Аккумулятор

Предикативные наречия в русском языке. Теоретические основы исследования предикативного наречия как особой части речи в русском языке

Наречие — это часть речи, которая обозначает признак действия (хорошо подготовиться , приятно провести время ), признак признака (очень красивый , сильно прогрет ) или признак предмета (беседа впопыхах , почти юноша ). Наречия не склоняются и не спрягаются. Они выступают в предложении обычно в роли обстоятельства (Каждый имеет право свободно выбирать профессию; Новый руководитель был всегда приветлив ), хотя могут выполнять и роль сказуемого (Разбросанные вещи повсюду ). В тех случаях, когда наречие относится непосредственно к существительному, оно выступает в роли несогласованного определения (На обед нам подали борщ по-украински и мясо по-строгановски ; Магазин напротив был еще закрыт ). В любом случае наречие примыкает к члену предложения, к которому относится, но не согласуется с ним и не управляется им.

По своему общему значению наречия делятся на две большие группы — обстоятельственные и определительные.

Обстоятельственные наречия называют различные обстоятельства, при которых происходит действие, и относятся большей частью к глаголу, реже — к отглагольному существительному. К обстоятельственным относятся следующие подгруппы наречий:

  • 1) времени (вечером , вчера , давно , днем , еще , завтра , зимой , накануне , раньше , скоро , сперва ,уже );
  • 2) места и направления (внизу , вокруг , далеко , дома , домой , издалека , изнутри , поблизости , рядом );
  • 3) причины (оттого , сгоряча , со зла , сослепу ).
  • 4) цели (в шутку , назло , нарочно , на смех ,умышленно );
  • 5) совместности (вдвоем , вместе , попарно , сообща; наедине; поодиночке ).

Определительные наречия обозначают, как правило, качество, количество или способ (образ) действия, реже — качество признака или предмета. Среди определительных наречий выделяют три подгруппы: качественные, которые выражают оценку действия или признака (быстро , весело , вживе , громко , хорошо ), количественные, которые обозначают меру (степень, количество) действия, признака или предмета (весьма , почти , исключительно , много , особенно , слишком ), и способа действия (бегом , верхом , вручную , наизусть , наряду с , пешком ).

Особую подгруппу образуют предикативные наречия (предикативы), обозначающие состояние (эмоциональное, физическое или иное). В отличие от других групп наречий они выступают в роли не обстоятельств, а главного члена односоставного предложения — предиката (По вечерам всем было скучно ; В комнате было холодно ). Обозначая состояние, предикативные наречия называются еще категорией состояния.

Некоторые лингвисты видят в категории состояния особую часть речи, включая в нее группу знаменательных слов, обозначающих состояние живого существа или окружающей природы и выступающих в роли главного члена (предиката) односоставного предложения. В этом случае к категории состояния относят: 1) слова на -о, соотносительные по значению с качественными наречиями, которые обозначают чувство, эмоциональное состояние (весело , грустно , беспокойно ) или физическое состояние [больно , холодно , жарко ), 2) слова на -о, не соотносительные с качественными наречиями, но обозначающие внутреннее состояние (совестно , стыдно , тошно ); 3) слова со значениями долженствования, необходимости, возможности (нужно , необходимо; возможно ), не соотносительные с качественными наречиями и краткими прилагательными; 4) слова, по происхождению являющиеся существительными (типа лень , жаль , пора , не время ) и краткими причастиями (тина дано , запланировано , приказано ), модальное значение которых проявляется при употреблении их в роли предиката (Не время дискутировать; Решено созвать совещание ). В отличие от категории состояния слова других частей речи, с которыми они соотносятся, выступают в роли членов двусоставного предложения: На сердце беспокойно Сердце беспокойно (сказуемое в двусоставном предложении); Пора уезжать (главный член в односоставном предложении) и Наступила веселая пора (подлежащее в двусоставном предложении).

Есть и другие точки зрения на категорию состояния, представленные, в частности, в учебниках последнего десятилетия. Общим в них является признание условности выделения категории состояния в отдельную часть речи, понимание ее близости к наречиям, на что указывает и термин "предикативные наречия", т.е. наречия, используемые обычно в функции предиката. Различия в толковании этой категории проходят но двум линиям — состава слов, образующих ее, и типа конструкций, в которых они выступают. Так, в учебнике под ред. В. А. Белошапковой к категории состояния относят лишь неизменяемые слова типа нужно , можно , жаль , "способные выполнять функцию сказуемого". Поскольку речь идет о сказуемом, можно было бы сделать вывод, что категория состояния — принадлежность двусоставных предложений, однако здесь слова типа нужно , можно , жаль употребляться не могут, так как они являются принадлежностью только односоставных предложений.

В учебнике под ред. Л. А. Новикова состав предикативных наречий понимается более расширительно. К ним относят слова, имеющие значения психического или физического состояния лица (мне грустно , больно ), состояния природы (сегодня жарко , ветрено ), окружающих условий (в комнате грязно , душно ), различной модальной оценки действия (можно , нужно , нельзя , пора ) и выступающие "в функции предиката односоставных предложений", что наиболее близко к нашему пониманию категории состояния.

Наконец, в "Русской грамматике" 1990 г. среди предикативных наречий выделяют:

  • 1) слова на -о, соотносительные по значению с качественными наречиями, обозначающими эмоциональное состояние (весело , смешно );
  • 2) слова, не соотносительные с качественными наречиями, но обозначающие внутреннее состояние (совестно , стыдно );
  • 3) слова с модальными значениями долженствования, необходимости, возможности (можно , нельзя , надо , должно );
  • 4) слова, оторвавшиеся от парадигм существительных (лень , пора );
  • 5) причастные предикативы (дано , решено ), "всегда занимающие позицию главного члена или одного из главных членов" [С. 261].

Следовательно, речь идет об употреблении категории состояния в односоставных и двусоставных предложениях. См., например, в пособии "Современный русский язык. Морфология" А. А. Камыниной: нельзя проехать , ему совестно; женщина замужем , пушки наготове , туфли впору.

Многие качественные наречия на -о, -е закрепили за собой наряду с основным синтаксически обособленное предикативное значение. Это так называемые предикативные наречия, или предикативы.

Наречия степени обозначают характер интенсивности признака: огень, страшно, ужасно, удивительно, исклюгителъно; гораздо, слишком, абсолютно, совершенно; гересгур, крайне, весьма, совсем, вполне, настолько, вдвое, впятеро, едва, едва-едва, еле, еле-еле, гутъ-гутъ, слегка, немного, несколько, разг. капельку, кро- шегку и др. Обычно они определяют прилагательное или наречие и, реже, - существительные. При этом одни наречия употребляются только с прилагательными и наречиями в положительной степени: огень интересный, ужасно весело, совершенно свободно; другие - только с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: гораздо интереснее, много дольше, вдвое лугше; третьи - с прилагательными и наречиями как в положительной, так и в сравнительной степени: немного, гуть-гуть смешной, смешно, смешнее. Некоторые наречия со значением меры или степени сочетаются с существительными качественно характеризующих значений: огень не дурак, совсем глупыш, немного формалист, ногти поэт, гересгур романтик.

Наречия степени могут быть немотивированными (огенъ, едва, гуть) и мотивированными {удивительно, слишком, вдвое). Значение высокой степени может быть заключено в качественном наречии, например: абсолютно, необыкновенно, невероятно, грезвыгайно, бешено, гудовищно, неслыханно, беспредельно, безмерно, ослепительно, невыносимо, нестерпимо, блестяще, сверхъестественно, сравнительно, относительно и др.

Употребляясь для обозначения степени проявления признака, качественные наречия обычно не образуют форм сравнительной степени: смертельно бледен, абсолютно глухой, гудовищно богат.

