первые слова - онлайн тренажеры для детей

Как научить малыша читать через пару месяцев регулярных занятий ребенок сможет читать по слогам в тексте или книжке, специально адаптированной для малышей. После того как малыш научился воспроизводить слоги, можно переходить к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит из двух букв: «ра-бо-та»,«по-го-да»,«ма-ма»,«ка-ша»,. Далее можно перейти к более длинным слогам: «до-мик», «мыш-ка» «чаш-ка», и тому подобных.

Таким образом, вы не только обучите ученика уверенно читать до 5 лет, но и добьетесь того, что малыш полюбит сам процесс чтения. Безусловно, приобретенный навык нужно будет поддерживать, стараясь регулярно заниматься с.

Довольно часто родители жалуются, что чадо, а он никак не может усвоить, как читать слог. И тут следует понять, что обучение чтению, это тренировка памяти. Чтобы ребенку понять навсегда новое, ему это надо проиграть около 600 раз. Дошкольник просто запоминает (а не понимает), как читаются буквы, говорятся слоги, слова и предложения. Поэтому, Если хотите, научить малыша чтению окружите его кубиками и магнитиками, карточками и так далее с изображением букв. Чем чаще ученик будет видеть встречаться с буквами, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Как запомнить буквы русского алфавита - эффективные методики для детей и взрослых

Когда дошкольник выучит буквы, можно перейти к обучению чтению. подготовленность к обучению можно определить, предложив ребенку собрать из букв какое-нибудь слово, например, «мяч» или «кукла», показав, как это слово пишется на бумаге. Если дошкольник может собирать слова из букв по образцам, значит к обучению чтению он готов.

Обучать чтению ученика дошкольника легче по букварю, или по детским книжкам с крупным текстом. Сначала читает и водит своим указкой по тексту, чтобы малыш видел, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10-15 в день. Затем можно читать двигая по тексту его руку. На это занятие можно потратить от недели до месяца. И только после этого, приступаем к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить малыша. Когда малыш научится читать простые, можно приступать к словам, также сначала прочитав ему слово вслух, а затем попросить ученика повторить. Не торопясь и не торопя ребенка можно с удовольствием обучить чтению малыша, который учиться чтению не хочет.

Статья была посвящена теме "Буквы и слоги" .

Обычно ребенка довольно легко научить буквам алфавита, а когда дело доходит до чтения слогов, возникают проблемы. Как научить ребенка слогам, чтобы вызвать у него интерес к чтению? Для этого существует специальная методика, следуя которой можно быстро разобраться, как научить ребенка слогам, а затем и чтению слов. Но для начала следует выяснить, какой возраст лучше всего подходит для начала уроков чтения.

В каком возрасте пора учить ребенка чтению по слогам?

Оптимальным временем для обучения ребенка чтению считается возраст после 5-ти лет. К этому моменту у малыша уже достаточно хорошо развито мышление, память и внимательность, поэтому обучение будет более эффективным. Стоит ли учить ребенка чтению в более раннем возрасте и как научить ребенка слогам или чтению слов, если ему всего 2 или 3 годика?

Некоторые родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Ведь уже после 2 лет он умеет запоминать информацию, а значит, его можно учить буквам алфавита. Но если вы хотите начать обучение в таком раннем возрасте, необходимо проводить его в ненавязчивой игровой форме, не требовать от ребенка быстрых результатов и уделять урокам столько времени, сколько ему будет интересно этим заниматься.

Если малыш с увлечением изучает основы чтения, нет ничего страшного в том, чтобы учить его читать в раннем возрасте. Но важно учитывать, что если ребенок научится чтению к 3-м или 4-м годам, нужно будет регулярно закреплять его знания, причем делать это так, чтобы у малыша не пропал интерес. Иначе к моменту поступления в школу он все забудет, и обучение начнется заново.

Как научить ребенка читать слоги?

Обучение чтению следует начинать с изучения алфавита. Учить буквы лучше всего с применением специальных наборов: это могут быть цветные кубики или магнитная доска с буквами, букварь с картинками или самостоятельно вырезанные из бумаги цветные буквы. Кстати, чтобы научить ребенка чтению по слогам, необязательно, чтобы он знал все буквы алфавита. Запоминание букв и обучение технике чтения можно совмещать.

