Аккумулятор

География машиностроения. Автомобилестроение Презентация 9 кл география машиностроения


СОСТАВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Станкостроение Автомобилестроение Энергетическое и тяжелое машиностроение Судостроение Сельскохозяйственное машиностроение Транспортное машиностроение Тракторостроение Машиностроение для оборонного комплекса Медицинская техника Приборостроение Всего 70 отраслей


Машиностроение Транспортный комплекс Комплекс по производству товаров народного потребления и сферы услуг Топливно-энергетический комплекс Агропромышленный комплекс Строительный комплекс Комплекс конструкционных материалов Связь машиностроения с другими отраслями промышленности


ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ 1.машиностроительный комплекс-это 20% производимой продукции и всех работающих 2.машиностроение создает машины, механизмы и оборудование для промышленности, сельского хозяйства, быта, транспорта.




















ГЕОГРАФИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ Машиностроение развито во всех районах России Различия в развитии машиностроения видны в: 1)неодинаковом уровне развития машиностроения в различных частях страны 2)различном наборе машиностроительных отраслей и их значении на разных территориях


СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ «РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ» с использованием карты «машиностроение России» Отрасль машиностроения Факторы размещения предприятий Примеры районов и центров Энергетическое и тяжелое машиностроение Автомобилестр. Судостроение Сельскохозяйств. машиностроение Авиастроение Электротехническ. машиностроение


Творческое задание Задание на дом (по выбору): 1.выбрать любой из видов продукции машиностроения, выяснить кто производитель (назвать город и какой завод), откуда поступает сырье для этого производства. 2. Назвать машиностроительные предприятия (см. снимки) родного города, выяснить поставки сырья и оборудования для их работы. Куда, кроме родного города, идет продукция этих заводов. Что еще они производят?


Использованные материалы: 1.Алексеев А.И. Население и хозяйство России. 9 класс. М., Просвещение, 2010 г. 2.Фотоматериалы 6k20.ru/photos/vystavka- mashinostroenie-2010/ Атлас 9 класс «Население и хозяйство России» М., «Дрофа», 2010

Тема: Машиностроительный комплекс России. География 9 класс

Цель: сформировать представление учащихся о машиностроительном комплексе России.

Задачи:

Определить значение и состав машиностроительного комплекса России;

Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий;

Изучить географию машиностроения;

Выявить проблемы и перспективы машиностроительного комплекса России.

Средства обучения: компьютер, атласы, карта «Машиностроение»

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III . Изучение нового материала.

Сегодня мы разберем Машиностроительный комплекс. Выявим его состав, роль, значение. Подробнее остановимся на факторах размещения машиностроительных предприятий, его особенностях, проблемах современного машиностроения и возможных путях решения этой проблем.

План урока на доске:

1. Что такое машиностроительный комплекс.

2. Состав, значение и роль комплекса.

3. Факторы размещения.

4. География машиностроения.

5. Проблемы и перспективы отрасли.

В настоящее время наша жизнь наполнена разнообразными машинами. Приведите пример машин, которые есть у вас дома(телевизор, автомобиль, компьютер, телефон, микроволновка, насос, утюг). Что же такое, по вашему мнению, машиностроительный комплекс?

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные механизмы (машины.)

Состав машиностроительного комплекса:

В результате можно сделать вывод : ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.

Приборостроение, электроника, радиотехника - наукоемкое машиностроение
тяжелое машиностроение называют также металлоемким машиностроением (металлургическое, энергетическое горно-шахтное оборудование). Работа по созданию машин это очень сложное дело, велики затраты человеческого труда, затраты материалов, сырья, энергии. Большинство отраслей являются трудоемкими отраслями (приборостроение, электротехническое, станкостроение и др.).

1. На долю машиностроения приходится 36% предприятий, 29% работающих, 15% продукции промышленности России.

2. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах.

Факторы размещения и география машиностроения .

Машиностроение развито во всех районах России. Где и почему должны создаваться машиностроительные предприятия? Где нужно построить машиностроительный завод, чтобы он работал ритмично, продукция была конкурентноспособна, а предприятие не было убыточным. Поэтому выделяют следующие факторы размещения:

1. Наукоемкость – новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность) опираются на научную базу – НИИ, опытные заводы, т.к. являются наукоемкими. География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами.

2. Трудоемкость – машиностроение делится на трудоемкое и металлургическое трудоемкое (точное), выпускающие продукцию, для изготовления которой требуются затраты квалифицированного труда (приборостроение, авиастроение, машиностроение и др.). Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и др. крупные города в европейской части России, имеющей высокую концентрацию населения. Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное) требует много металла. Поэтому предприятия размещаются в районах металлургических баз – на Урале (Екатеринбург, Челябинск).

3. Специализация и кооперирование. Специализация – выпуск предприятием однородной продукции (завод карбюраторов, автомобильный и др.)

Кооперирование – это производственные связи между специализированными предприятиями, изготавливающие совместно определенную продукцию.