Обстоятельственные наречия разделяются на наречия места и направления: около, далеко, поблизости, рядом, дома, домой, внизу, вокруг, издалека, изнутри, здесь, там, тут, туда, оттуда, везде, всюду, никуда и др.: времени: теперь, вгера, завтра, днем, зимой, давно, скоро, раньше, накануне, вовремя, ежедневно, издавна, шагала, сперва, уже и др.; причины: сгоряга, со зла, сослепу и др.; цели: назло, нарогно, на смех-, совместности: вместе, вдвоем, сообща, попарно: наедине, поодиногке и др.

К классу наречий условно причисляются так называемые предикативные наречия, или предикативы, - слова, оторвавшиеся от класса наречий, всегда занимающие позицию главного члена или одного из главных членов предложения. С наречиями их сближает словообразовательная структура (ядро предикативных наречий составляют слова, мотивированные качественными прилагательными) и наличие у подавляющего большинства слов форм сравнительной степени. В отличие от наречий, предикативы не вступают в присловные связи в качестве зависимого компонента, что сближает их с краткими прилагательными, некоторыми существительными и краткими страдательными причастиями в функции сказуемого.

Среди предикативных наречий выделяются:

  • 1) многочисленная группа слов на (соотносительных по значению с качественными наречиями), обозначающих чувство, эмоциональное состояние: весело, грустно, радостно, скугно, смешно, тревожно - либо физическое состояние: ветрено, пустынно, тепло, холодно; больно, душно, плохо;
  • 2) слова (несоотносительные с качественными наречиями), обозначающие внутреннее состояние {совестно, стыдно, устар. любо).

Предикативные наречия - группа слов, пополняющаяся за счет наречий, заключающих в себе качественные значения: На душе снежно и холодно (Герц.); А под маской было звездно (Блок); В танцевальном зале пусто и непесенно (Рожд.).

К предикативным наречиям относится также группа слов с модальными значениями долженствования, необходимости, возможности. Эти наречия обычно называют модальными предикативами. Модальные предикативы - это самостоятельные слова, в современном русском языке несоотносительные с качественными наречиями и краткими прилагательными, например: можно, возможно, нельзя, надо, нужно, необходимо, надобно (устар.), должно.

Предикативные наречия первой группы (так же, как и соответствующие качественные наречия), а также слова возможно, нужно, необходимо образуют формы сравнительной степени: плохо - хуже, скугно - скугнее, нужно - нужнее.

Предикативные наречия занимают позицию одного из главных членов в предложениях с общим значением субъектного состояния, обращенного к объекту: Избушку было видно; Гудок еле слышно; Ему руку больно, либо позицию главного члена в предложениях со значением состояния - бессубъектного или отнесенного к субъекту: Детям весело; Лгать - стыдно; Для посетителей - удобно; Признаться - совестно; На улице холодно.

Модальные предикативы занимают позицию одного из главных членов в предложениях с общим значением субъектного состояния как возможности, способности, своевременности осуществления действия, состояния: Мне нужно ехать; Ему должно терпеть; Необходимо полугить посылку.