Сначала рекомендуется выучить открытые твердые гласные: А, О, У, Ы, Э. Затем показать ребенку звонкие согласные: М и Л. Очень важно произносить согласные буквы только звуками, которые они обозначают. Не нужно произносить их так, как они правильно звучат в алфавите – «эм» и «эл», иначе потом ребенку будет сложно понять, как составлять из букв слоги.

После этого можно приступать к изучению глухих и шипящих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К. Регулярно повторяйте пройденный материал. Перед изучением новых звуков вспоминайте те, что вы выучили на предыдущем занятии. После того, как ребенок будет знать часть гласных и согласных звуков, можно приступать к чтению по слогам.

Как научить ребенка складывать слоги?

Перед тем как научить ребенка слогам, рекомендуется подобрать несколько игр и упражнений с буквами. Для начала просто объясните малышу, как буквы складываются в слоги: возьмите две буквы, гласную и согласную, и покажите, как одна буковка бежит ко второй, одновременно озвучивая, как из них получается слог. Например, буква М бежит к букве А, и получается слог «м-м-м-а-а-а».

Не стоит ожидать, что ребенок сходу научится читать слоги, так как ему требуется время, чтобы понять этот принцип. Просто показывайте ему, как гласные и согласные буквы соединяются в разные слоги. Скорее всего, малышу будет неинтересно соединять буквы друг с другом просто так, по требованию взрослого. Как научить ребенка читать слоги, чтобы он делал это самостоятельно и с увлечением? Для этого вам понадобятся игры, направленные на то, как научить ребенка слогам.

Веселый паровозик. Для игры понадобится машинка с кузовом или паровозик с прицепом и карточки с буквами. Возьмите гласные буквы, которые ребенок уже хорошо запомнил, и разложите их по кругу на расстоянии друг от друга. Положите какую-нибудь согласную букву в вагон паровозика и покажите ребенку, как она едет к какой-нибудь станции (гласной букве). Пока ребенок везет букву, он должен тянуть звук (например, если в вагоне буква М, пока она едет до станции, ребенок должен произносить звук м-м-м). Когда паровозик подъезжает к гласной букве, малышу нужно соединить согласную букву с гласной, произнеся слог (м-м-м-м-а-а-а-а).

Лента с движущимися буквами. Все, что нужно для этой развивающей игры – бумага, ножницы и карандаши или фломастеры. Выберите любое изображение, в котором можно нарисовать окошко – домик или машинку, нарисуйте его и раскрасьте. Можно распечатать и готовый рисунок. Затем сделайте надрезы по боковым краям окошка домика или машинки. Нарисуйте на бумажной ленте гласные буквы А, Е, О, У, И, Ы, Э, Я (ширина ленты должна быть такой, чтобы она поместилась в надрезы на окошке). Рядом с окошком приклейте прозрачный кармашек, куда можно вставить букву (это можно сделать с помощью кусочка полиэтилена и скотча). В этот кармашек по очереди вкладывайте согласные буквы М, Л, Н (самые простые), а затем вставляйте в окошко линейку с гласными и протягивайте ее, показывая ребенку, как из букв получаются слоги.

Теперь вы знаете, как научить ребенка складывать слоги в наиболее понятной для него игровой форме. При обучении не забывайте использовать не только такие слоги, в которых первой буквой является согласная, но и те, где сначала идет гласная: АВ, ОМ, ОВ, АЛ и т.п. Перед тем, как научить ребенка соединять слоги в слова, дайте ему почитать слоги в букваре в течение некоторого времени, чтобы он мог немного потренироваться и закрепить новое умение. 3.8 из 5 (8 голоса)

Однако специалисты в области педагогики не рекомендуют так нагружать малыша в этом возрасте, ведь двухлетке и без того есть что постигать. В это время должны формироваться навыки социализации, коммуникации, без которых в будущем ребенку будет сложно найти свое место в обществе.

Родители могут возразить: ведь детки очень хорошо узнают буквы на картинках! Действительно, это так. Малыши 2-3 лет хорошо запоминают и узнают графические изображения букв, но расценивают их только как картинки.

Но соотнести букву со звуком, соединить две буквокартинки в слог - слишком сложные задачи для ребенка раннего дошкольного возраста. Учиться читать в 2-3 года еще рановато.

Признаки готовности ребенка к началу обучения

Первое правило, касающееся сроков обучения такому навыку как чтение, гласит, что начинать этот процесс необходимо тогда, когда малыш уже:

  • хорошо говорит,
  • не пропускает и не «глотает» звуки,
  • успешно справляется с трудновыговариваемым «р»,
  • не шепелявит и не присвистывает.