4. Транспортный фактор – некоторые предприятия машиностроения размещают рядом с потребителем, т.к. их продукцию сложно транспортировать, поэтому транспортный фактор имеет большое значение. Например, морское судостроение размещается в портах, зерноуборочные комбайны в степном пшеничном поясе – Ростов – на – Дону.

Проблемы и перспективы отрасли

Машиностроение является лидером экономики, являясь ведущей отраслью. 40% всех занятых в промышленности работает в машиностроении. Рассмотрим условия, которые необходимы отрасли, чтобы быть лидером в промышленности. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где

1 – это темпы развития экономики страны;

2 – в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение в стране;

4 – новые и новейшие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в 4 раза быстрее. Например, в 1990 г. это соотношение было1:0,98:1

Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:

1. низкие темпы развития машиностроения, не соблюдается формула 1:2:4;

2. низкие темпы обновления продукции;

3. низкое качество исходного материала, а в результате и машин;

4.устаревшее оборудование на машиностроительных заводах, устаревшие технологии выпуска машин.

5. монополизм отрасли.

Пути решения проблемы

    введение высоких таможенных пошлин

    перестраиваться на современные технологии, обращая внимание на дизайн машин, удобство.

Выполните задание:

Заполните таблицу с использованием карты «машиностроение России».

Отрасль машиностроения

Факторы размещения предприятий

Примеры районов и центров

Энергетическое и тяжелое машиностроение

Автомобилестроение

Судостроение

Сельскохозяйственное

машиностроение

Авиастроение

Электротехническое

машиностроение

IV . Подведение итогов, домашнее задание: & 11, стр. 64 вопр. 1,2

Машиностроительный комплекс. География машиностроения». Более одной трети предприятий России составляют предприятия машиностроительного комплекса. На этом уроке продолжаем его изучение. Теперь мы познакомимся с географией машиностроения, рассмотрев факторы, влияющие на размещение этих предприятий.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс. География машиностроения.

Предприятия комплекса составляют более 1\3 предприятий промышленности. На размещение машиностроительных заводов оказывают влияние многие факторы. Для одних отраслей машиностроения важно одно условие, для других - сочетание нескольких.

1. Разветвленная транспортная сеть , т.е. наличие транспортных магистралей, учитывается при размещении всех отраслей машиностроения. На прошлом уроке мы говорили с вами о специализации и кооперировании , без развитого транспорта невозможно осуществлять производственные связи и доставку продукции потребителю.

2. Предприятия, производящие оборудование для добывающей промышленности, сельскохозяйственную технику, станки, суда, автомобили, оборудование для текстильной промышленности размещаются в основном в районах потребления продукции. Например, судостроение развито в приморских городах и на крупных реках (Санкт- Петербург и Нижний Новгород).

Рис. 1. Завод Красное Сормово

В крупных сельскохозяйственных районах выпускается та техника, которая соответствует их специализации и природным условиям. Зерноуборочные комбайны в Ростове-на-Дону, тракторы для вывозки леса в Карелии (Петрозаводск).

Рис. 2. Комбайн Дон

3. Если отрасль потребляет большое количество материалов, т.е она материалоемка, то она располагается у источников сырья. Для машиностроительных заводов нужен, прежде всего, металл, такие предприятия строят рядом с металлургическими базами. Большие затраты металла на выпуск единицы продукции называют металлоемкостью. Много металла надо в производстве горно-шахтного и нефтяного оборудования, в энергетическом машиностроении, в тепловозостроении. Много таких предприятий располагается на Урале в Екатеринбурге и в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Рис. 3. Материалоемкие отрасли

4. Многие предприятия машиностроения характеризуются высокой трудоемкостью производственного процесса. Например, для производства одного ткацкого станка необходимо 1000 ч рабочего времени. Такие предприятия располагаются в районах с высокой концентрацией населения. С учетом данного фактора расположены 25% машиностроительных предприятий страны. Особенно велики затраты труда в станкостроении (Москва) и приборостроении (Воронеж, Пенза, Рязань).

5. Машиностроение определяет уровень научно-технического прогресса в хозяйстве. Поэтому очень важно использование достижений науки в производстве. Размещение предприятий рядом с крупными научными центрами определяется их наукоемкостью.

Наукоемкость - это затраты науки на выпуск единицы продукции.

К наукоемким отраслям относят приборостроение, электронику, электротехнику, аэрокосмическую промышленность и атомное машиностроение. Эти предприятия концентрируются в районах расположения крупных НИИ, конструкторских бюро и в районах с высококвалифицированной рабочей силой.

Основные районы: Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург,Новосибирск.

Рис. 4. Наукоемкие отрасли

6. Многие машиностроительные заводы выпускают оборонную продукцию, при их размещении учитываются интересы национальной безопасности, т.е военно- стратегический фактор.