ПРЕДИКАТИВНЫЕ НАРЕЧИЯ

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРЕДИКАТИВНЫЕ НАРЕЧИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИНСКИЕ НАРЕЧИЯ
  • ТУРЕЦКИЕ НАРЕЧИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ
    Т. наречиями говорят в настоящее время многочисленные племена и народы, начиная от якутов и кончая населением Европейской Турции — османами. …
  • ФИНСКИЕ НАРЕЧИЯ
  • ТУРЕЦКИЕ НАРЕЧИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ПРЕДИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА
    Спрягаемые формы глагола, выполняющие в предложении функцию сказуемого и образуемые формами лица, числа, рода, времени и …
  • ПРЕДИКАТИВНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ в Словаре лингвистических терминов:
    см. категория состояния …
  • ПРЕДИКАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Отношения между подлежащим как носителем признака и сказуемым как выражением признака. Предикативные отношения в предложении отражают отношения между субъектом и …
  • ПРЕДИКАТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА в Словаре лингвистических терминов:
    Глагольные категории, образующие предикативность: категория лица, категория времени, категория наклонения (ср. : непредикативные категории глагола — категория вида, категория …
  • БЕЗЛИЧНО-ПРЕДИКАТИВНЫЕ СЛОВА в Словаре лингвистических терминов:
    То же, что категория состояния …
  • РОССИЯ, РАЗД. СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
    Рдновременно с принятием и распространением христианства начинается русская письменность и кладутся основания русского литературного языка. Первые попытки писать по-церковнославянски были …
  • РОССИЯ, РАЗД. СЕВЕРНО-ВЕЛИКОРУССКОЕ НАРЕЧИЕ в Краткой биографической энциклопедии:
    Реверно-великорусское наречие слышится в областях частью издавна населенных новгородскими славянами и родственными им кривичами, частью уже в историческое время колонизованных …
  • РОССИЯ, РАЗД. РУССКИЙ ЯЗЫК И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ в Краткой биографической энциклопедии.
  • РОССИЯ, РАЗД. РУССКИЙ ЯЗЫК в Краткой биографической энциклопедии:
    Русский язык - это совокупность тех говоров, поднаречий и наречий, на которых говорит русский народ, т. е. известные племена и …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    образует, вместе с языками русским и белорусским, восточную группу славянских языков. О генезисе и связях восточнославянских языков и об отношениях …
  • НЕГРСКИЕ ЯЗЫКИ в Литературной энциклопедии:
    (негро-африканские, африканские) — общий термин для яз. темнокожих народностей Африки (испанск. negro — «черный»). I. Классификация африканских яз. при их …
  • МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    один из финно-угорских яз. Принадлежит к финской группе этих яз. (наряду с прибалтийско-финскими, лопарским, мордовским, удмуртским и коми яз.). Распространен …
  • ИНДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ. в Литературной энциклопедии:
    Трехсотмиллионное население Индии (не считая Бирмы и Белуджистана) говорит на нескольких десятках языков. Если откинуть несколько бесписьменных наречий («мунда» и …
  • СЕЛЬКУПСКИЙ ЯЗЫК
    язык, язык селькупов. Распространён в междуречье Оби и Енисея. Число говорящих на С. я. 2,2 тыс. человек (1970, перепись). …
  • САМОДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, самоедские языки, группа языков, входящих в уральскую языковую семью. К С. я. относятся ненецкий, энецкий и нганасанский языки, распространённые …
  • НАРЕЧИЕ (ЧАСТЬ РЕЧИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (калька лат. термина adverbium; лат. ad - к, при, на и verbum - речь), часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых …
  • УРАЛО-АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известны также под названием "алтайских", "туранских", "финно-угро-татарских"; на них говорят многочисленные народы, населяющие, главным образом, северо-восточную и, отчасти, центральную Азию, …
  • СЛОВАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. ???????, лат. dictionarium, glossarium, vocabularium, нем. W?rterbuch) — собрание слов, принадлежащих какому-нибудь языку, расположенное для более удобного пользования им …
  • СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РОССИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    А. Русский язык — термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный …
  • НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает I) совокупность верхне- и нижненемецких наречий и II) литературный язык Германии, Н. областей …
  • МАЛОРУССКОЕ НАРЕЧИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
  • КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Географические и исторические условия сделали Кавказский край любопытным этнографическим музеем. Нет другой местности на земном шаре, где, на сравнительно небольшом …
  • ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Так называется обыкновенно литературный яз. Италии, которым говорят образованные классы: в основе это только тосканское или флорентийское наречие. Народ говорит …
  • ВЕРХНЕНЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    под общим названием верхненемецкого языка (hochdeutsch) разумеются наречия Средней и Южной Германии, немецких кантонов Швейцарии и, наконец, немецкой Австрии. Совокупность …
  • ВЕЛИКОРУСЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    название "Великая Россия" искусственного происхождения; оно было составлено, по-видимому, духовенством или, вообще, книжными людьми и начало входить в царский титул …
  • УРАЛО-АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ
    ? известны также под названием "алтайских", "туранских", "финно-угро-татарских"; на них говорят многочисленные народы, населяющие, главным образом, северо-восточную и, отчасти, центральную …
  • СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает I) совокупность верхне- и нижненемецких наречий и II) литературный язык Германии, Н. …
  • МАЛОРУССКОЕ НАРЕЧИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    русского яз. некоторыми учеными считается самостоятельным славянским языком. За исключением Миклошича (см. его "Сравнит. грамматику слав. яз."), подобный взгляд встречается …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Географические и исторические условия сделали Кавказский край любопытным этнографическим музеем. Нет другой местности на земном шаре, где, на сравнительно …
  • ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Так называется обыкновенно литературный яз. Италии, которым говорят образованные классы: в основе это только тосканское или флорентийское наречие. Народ …
  • ВЕРХНЕНЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? под общим названием верхненемецкого языка (hochdeutsch) разумеются наречия Средней и Южной Германии, немецких кантонов Швейцарии и, наконец, немецкой Австрии. …
  • ВЕЛИКОРУСЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? название "Великая Россия" искусственного происхождения; оно было составлено, по-видимому, духовенством или, вообще, книжными людьми и начало входить в царский …
  • БИБЛЕЙСКИЕ ПЕРЕВОДЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    в различное время имели различное значение и удовлетворяли различным потребностям. В этом отношении должно различать: А. Древние переводы библии, которые …
  • СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    —синтаксическая конструкция, образующаяся путем соединения нескольких (минимум двух) предложений на основе союзных связей сочинения и подчинения или нулевой союзной связи …
  • СЛОВОСОЧЕТАНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
  • ПРЕДИКАТИВНОСТЬ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — синтаксическая категория, определяющая функциональную специфику основной единицы синтаксиса — предложения; ключевой конституирующий признак предложения, относящий информацию к действительности и …
  • ПОЛЬСКИЙ ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — один из западнославянских языков (лехитская подгруппа). Распространен в Польше (офиц. язык ПНР, число говорящих 36,6 млн. чел.), СССР (335 …
  • ПЕРИФРАЗА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (перифраз) (от Греч, periphrasis — описательное выражение, иносказание) — стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном, обозначении предметов и явлений действительности …
  • ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —слова, выражающие отрицание. К ним относятся отрицат. частицы (рус. «ие», англ. not, венг. пет) и глаголы (фин. en puhu "не …
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — зависимая синтаксическая позиция в составе субстантивного словосочетания; словоформа с признаковым значением, занимающая данную позицию. Посредством О. реализуются атрибутивные отношения …
  • НАРЕЧИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (калька, лат. adverbium, греч. epirrhema) — лекснко-граммати-ческий класс неизменяемых, как правило, слов, обозначающих признак действия, качества или предмета и выступающих …
  • КРЫЛАТЫЕ СЛОВА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие в речевое употребление из определенного фольклорного, литературного, публицистического или научного источника, а также изречения …
  • КОРДОФАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —семья в составе макросемьи конго-кордофанских языков. Распространены на В. Судана н в горных р-нах Кордофана. К. я., по классификации Дж. …
  • ЕНИСЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —группа языков, распространенная в Сибири вдоль Енисея (иногда по наиболее известному из Е. я. группа называется кетской, ио это менее …
  • ВВОДНЫЕ СЛОВА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —слова и сочета ния слов, грамматически не связанные ни с одним нз членов предложения; посредством В. с. осуществляется модальная, экспрессивная …
  • НЕПРЕДИКАТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА в Словаре лингвистических терминов:
    Категория вида и категория залога (ср. : предикативные категории глагола …
  • КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    (предикативные наречия, безлично-предикативные слова, предикативы). Лексико-грамматический разряд слов, характеризующихся: а) обозначением состояния живых существ, природы, окружающей среды, иногда с модальной …
  • ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ПРОСТОЕ в Словаре лингвистических терминов:
    Сказуемое, образованное формой изъявительного, повелительного, сослагательного наклонений. По воде разносятся звуки какого-то вальса (Л. Толстой). Про ветвистую пшеницу или про …
  • ВСТАВНЫЕ в Словаре лингвистических терминов:
    (вставочные) конструкции. Слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие предложение в целом или …
  • БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    Сложное предложение, предикативные части которого соединены взаимосвя-занностыо сиоего значения и строения, ритмомелодическими средствами, без помощи союзов или относительных слов. Различаются: …
  • ПО... в Словаре русского языка Ожегова:
    и по-... 2 (по...) по-... Образует прилагательные со знач. указания на местоположение близ чего-нибудь + пограничный по... и по-... 3 …

Наречие - старое слово. Оно встречалось в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. Срезневского, где отмечено его значение как части речи . При определении этимологии этого слова выделяем корень реч-. В древнерусском языке слово речь имело различные значения, одним из которых было название части речи - глагол. Это значение сохраняется и в корне реч- , который входит в слово наречие, потому что связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium , что буквально означает «приглаголие». Изменив лишь приставку, русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование. Следовательно, главное содержание наречия древние ученые видели в том, что оно должно быть при глаголе («приглаголие») или «накладываться» на глагол (наречие).

Очень точно раскрывает сущность наречия как части речи выдающийся лингвист А. Пешковский. Он пишет: «Если мы вдумаемся в слова хорошо , красиво , чисто , умело , ловко , быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как и в глаголе, и в прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший , красивый , чистый , умелый и т.д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же - чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал… Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем… в связной речи наречие … употребляется только при глаголе и прилагательном» . Добавим: «и при существительном, но при этом заметив, что при существительном наречия встречаются довольно редко, поскольку главная особенность наречия - обозначать признак действия, как главная особенность прилагательного - указывать на признак предмета: красивое письмо - красиво пишет, громкое чтение - громко читает, быстрая ходьба - быстро ходит… При прилагательных наречие обычно обозначает степень качества: очень хороший голос, исключительно редкий случай » .

Уже в начале XIX века в русских грамматиках последовательно выделялся ряд слов, промежуточных между именами, глаголами, которые выражали состояние.

В русском языке при изучении слов категории состояния можно выделить два периода. Первый период открывается работами языковедов, начиная с А. Востокова, в которых слова типа жарко , душно , жаль рассматриваются как некое «инородное тело» в системе традиционных частей речи, второй - исследованием «О частях речи в русском языке», где такие слова выделяются в отдельную часть речи - категорию состояния. Сначала Л. Щерба относит слова типа жаль , нельзя и т.д. к наречиям. Позже он приходит к заключению, что при «ближайшем рассмотрении указанные слова не подводятся под категорию наречий, так как не относятся ни к глаголу, ни к прилагательному, ни к другому наречию». Значительно углубил учение о категории состояния В. Виноградов. Опираясь в основном на положения А. Востокова, Н. Некрасова, Л. Щербы, он данную категорию поставил в один ряд с другими частями речи, которые имеют формы времени. После работ этих ученых вскоре появляется ряд исследований, в которых слова типа холодно рассматриваются как безлично-предикативные слова, выражающие состояния.

С. Абакумов учитывал синтаксическую функцию слов категории состояния и называл их безлично-предикативными словами.

В. Мигирин и Л. Буланин называют слова категории состояния бессубъектными прилагательными, а А. Шахматов использовал термин «предикативные наречия»

К разным частям речи относят слова категории состояния «Грамматика-80» и «Краткая грамматика» Н. Шведовой:

  • - к наречиям: грустно, весело, стыдно, ветрено, душно и называют их предикативными наречиями, или предикативы;
  • - к существительным: лень, охота, неохота, пора .