Если кроха начнет учиться читать до устранения этих проблем, в будущем у него могут возникнуть проблемы не только с самим чтением, но и с письмом: перестановка звуков и букв, пропуск звука во время говорения и буквы при написании слов.

Еще одним условием благополучного обучения грамоте является наличие у ребенка развитых навыков анализа и синтеза. Именно они помогут малышу разобраться, что он видит не просто изображение, а именно, букву, которой соответствует определенный звук. А также понять, что две буквы образуют слог, который можно произнести.

Как правило, этими навыками ребенок овладевает к 5 годам. Именно в это время опытные педагоги и рекомендуют начинать освоение навыка чтения по слогам.

Помимо этого, следует заниматься с ребенком чтением тогда, когда он к этому готов, то есть может в течение 15-20 минут сосредоточиться на одном деле. В противном случае наука не пойдет впрок, и обучение малышу совсем не понравится.

Подготовительный этап: осваиваем буквы и звуки

Еще одним условием, без которого чтение по слогам, а уж тем более беглое, просто невозможно, является знание ребенком всех букв и звуков. Важно, чтоб ребенок понимал, какому изображению соответствует тот или иной звук.

Именно поэтому начинать обучение чтению следует с изучения грамоты. Для этого можно использовать любую детскую книгу с крупными буквами.

Но все же лучше приобрести букварь: это проверенное годами пособие, способствующее поэтапному овладению навыком. Здесь и буквы, и звуки, и интересные картинки по теме. Обучение будет и продуктивным, и интересным.

Освоение гласных

Как правило, звукобуквенный состав языка начинают изучать с гласных А, О, Э, У, Ы, И. Ребенок запоминает, как выглядят эти буквы и как произносятся соответствующие звуки. Покажите малышу, как хорошо пропеваются гласные. Следом за простыми гласными можно изучить йотированные, составив все 10 звуков в пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е плюс еще одна пара Ы - И.

В таком сочетании ребенок быстро освоит гласные звуки. Не стоит углубляться в фонетику и объяснять ребенку, что йотированные гласные обозначают два звука, и уж тем более не нужно употреблять на занятии сам термин. Достаточно просто изучить сами буквы и звуки. Теорию детям подробно объяснят в школе.

Разучивание согласных

Разобравшись с «поющими» гласными, можно переходить к согласным. Обычно сначала изучают сонорные - Л, М, Н, Р и звонкие звуки. Затем можно приступить к освоению глухих согласных, используя тот же метод, что и при изучении гласных - соединение букв (звуков) в пары: Б - П, З - С и так далее.

После этого наступает очередь непарных шипящих и Й. С «беззвучными» буквами - Ь и Ъ - знакомятся в последнюю очередь.

Важный момент: впервые показывая ребенку буквы, произносите не их названия, а звуки, то есть не «бэ», а «б», не «эн», а «н». Так малышу будет легче соотнести звук и букву. В противном случае пятилетка может перепутать название буквы и звук и выдаст загадочное «эноэс» вместо простого и понятного «нос».

Начинаем читать по слогам

Сонорный + А

Учиться читать слоги следует с самых простых примеров. Как правило, на первых этапах осваиваются слоги, начинающиеся с сонорных и оканчивающиеся на А: МА, ЛА, РА и так далее. На данном этапе важно объяснить малышу, что во время чтения слога один звук как бы притягивается к другому, звуки нужно произносить слитно.

Используя сочетание «сонорный + гласный» можно наглядно показать слияние звуков, произнеся слог нараспев: «ммммаааа». Еще нагляднее суть соединения звуков можно продемонстрировать на примере сочетания двух гласных: АУ, УА.

Конечно, такое сочетание слогом не является, но использование его на данном этапе поможет ребенку понять, как один звук постепенно, безотрывно переходит в другой.

Сонорный +другие гласные

Разобравшись с сочетанием сонорного и гласного А, можно приставить к тем же согласным новый гласный звук. Далее можно заменить и согласные - на другие звонкие или глухие: ЖИ, КО, СА. Поняв принцип сложения звуков, в дальнейшем маленький читатель сможет самостоятельно произносить и составлять слоги.

Некоторые методики предлагают уже на этом этапе попробовать прочитать слова, состоящие из знакомых ему слогов: «мама», «молоко». Если у малыша все получается, можно закончить занятие прочтением фразы из старого советского букваря: «Коси, коса, пока роса».