Но общность категориальных значений и синтаксических функций, подчеркивает Н. Шведова, дает основание объединить все такие слова в особый грамматический класс, который иногда называют категорией состояния.

В старых школьных учебниках М. Баранов, Е. Григорян, Т. Ладыженская категорию состояния не рассматривают как особую часть речи.

В. Бабайцева и Л. Чеснокова в новом учебнике вводят понятие «слова-состояния».

Обобщив данные, можно выделить две точки зрения на категорию состояния как часть речи.

  • 1. Категория состояния - это особая часть речи со своим категориальным значением, морфологическими и синтаксическими признаками (В. Виноградов, Е. Галкина-Федорук, А. Гвоздев, А. Тихонов, Н. Шанский, Л. Щерба).
  • 2. Категория состояния не является особой частью речи («Грамматика-80», Л. Буланин, И. Мещанинов, В. Мигирин, А. Шапиро).

Синтаксически очень трудно определить, какое предложение перед нами, односоставное или двусоставное: Наедине с Анной ему было страшно (односоставное). - Оставаться наедине с Анной ему было страшно (двусоставное). В. Бабайцева и Л. Максимов рассматривают эту конструкцию как переходную между односоставным и двусоставным предложением.

Таким образом, несмотря на значительное количество публикаций, проблема предикативных наречий до настоящего времени не разрешена.

Проблематика слов категорий состояния заключается в том, что нет единого мнения о том, являются ли эти слова самостоятельной частью речи, нет однозначной дефиниции данного класса слов, их определяют по-разному: безлично-предикативные слова, предикативы, предикативные наречия, слова категории состояния и т.д.; не определено точное количество лексико-семантических групп слов категории состояния, нет однозначного решения о наличии категорий времени и наклонения у этих слов, четко не определены синтаксические особенности слов категории состояния в текстах разного характера. Поэтому эти слова заслуживают также особого внимания, поскольку возможность их образования свидетельствует о продуктивности данной категории, так как насчитывается огромное число слов, которые являются продуктом индивидуального словотворчества.

Предикативные наречия, в отличие от наречий, в предложении не поясняют никаких слов. Они сочетаются со связкой (в настоящем времени связка нулевая), иногда с инфинитивом: 1. В лесу было голо, мокро, бесприютно и все же по-весеннему хорошо (Б. Нагибин). 2. На улице было темно и пусто (М. Лермонтов). 3. Хорошо одному у окна (В. Брюс). 4. Хорошо пробежать по морозцу, хорошо покидаться в снежки (С. Островой).

К предикативным наречиям относятся:

  • 1) слова с суффиксом -о , которые совпадают по форме с краткими прилагательными среднего рода (легко , приятно , радостно , темно , тяжело ): Было очень тихо, пахло сырым полем (А. Бунин). - Все тихо, просто было в ней (А. Пушкин). В первом предложении тихо - предикативное наречие, во втором - краткое прилагательное;
  • 2) слова надо , нужно , необходимо , можно , нельзя, невозможно , обозначающие необходимость, невозможность или возможность: Мне в дружбе надо очень много или не нужно ничего (Н. Астахов).

Предикативные наречия, омонимичные кратким прилагательным среднего рода, имеют степени сравнения: 1. В лесу было тихо (К. Симонов). 2. В лесах становилось все сумрачнее, все тише (К. Паустовский)

Предикативные наречия на следует отличать от кратких прилагательных среднего рода. Прилагательные поясняют существительное, изменяются по родам и числам, выполняют функцию сказуемого в двусоставном предложении. Предикативные же наречия (в том числе и в сравнительной степени) являются сказуемыми в безличном предложении (односоставном).

Таким образом, в современном русском языке большинство грамматистов признают «категорию состояния» или предикативные наречия как самостоятельную часть речи, имеющую свои семантические, морфологические и синтаксические характеристики. Существующие разногласия объясняются тем, что процесс оформления особой части речи на данной стадии не завершился и в разных словах достигает разной степени. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать предмет (лень) или признак действия (весело).

Таким образом, предикативные наречия или слова категории состояния - это разряд слов, которые обозначают физическое или психическое состояние, часто с модальной окраской (выражают отношение говорящего). В предложении они выступают в роли сказуемого односоставного безличного предложения.


Лексико-грамматические разряды наречий

Наречием называется самостоятельная часть речи, не име­ющая переменных морфологических признаков (кроме степе­ней сравнения), которая в предложении является обстоятель-


Ством [...Люди естественно и просто раскрывают свою ду­шу (Фад.)]. частью главного члена в безличном предложении [...Весьма легко и просто прикидываться равнодушным, молчаливым гордецом (Т.)] или вводным словом [Картины, открывавшиеся в стороны с Ай-Петри, естественно, приве­ли к разговору о живописи (С.-Ц.)].

Наречия делятся наЗлексико-грамматических разряда: признаковые, предикативные и модальные наре­чия.

Признаковые наречия обозначают вторичный признак, т. е. не признак предмета, а признак действия, состояния или другого признака: говорить убедительно, читать очень быстро, слишком медленный, на улице почти тепло. При­знаковые наречия, как видно из приведенных примеров, могут быть при помощи синтаксической связи примыка­ния подчинены глаголам, прилагательным или другим на­речиям. В предложении такие наречия являются обстоятель­ствами.

От признаковых наречий нужно отличать несклоняемые прилагательные, т. е. слова, обозначающие признак предмета (а не признак действия или другого признака) и сочетающиеся с существительными: глаза (к а к и е?) навыкате, волосы (к а к и е?) торчком. Кроме того, не следует смешивать при­знаковые наречия с омонимичными краткими формами сред­него рода единственного числа качественных прилагательных, ср.: Селение в горах было живописно (каково? - выделен­ное слово является прилагательным) и Пеночкин встал, жи­вописно сбросил с себя плащ, вышел из коляски (Т.) - выде­ленное слово отвечает на вопрос как? и является признако­вым наречием.

По характеру значения признаковые наречия делятся на семантические группы знаменательных и местоименных наре­чий.

Знаменательные наречия называют тот или иной признак признака: весело, весьма, по-русски.

В рамках разряда знаменательных наречий принято раз­граничивать: 1) наречия меры и степени: весьма, крайне, очень, почти; 2) качественные наречия образа действия: весе­ло, красиво, отчетливо, образованные от качественных при­лагательных; 3) относительные наречия образа действия: вслух, по-детски, пешком; 4) наречия причины: поневоле, его-


пяча, сдуру; 5) наречия следствия: добела, досыта; 6) наречия ли: н азло, нарочно, специально; 7) наречия места: вверх, до­ма, назад; 8) наречия времени: вчера, скоро и др. Наречия об-оаза действия, меры и степени называются определительны­ми, все остальные - обстоятельственными.

Местоименные наречия не называют признак при­знака, а лишь указывают на него: где, как, куда.

Среди местоименных наречий выделяются практически те же смысловые группы, что и среди знаменательных наречий: меры и степени (так: Он так загорел!), образа действия (как, так: Как мы доберемся до выставки?), причины (почему, по­тому, поэтому), цели (зачем); особенно многочисленны мес­тоименные наречия места (где, куда, откуда, там, тут, здесь, туда, сюда, всюду, повсюду, везде, нигде, никуда, ниот­куда, негде, неоткуда, некуда, где-нибудь, куда-либо, кое-где) и времени (когда, тогда, затем, всегда, иногда, никогда, не­когда, когда-нибудь, когда-либо).

Кроме того, местоименные наречия можно разбить на се­мантические группы, подобные тем, что выделяются среди местоимений как части речи, а именно: указательные (здесь, там, тут, сюда, туда, тогда, затем), определительные (иногда, всегда, всюду, повсюду, везде), вопросительно-относи­тельные (где, куда, откуда, когда, зачем, почему, как), а так­же две группы наречий, образованных от вопросительно-отно­сительных при помощи словообразовательных морфем: отри­цательные (нигде, негде, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем и т. п.) и неопределенные (где-нибудь, кое-когда и т. п.).

Предикативные наречия называют различные состояния живых существ или окружающей среды и составляют имен­ную часть главного члена безличных предложений: Детям бы­ло весело; На улице уже тепло; Мне очень жаль.

Многие предикативные наречия по форме совпадают с при­знаковыми наречиями;ср.: Маленькой елочке холодно зимой (холодно - предикативное наречие). - Он холодно посмот­рел на обидчика и отвернулся (холодно - признаковое наре­чие). Однако некоторые предикативные наречия по форме со­относятся с существительными: Пора, мой друг, пора... (П.); Нам пора в школу [ср. с омонимичным существительным по-Р а -" Когда же юности мятежной пришла Онегину п °ра... (П.)]; Теперь не время говорить об этом (ср. с сущест-


Вительным время в предложениях типа Московское время - 20 часов); Но нашим дамам, видно, лень сойти с крыльца... (П.); Кому охота судиться?.. (П.)- Что касается предикатив­ных наречий типа жаль, можно, нельзя, то они не имеют соот­ветствий ни среди признаковых наречий, ни в других частях речи.

Грамматическое своеобразие предикативных наречий свя­зано с тем, что они: 1) не имеют значения признака действия или признака какого-либо другого признака; 2) в предложе­нии не являются обстоятельством. Поэтому предикативные наречия часто рассматриваются отдельно от наречий, выделя­ются в качестве самостоятельной части речи, которую академик Л. В. Щерба предложил называть «категорией со­стояния»; другие же ученые называют предикативные наре­чия «безлично-предикативными словами» (предикативами).

Модальные наречия используются как слова, служащие для выражения субъективного отношения говорящего к тому, о чем и как он говорит: вероятно (выражается неуверенность говорящего в достоверности передаваемой информации: Зав­тра, вероятно, будет дождь), во-первых (подобные наречия устанавливают порядок изложения мыслей в сложном предло­жении и тексте), по-моему (средство выражения авторства то­го или иного умозаключения: По-моему, этот учебник очень хорош при подготовке в вуз) и др.

От признаковых и безлично-предикативных наречий мо­дальные слова отличаются тем, что в предложении они не свя­заны с другими словами (пунктуационно и интонационно они обязательно обособляются), не являются членом предложе­ния; в речи модальные слова выступают в роли вводных слов, а также нередко сами по себе составляют особые высказыва­ния («слова-предложения»): Вы, разумеется, уже прочли но­вый роман этого писателя? - Конечно! Благодаря отмечен­ным грамматическим особенностям и этот разряд наречий не­редко выделяется в качестве особой части речи, которую вслед за академиком В. В. Виноградовым называют «модальными словами».

От модальных наречий следует отличать вводные конст­рукции, которые также передают различные субъективные от­ношения говорящего, но состоят из нескольких слов, каждое из которых принадлежит к той или иной части речи; ср.: Зав­тра, как все говорят, будет тепло (данная вводная конст-


рукция состоит из трех различных слов: союза как, местоиме­ния все и глагола говорят).

359. Разграничьте формы наречий и прилагательных.

1. Вот пришел он к синему морю. Неспокойно 3 синее море (JJ.). 2. Я долго слушал сосен шум... (Н. Р.). 3. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (Л.). 4. Восстав поутру молчаливо, граф одевается лениво, отделкой розовых ногтей, зевая, занялся небрежно и галстук вяжет неприлежно, и мок­рой щеткою своей не гладит стриженых кудрей (П.). 5. Одно в нем было нехорошо: ужасно падок был на деньги {Л.). 6. Кар­тины висели криво, кресла шатались (Пауст.). 7. На макушке березы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг смолка­ет (С.-М.). 8. Когда читаешь 1 роман какой-нибудь, то кажется, что все это старо, и все так понятно, а как сама полюбишь, то и видно тебе, что никто ничто на свете не знает... (Ч.). 9. Лиза к нему несправедлива. Это очень дурно (Т.).

360. Определите, к каким частям речи относятся выделенные
омонимичные формы. Обоснуйте свой ответ, рассмотрев значение
слов, их грамматические свойства, синтаксическую функцию.

1. Чародейкою зимою околдован, лес стоит 3 ... (Тют.). 2. Шумит лес, шумит и днем, и ночью, зимой шумит и летом (Кор.). 3. И как же этот самый лес хорош поздней осенью, ког­да прилетают вальдшнепы! (Т.). 4. Весенним ранним утром, в праздничный день, мама иногда будила меня, на руках под­носила к окну: «Посмотри, как солнце играет!» (С.-М.). 5. Вес­ною и летом, осенью и зимою я часто ходил на Вертушинку, наблюдал жизнь птиц, живущих 3 на ее берегах, любовался Цветами (С.-М.). 6. Ранней весною, когда еще не оделся зеле­ною листвою лес, цветет, отражаясь в весенней воде желтыми пуховками, нежная ива (С.-М.). 7. В дали большой комнаты, У той, задней, стены стоял на ступеньках высокий стол, и за ним сидел небольшой Михаил Иванович (Пришв.). 8. К пол-Дню ветер затих, и вдали по краю степи заходили волны жары w ) 9. Чичиков посмотрел в глубь комнаты... (Г.). 10. Спорт­смен нырнул вглубь и скрылся из виду.

361. Выделите в предложениях наречия. Укажите их лексико-
Рамматический разряд и группу по значению.

1. Безлюдный мыс далеко вдавался в море (Б.). 2. По ули­цам слона водили, как видно напоказ - известно, что слоны в диковинку у нас (Кр.). 3. Генерал принимал сначала Тентетни-кова довольно хорошо и радушно... (Г.). 4. Минька вспомнил свой экзамен, и ему стало вдвойне хорошо (В. Ш.). 5. Орлов­ский мужик невелик ростом, угрюм, глядит исподлобья (Т.). 6. А вдали машет крыльями мельница (Ч.). 7. А по-здешнему я говорить умею прекрасно (П.). 8. Берг говорил очень точно спокойно и учтиво (Л. Т.). 9. Она шила в очках и держала в больших рабочих руках иголку по-крестьянски тремя пальца­ми (Л. Т.). 10. Жаль, славный был парень! (Т.). 11. Я сегодня так грустно настроен, так устал от мучительных дум (Н.). 12. Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она (П.).

362. Определите группу признаковых наречий по значению (на­
речия знаменательные и местоименные, определительные и обсто­
ятельственные и т. д.).

Быстро, утром, далеко, босиком, пешком, вечером, вскачь, галопом, днем, по-осеннему, очень, совершенно, по-братски, чрезвычайно, грустно, вверх, бодро, еле-еле, тягуче, по-чело­вечьи, по-рыбьи, вниз, полностью, вдвое, втрое, вверху, зи­мой, сбоку, ночью, поздно, назло, по-собачьи, нарочно, на­спех, весело, рано, внизу, напоказ, вприпрыжку, вручную, всегда, дома, красиво, всюду, волнующе, чуть-чуть, со зла, умышленно, горячо.

363. Распределите производные наречия по группам с учетом
части речи производящего слова.