Если же обучение проходит не слишком легко для ребенка, не стоит пока нагружать его чтением слов и фраз.

Осваиваем более сложные слоги

Традиционно более сложными считаются закрытые слоги (то есть оканчивающиеся на согласный звук): АМ, ОК, ЭХ. Можно изучать их, сравнивая с уже знакомыми открытыми: МА - АМ, КО - ОК. Так ребенок поймет, что одинаковые буквы и звуки можно складывать в слоги, разные не только по написанию, но и произношению.

Когда освоены закрытые слоги, можно перейти к трехбуквенным сочетаниям: конструкции «согласный + гласный + согласный». Например: КОТ, НОС, ТОМ.

Более сложным вариантом является трехбуквенный слог, где два согласных звука идут подряд: ТРА, ПЛИ, СТО. Изучение трехбуквенных слогов подготавливает ребенка к чтению слов.

Переходим к чтению слов и предложений

Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов

Конечно, между частями слова будут оставаться небольшие паузы, ничего страшного в этом нет. Однако нужно следить, чтоб пауза не слишком затягивалась, иначе слово превратится просто в слоги.

Осваиваем более сложные слова

Далее можно потренироваться в чтении трехбуквенных слов конструкции «согласный + гласный + согласный»: «рот», «сон», «мир». Объясните ребенку, что эти слова не что иное, как сложные слоги, которые вы уже тренировались читать вместе раньше.

Следующий этап предполагает чтение сложных в фонетическом плане слов с двумя согласными подряд: «стол», «плита», «травка», а также с Й, Ь и Ъ.

Особенности обучения прочтения слогов и слов

Стоит сказать, что сегодня методик обучения чтению очень много. Их авторы по-разному распределяют материал.

Предложенной последовательности обучения ребенка чтению по складам можно предложить следующую альтернативу: освоив простые слоги с одним гласным, к примеру, с А, можно приступать к чтению более сложные слогов с этим же звуком, а затем попробовать складывать и слова (например, «забава», «парад»).

Затем следует пройти такой же путь с другими гласными, после чего пробовать читать по слогам целые предложения, например: «Мама мыла раму». Слоги и слова с Й, Ь и Ъ традиционно остаются на конец периода обучения.

Важно, что общим моментом всех современных методик является закрепление материала в игровой форме. Игра - важнейший элемент обучения в наши дни, тем более если речь идет о дошколятах.

Как сделать обучение ребенка более продуктивным?

Основные моменты

Итак, обучая ребенка чтению по слогам, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Повторимся: буквы следует называть как звуки: «м», а не «эм», «к», а не «ка».
  2. Следите, чтоб ребенок произносил слоги правильно, и исправляйте ошибки сразу во избежание запоминания неверных вариантов.
  3. Не перегружайте малыша лишней информацией, в частности фонетическими терминами, а также звукобуквенным анализом. К примеру, не вдавайтесь в подробности о том, что некоторые буквы в определенных положениях в слове обозначают два звука.
  4. Переходя к чтению слов, предоставляйте ребенку текст в книге с правильным их написанием, без дефисов, которые затрудняют восприятие слова целиком.

Интерес ученика - ключ к успеху

Старайтесь делать занятия интересными для ребенка, проводите их в игровой форме. Только в этом случае можно надеяться на результат.

Чтение - сложная наука, и без наглядности здесь не обойтись. Используйте яркие картинки, карточки с буквами для складывания слогов и со слогами для составления слов, представляйте информацию в виде мини-кроссвордов.

Вместе с ребенком иллюстрируйте прочитанное, используйте настольные игры и образные средства (классические примеры: слоговой паровозик или гусеничка), включайте малышу обучающие онлайн игры и видео на компьютере или планшете - в общем, разнообразьте и дополняйте учебный процесс всем, что душе угодно.

Цель одна: устойчивый интерес к занятиям у ребенка. Заскучавший ученик информацию практически не воспринимает.

Научить ребенка читать по слогам может каждый родитель. Для этого не нужно педагогического образования, достаточно ознакомиться с пособиями, которые сегодня в большом ассортименте, поинтересоваться основными методиками, выбрать понравившуюся и следовать советам автора.

А если вы сделаете освоение этого нужного навыка еще и увлекательным, то можете быть уверены, что в первый класс ваш малыш пойдет уже умея читать как минимум по слогам.