Навсегда, без устали, вверх, вкрутую, издалека, сдуру, по­долгу, порывисто, смело, волнующе, наглухо, заживо, вызы­вающе, зря, втрое, без ума, осенью, со зла, начисто, наскоро, вдвое, по-моему, с размаху, по-твоему, с налета, до смерти, ввысь, налево, надолго, истерически, до упаду, вглубь, намно­го, врассыпную, вдаль, без толку, вниз, летом.

364. Распределите наречия по группам в зависимости от того, от
каких форм прилагательных они образованы - полных или крат­
ких.

Певуче, замертво, громко, заново, широко, легко, внезап­но, вхолостую, по-доброму, по-рыцарски, слева, понапрасну,


0 .русски, подкупающе, раздражающе, замертво, добела, братски, по-детски.

365. Образуйте от прилагательных наречия.

Легкий, внезапный, простой, светлый, удивленный, уме­
лый, страстный, темный, сухой, чистый, хороший, домашний,
птичий, пустой, собачий.
&>

Правописание наречий

1. В наречиях, имеющих приставки из-, до-, с- и образован­ных префиксально-суффиксальным способом от прилагательного или существительного, на конце пишется суффикс -а: издавна (от давний), добела (от белый), сначала (от начало), а наречия с приставками в-, за-, на- оканчиваются суффиксом -о: влево (от левый), запросто (от простой), набело (от белый). Если наречие образовано суффиксальным способом, на конце пишется -о: доверчиво (от доверчивый), связно (от связный).

2. Приставка кое- и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишут­ся в местоименных наречиях через дефис: кое-как, где-то, когда-нибудь.

3. Через дефис пишутся наречия, образованные от прила­гательных и местоимений с помощью приставки по- и суф­фиксов -ому, -ему, -ски, -ки: по-вашему, по-товарищески, по-немецки. Так же пишутся наречия, образованные от притя­жательных прилагательных при помощи приставки по- и оканчивающиеся на -ьи: по-заячьи, по-волчьи, а также слово по-латыни.

4. Через дефис пишутся наречия во-первых, во-вторых, в-пятых и под., образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-/во-.

5. Слитно пишутся наречия вверх, вверху, доверху, кверху, наверх, сверху; ввысь, вглубь, вдаль, вдали, издали; вниз, вни- 3 У< снизу, книзу; вначале, сначала, вширь, назад. Их нужно отличать от омонимичных сочетаний существительных с пред­логами, которые пишутся раздельно. Отличить помогает нали­чие зависимого слова: оно относится к существительному с предлогом, а не к наречию, ср.: Внизу горы, камни (нет за-


Висимых от наречия слов). - В низу горы - камни (есть за­висимое слово горы).

6. Слитно пишутся местоименные наречия затем, оттого отчего, потому, поэтому. Их нужно отличать от омонимич­ных сочетаний местоимений с предлогами, которые пишутся раздельно. Наречие можно заменить в тексте близким по смыслу наречием, а местоимение нельзя, ср.: Сначала высту­пил поэт, затем (= потом) прозаик. - За тем лесом увидите речку (замена наречием невозможна).

7. Написание наречных сочетаний и наречий, образо­ванных от существительных с предлогами, необходимо за­поминать: без толку, до отказа, поодиночке, смолоду. В слу­чае затруднения нужно обращаться к орфографическому сло­варю.

366. Определите способы образования наречий. Спишите, встав­ляя пропущенные буквы.

Снов.., занов.., начнет.., дочист.., затемн.., докрасн.., до-сыт.., изобильн.., справ.., налев.., сначал.., искос, задолг.., заведом.., вшестер.., наглух.., дословн.., наскор.., напрасн.., доверительн.., доходчив.. .

367- Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание наречий. В каких словосочетаниях нет наречий?

(Ло)осеннему холодно; прошелся (ло)первому снегу; разго­вор (по)польски; (кое)где зеленеет трава; борщ (по)украински; (ло)христианскому обычаю; ползти (до)пластунски; прости­лись (по)приятельски; (во)первых, нужно выучить правило; лес (по)преимуществу смешанный; свистеть (по)птичьи; одеть­ся (по)наряднее; когда(то) виделись; нырнуть (гсо)глубже; ког-ц,&(нибудь) встретимся.

368. Спишите, раскрывая скобки. Определите, к каким частям речи относятся эти слова.

1. (В)низу видны бухты и заливы. 2. (В)низу холма про­топтана тропинка. 3. Смотреть (в)верх не позволяет яркое солнце. 4. (В)дали виден маяк. 5. (В)дали морской еле за­метны рыбачьи лодки. 6. Лайнер набирает 2 скорость, устрем­ляясь (в)высь. 7. Иллюстрация помещена (в)верху страницы-8. (В)верх дерева ударила молния! 9. (С)начала лета шли про-


ливные 3 дожди. 10. Повесть (с)начала показалась неинтерес­ной, но чтение постепенно меня увлекло. 11. (Ло)этому делу возбуждено следствие. 12. Был сильный мороз, (по)этому за­нятия в младших классах отменили. 13. Поднялся сильный ветер, (за)тем пошел дождь. 14. Я обратился (за)тем, что по­ложено мне по закону. 15. Он отказался (от)того, (от)чего на его месте вряд ли бы кто-то отказался.

369. Спишите, раскрывая скобки. Проверьте написание наречий и наречных сочетаний по орфографическому словарю.

Идти (в)брод, бежать (без)оглядки, работает (без)устали,
(в)добавок к сказанному, (в)первые на экране, попасть (в)про-
сак, застать (в)расплох, изменился (до)неузнаваемости, напол­
нить (до)отказа, пребывают (за)границей, (на)веки в памяти,
отложить (ма)завтра, доказательства (на)лицо, (ка)перекор
судьбе, взять (на)прокат, быть (на)чеку, задача (не)(под)сплу,
заметить (не)взначай, один(на)один со стихией, точь(в)точь
как в прошлый раз, много лет живут бок(о)бок, (тотп)час сори­
ентировался.
_________________________________________________ ^

Степени сравнения наречий

Единственный переменный (словоизменительный) мор­фологический признак наречий - степени сравнения: кра­сиво - красивее - всего/всех красивее. Сравнительная и превосходная степени сравнения регулярно образуются от сло­варной формы (т. е. от положительной степени) при­знаковых качественных наречий способа действия и предика­тивных наречий, а также от некоторых модальных наречий: Вернее всего, мы не поедем завтра на футбол.

Сравнительная степень наречий бывает простой (Ре­бенок засмеялся еще громче) и составной (На улице было всё более холодно; Этот рассказ написан менее талантливо). Простая форма сравнительной степени наречий образуется прибавлением к основе слова словоизменительных суффиксов -ее/-ец, -е, -ше (при этом суффикс положительной степени -о Усекается): весело веселее, веселей (разг.), сухо -> суше, горько горше (поэт.); единичный суффикс -же используется только в форме глубже (от глубоко). Слова хорошо, плохо, ма-


ло образуют простую форму сравнительной степени от основы с другим корнем: лучше, хуже, меньше. Составная форма срав­нительной степени встречается преимущественно в книжной речи и образуется при помощи вспомогательных слов более или менее: более тепло, менее весело.

Превосходная степень наречий обычно образуется прибавлением к форме положительной степени вспомо­гательных слов наиболее, наименее: наиболее весело, на­именее холодно или же к простой форме сравнительной степени вспомогательных слов всех, всего: веселее всех, теплее всего. Простая форма превосходной степени (покор­нейше прошу, нижайше кланяюсь) воспринимается как арха­ичная.

370. Замените начальную форму наречий на форму сравнитель­
ной степени (образуйте все возможные виды этой формы).

Быстро бежать, рано вставать, поздно ложиться, много ра­ботать, мало говорить, хорошо учиться, плохо читать, красиво танцевать, печально петь, глубоко нырять, высоко прыгать, далеко ехать, близко жить, логично излагать, продавать дешево.

371. Определите, в форме какой степени сравнения (положитель­
ной, сравнительной, превосходной) употреблены наречия. При этом
не смешивайте формы наречий и прилагательных!

1. Санки начинают бежать 3 все тише и тише, дыханье пе­
рестает замирать (Ч.). 2. ...Там и там в лесу, ближе и дальше,
как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны (С.-М.).
3. Волчица в эти дни переменилась: похудела и вытянулась,
стала выше на ногах и стройнее (С.-М.). 4. ...Но кто не любит
вас, тот во сто раз глупей (П.). 5. Седые вербы у плетня неж­
нее головы наклонят (Ее). 6. И являлася она у дверей иль у
окна ранней звездочки светлее (П.). 7. Море шумело все бли­
же, явственней, и с ним мешался все усиливающийся хвой­
ный шум (Б.). 8. Под ним струя светлей лазури, над ним луч
солнца золотой... (Л.). 9. Лимонный свет становился ярче,
леса - темнее, сырее, бархатней (Б.). 10. Часто недосыпаю,
рано проснулся и нынче (Б.).
&>


Т

Морфологический разбор наречия

При морфологическом разборе необходимо указать лекси-ко-грамматический разряд наречия (признаковое, безлично-предикативное или модальное), для признаковых наречий нужно указать, знаменательным или местоименным оно явля­ется, и определить группу по значению. Если наречие может образовывать степени сравнения, то следует отметить это его свойство и определить степень сравнения.

1. О б р а з е ц:

...И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше

ни о ком (Ее).

Печально - признаковое наречие, используется в тексте в своей начальной (словарной) форме. Наречие знаменатель­ное, обстоятельственное (качественное, образа действия). Упо­треблено в положительной степени (ср.: печальнее, более/ме­нее печально, печальнее всего/всех); в предложении является обстоятельством образа действия.

2. О б р а з е ц:

...Я бродил по городу и всходил на здешнюю высокую ко­локольню, откуда видны многие цепи гор... (Карам.). Откуда - признаковое наречие, местоименное, обстоятельст­венное (места), вопросительно-относительное; по степеням срав­нения не изменяется; в предложении является союзным словом.

3. О б р а з е ц:

По утрам неприятнее всего было умываться (Б.).

Неприятнее всего - начальная форма неприятно. Это предикативное наречие; употреблено в превосходной степени; в предложении является частью главного члена безличного предложения.

4. О б р а з е ц:

Можно было, конечно, сходить к старшему брату... (Кат.).

Конечно - модальное наречие; по степеням сравнения не изменяется; в предложении является вводным словом (выра­жает уверенность говорящего в достоверности передаваемой информации).

372. Выполните полный морфологический разбор наречий.

1. Дни бежали. Серенький домик стоял 3 по-прежнему скуч­ный. Ветер свободно гулял в черных сучьях 1 старого вяза... Скучно было снаружи, но невесело было и внутри: семья нача­ла нуждаться (И. Шмелев).

2. Мор заметил взгляд, брошенный Наем на башенные ча­сы, но истолковал его по-своему.

Наверное, грустно, когда истекает час величайшего 2 и неповторимого триумфа? - спросил он своим жирным голо­сом, которому тщетно пытался придать оттенок тонкой иро­нии (Ю. Нагибин).

3. Верхушки елей освещало солнце. Медленно поднима­
лись ввысь, розовели облака. Торопливо, наперебой кричали
петухи, будто каждый старался раньше других рассказать лю­
дям о начале нового дня. Лыжники жмурились от снежных
ковров, часто останавливались, отдыхали, опершись подбород­
ками 2 в палки, и смотрели вдаль, где что-то тихо мерцало
(К. Паустовский).

Служебные части речи Предлог

Предлог - это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (а так­же предметно-личных местоимений) другим словам в словосо­четании и в предложении. Выражая синтаксические отноше­ния, предлоги по значению сопоставимы с падежными оконча­ниями, поэтому выступают с ними в едином комплексе, образуя целостную предложно-падежную конструкцию.

Некоторые предлоги сочетаются с несколькими падежами: в, на, о/об - с винительным и предложным: идти в школу, работать в школе; смотреть на берег, стоять на берегу; удариться о кресло, говорить о кресле; за и под - с вини­тельным и творительным: спрятаться за дерево, стоять за деревом; нырнуть под воду, находиться под водой; между - с родительным и творительным: плыть между берегов (устар.)


и между берегами. Предлоги с и по сочетаются с тремя паде­жами каждый: с - с родительным: упасть с дерева, вини­тельным: вырасти с дерево (разг.) и творительным: с деревом не могут сравниться по высоте другие растения; по - с да­тельным: идти по улице, винительным: вода по колено и предложным: по окончании института.

Предлоги делятся на: 1) непроизводные (или первообраз­ные): в, без, к, на, при и др.; 2) производные (или неперво­образные), образованные от других частей речи: навстре­чу, посредством, несмотря на, согласно, благодаря или же путем сложения двух первообразных предлогов: из-за, по-над и др.

373. Спишите. Подчеркните предлоги и охарактеризуйте их с
точки зрения структуры.

1. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены, они рвались из-под седла, и с каждым мгнове­нием мы были все ближе и ближе... (Л.). 2. Она раскрыла зон­тик и хотела было идти домой, как вдруг из-за угла избушки выехал, на низеньких беговых дрожках, человек лет тридца­ти, в сером пальто... (Т.). 3. Все они [пчелки] вылетали из-за плетня пчельника и над конюшней скрывались по направле­нию к болоту (Л. Т.). 4. Он взглянул опять направо и увидел, что по пустынному полю навстречу к нему бежало что-то (Л. Т.).

374. Спишите. Подчеркните производные предлоги. Определите,
от какой части речи они образованы и каким способом.

1. Еще ты дремлешь, друг прелестный 1 - пора, красавица, проснись: открой сомкнуты негой взоры навстречу северной Авроры, звездою севера явись! (П.). 2. Тетерев испуганно под­нялся и полетел по направлению к лесу (Купр.). 3. Вокруг ли­лейного чела ты косу дважды обвила (П.). 4. Пчелка со свис­том пролетела мимо уха Левина (Л. Т.). 5. Во время уборки ви­нограда в каждом саду вы непременно застанете хозяина (Л. Т.). 6. ...Несмотря на несколько ран, полученных им, он ничего не выслужил и вышел в отставку тем же, чем был, то есть «из дворян» (Л. Т.). 7. В продолжение двух дней дела мои ужасно продвинулись (Л.). 8. В течение всего этого времени Рудин почти не выезжал от Дарьи Михайловны (Т.).

375. Выпишите предложно-падежные сочетания, определите па­дежную форму и ее значение. Выполните полный морфологический разбор выделенных предлогов: укажите, первообразным является предлог или непервообразным (от какой части речи и каким способом образован), с каким падежом сочетается, какова роль предложно-па-дежной конструкции в предложении.

В кабинете за Ивана принялись трое - две женщины и один мужчина, все в белом. Первым долгом Ивана отвели в уголок, за столик, с явной целью кое-что у него повыспросить.

И у Ивана выспросили решительно все насчет его прошлой
жизни, вплоть до того, когда и как он болел скарлатиною, лет
пятнадцать тому назад. В заключение попросили рассказать
о вчерашнем происшествии на Патриарших прудах, но очень
не приставали, сообщению о Понтии Пилате не удивлялись
(М. Булгаков).
__________________________________________________ <#>

Правописание предлогов

1. Предлоги в течение, в продолжение, в заключение, в ви­де (не путать с предлогом ввиду) пишутся раздельно, причем с буквой е на конце.

2. Предлоги вроде, наподобие, вследствие, насчет, вме­сто, ввиду пишутся слитно и первые три с буквой е на конце.

376. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные бук­
вы. Объясните написание этих слов. К каким частям речи они отно­
сятся?

1. (В) течени.. месяца комиссия проводила проверку рабо­ты предприятия. 2. (В) течени.. ручья есть много поворотов, изгибов. 3. (В)заключен.. необходимо подвести итоги. 4. (В)за-ключени.. сказок добро побеждает зло" 5. (В)продолжени.. долгого времени я готовился к сдаче экзаменов. 6. (В)продол-жени.. всего фильма детектив ищет виновных. 7. (В)продол-жени.. романа действуют всё те же герои.

377. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая
скобки.

Не явился (в)следстви.. болезни, шляпа (в)виде картуза, ве­щество (на)подоби.. серы, лекция (в)род.. беседы, вынужден вмешаться (в)следстви.., указать (на)подоби.. фактов, иметь


(в)виду, поезд опаздывает (в)виду снежных заносов путей, прилагательные изменяются (в)роде, произношение (на)подо-би.. лондонского, беспокоиться (но)счет устройства ночлега, (на)счет средств не поступало.

___________________________________________________ <#>

Союзом называется служебная часть речи, которая исполь­зуется как средство выражения синтаксической связи между членами предложения, частями сложного предложения и ком­понентами связного текста: и, да, а, ни... ни, или, либо, если, как, когда, чтобы и др.

По образованию и строению союзы делятся на первообраз­ные, или непроизводные (и, но, да и др.), и непервообразные, т. е. производные. Производные союзы бывают простыми (чтобы, зато, хотя) и составными (так как, потому что); среди составных союзов выделяются повторяющиеся союзы типа или... или, либо... либо, то... то.

По значению и грамматическим функциям союзы делятся на сочинительные, которые служат для связи равно­правных частей предложения или текста [...Учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения (Г.)], и подчинительные, при помощи которых соединяются неравноправные части предложения [Мне стало казаться, что гармонию выдумали поэты, желая тронуть людские сердца... (Довл.)]. Классификация союзов более подробно представлена в разделе «Синтаксис».

378. Укажите союзы. Определите их разряд по строению, значе­нию и грамматическим функциям.

1. Я убежден, что русские должны умирать или побеждать 3 (Л. Т.). 2. Целый день сидел я за своим письменным столом, а Поликарп проходил мимо меня и недоверчиво поглядывал на мою работу (Ч.). 3. Солнце грело по-летнему, но в воздухе ви­село предчувствие осени (Ч.). 4. Гувернантка беспокойно огля­дывалась, как бы приготавливалась к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей (Л. Т.). 5. Базаров владел особенным Уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он

Никогда не потакал им и обходился с ними небрежно (Т.). 6. Вглядываясь 3 , Никита различал в этой волнующей 3 синеве то плывущий дом, то дерево, висевшее над землей, то корабль без мачт (А. Т.). 7. Или она была самолюбива, или чувствовала свое положение, или была расчетлива в ветреном своем тще­славии (П.). 8. Народ, то есть весь их шахтерский отряд, и женщины, и дети становились цепочкой от эшелона до озерца, чтобы наливать воду в паровоз (А. Т.). 9. А теперь я хочу спать, так что не мешай мне (Г.). 10. Ольга не назвала имя убийцы, потому что он был для нее дорог... (Ч.). 11. Так прошло минут десять; вот показалась между горами волн черная точка, она то увеличивалась, то уменьшалась (Л.). 12. Ревет ли зверь в ле­су глухом, трубит ли рог, гремит 3 ли гром, поет ли дева за хол­мом - на всякий звук свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг (П.).

379. Определите, что соединяет союз и: однородные члены пред­
ложения или части сложного предложения либо текста.

1. Ребятишки головки подняли, локотками подперлись и замерли (Пришв.). 2. Бросив поводья 1 и опустив голову на грудь, я ехал долго и наконец очутился в месте, мне вовсе не знакомом. Я повернул коня назад и стал отыскивать дорогу (Л.). 3. Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы нападали на него (Л. Т.). 4. Он взял меня под руку, и мы пошли в ресторацию завтракать (Л.). 5. После этого у Ани не было ни одного свободного дня, так как она принимала учас­тие и в пикнике, и в прогулке, и в спектакле (Ч.). 6. Князь Ва­силий опустил голову и развел руками (Л. Т.). 7. Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза (А. Т.). 8. «...Ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, голо­дал по суткам (Г.).

380. Выпишите союзы. Выполните их полный морфологический
разбор: укажите, первообразный или непервообразный союз (если со­
юз непервообразный, то нужно сказать, от какой части речи и каким
способом образован), простой, составной или повторяющийся, сочи­
нительный или подчинительный, какова роль союза в словосочета­
нии или предложении.

А мужик полез в погреб, откопал свою копейку и вынес ее на свет божий.

Глянул на нее мужик и всплеснул руками: узнал он свою копейку. Ту самую, что с такими трудами добыл он из груди


матери сырой земли, потому что, полежавши в земле, она ста­
ла такою же зеленою да корявою, как тогда была... Понял он,
что напрасно пропали все его труды: ничего-то он не вырабо­
тал, кроме той самой копейки, которая и прежде его была. Вот
теперь она попадет опять попу, и пойдет потом гулять по свету
белому, и будет ездить на нем всякий, кому удастся подержать
ее в руках. А коли ненароком она снова заглянет в его избу,
так только за тем, чтобы он сам снес ее либо барину, либо попу
(С. Степняк-Кравчинский).
_________________________________________________ _^

Правописание союзов

1. Союз чтобы, который пишется слитно, нужно отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Если в предло­жении употреблен союз чтобы, от него нельзя отделить бы; если же употреблено местоимение что и частица бы, частицу можно отделить, ср.: Оля пошла в библиотеку, чтобы сдать книги. - Оля думала, что бы ей съесть: мороженое или пирожное. В первом примере бы отделить от что нельзя: что­бы - союз; а во втором примере частица бы может быть отде­лена от местоимения что: Оля подумала, что ей съесть бы...

2. Союзы также и тоже пишутся слитно. Союз также нужно отличать от наречия так и частицы же, а союз тоже - от местоимения то с частицей же. Союзы также и тоже взаи­мозаменяемы, в этом их отличие от других слов: Пообедать я также (* тоже) успел. - Этой весной так же тепло, как и прошлой (нельзя заменить союзом тоже); Книга интересная. И фильм, поставленный по ней, тоже (= также). - Задание сегодня то же, что и к прошлому уроку (нельзя заменить союзом также).

3. Взаимозаменяемы в предложении союзы причем и при­том. Они пишутся слитно, в отличие от местоимений с пред­логами при чем, при том: Дождь усилился, причем (= при­том) стало холодно. - При том событии я не присутство­вал (нельзя заменить союзом причем).

4. Союз зато можно заменить союзом но, в этом его отли­чие от сочетания местоимения то с предлогом за: Холодно, за­то (= но) нет дождя. - Спасибо за то, что помогли мне (за­мена союзом но невозможна).

5. Запомните написание союзов, которые всегда пишутся одинаково: как будто, потому что, по мере того как, отто­го что, так как, так что, то есть.

381. Спишите, раскрывая скобки.

Небольшой, (за)то теплый дом; яблок почти нет, (за)то много сливы; похвалили (за)то, что я сочинил; дорога трудная, (прц)чем долгая; ветер резкий, (при)тоы холодный; (дрц)том складе дежурит сторож; усталость здесь н..(при)чем; много раз слышал одно и то(же); поступил так(же), как все; брат уехал, я так(же) должен ехать; последний экзамен то(же) сдан на от­лично; за что(бы) он ни принимался, все получалось; слушала радио, что(бы) узнать прогноз погоды.