7. Машиностроение в России начало развиваться в конце 19 начале 20 века. Именно тогда в крупных Российских городах появились крупные машиностроительные заводы, сформировался рабочий класс. В последующие годы машиностроение развивалось, усложнялось, появлялись новые отрасли. Новые производства, чаще всего, появлялись в уже сложившихся центрах машиностроения, а затем передавались на предприятия других регионов. Например, первые турбины для атомных электростанций строили в Санкт-Петербурге, здесь же был построен первый атомный ледокол, выпущен первый трактор, станок с числовым программным обеспечением. Теперь эта продукция производится и в других регионах России. Это пример проявления ещё одного фактора - исторического.

Рис. 5. Первый атомный ледокол создан в Санкт-Петербурге

Из-за многообразия факторов и повсеместности потребляемой продукции машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития не одинаков.

1. Во-первых велика разница в уровне развития между западными и восточными районами. Исторически сложилось так, что основная часть производства сосредоточена на Европейской части России. Здесь производится почти 90% машиностроительной продукции.

Рис. 6. Размещение машиностроения

2. Во-вторых. Даже на европейской части машиностроение развито не одинаково. Три района (Центральная Россия, Урал и Поволжье) дают 70% машиностроительной продукции России.

3. В-третьих, машиностроение сосредоточено в основном в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде.

Список литературы

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

Проект урока по предмету

Учитель географии МОУ СОШ д. Нижние Юри Марков Иван Геннадьевич.

Предмет: география

Уровень образования : базовый

Тема: География машиностроения. Автомобилестроение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Участники: обучающиеся 9 класса

Цель: Продолжить формирование знаний о машиностроении и его значении.

Задачи: Обучающие: закрепление умений работать с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение предприятий машиностроения, выделять, описывать и объяснять особенности размещения предприятий машиностроения, умение делать вывод.

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

Планируемый результат:

Метапредметные умения:

Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Предметные умения:

Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности

Личностные умения:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, бумажные автомобили трех цветов, смайлики.

Технологическая карта урока географии

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

Формы организации урока.

УУД

Определение потребностей и мотивов.

1.1. Орг. момент

Определяет

готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1.2 Мотивация к учебной деятельности.

Координирует деятельность учащихся.

Здравствуйте ребята, давайте проверим все ли готово у вас к сегодняшнему уроку - атласы, тетради.

Давайте вспомним какие из отраслей машиностроения мы с вами уже изучали?

Мотивирует учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, повторяют теорию.

Мы изучали тракторостроение, с/х машиностроение, локомотивостроение, вагоностроение.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение.

Тема урока «География машиностроения. Автомобилестроение»

Учитель показывает эмблему логотип КАМАЗ. (Слайд 1) Учитель задает вопрос -:

Вопрос №1.как вы думаете ребята, что это такое, и как это может быть связано с нашим сегодняшним уроком?

Учитель задает вопрос:

Вопрос №2 - Какая отрасль машиностроения осталась не изученной?

Правильно, мы с вами еще не изучали - автомобилестроение.

Учитель записывает тему на доске.

Давайте запишем тему нашего урока - «География машиностроения.Автомобилестроение.»

На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем какие марки автомобилей, автобусов производятся на территории России. Какие факторы повлияли на расположение автомобильных заводов на территории России

(Задачи)

Ученики устно отвечают на вопрос

Ответ №1 - это эмблема завода КАМАЗ.

устно отвечают на вопрос

Ответ №2 осталось не изученным в машиностроении - автомобилестроение.

Записывают тему в тетрадь

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

2.Принятие учебных целей и условий их достижения.

2.1. Организация познавательной деятельности..

Выдвижение гипотезы. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.

(Слайд 2) . Давайте рассмотрим карту.

Вопрос №1- находим на карте места расположения автозаводов.

Вопрос №2 - В какой части России располагаются автомобильные заводы,?

Вопрос №3 - Как вы думаете почему автомобильные заводы расположились именно в европейской части России?

Отвечают:

Ответ №1 - Ученики называют города на карте.

Ответ №2 - В Европейской части России.

Ответ №3 - Там большинство транспортных путей, трудовых ресурсов и ориентация на потребителя.(есть спрос - есть предложение)

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы.

2.2 Изучение нового материала

Давайте теперь подробно остановимся на каждом из этих заводов.

(презентация Автомобилестроение России)

Слайд 1 Волжский автомобильный завод

Слайд2,3,4Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Волжским автомобильным заводом

(2101,концепт кары, модель Калины)

Слайд №5 Горьковский автомобильный завод.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 6,7,8,910 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Горьковским автомобильным заводом

Слайд №11 Ульяновский автомобильный завод.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 12,13,14,15, Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Ульяновским автомобильным заводом

Слайд №16 Камский автомобильный завод.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 17,18,19 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Камским автомобильным заводом

Слайд №20 Уральский автомобильный завод.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 21,22,23,24,25 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Уральским автомобильным заводом

Слайд №26 Завод имени Лихачева.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 27,28,29,30,31,32 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Заводом имени Лихачева

Слайд №33 Ижевский завод - ИЖ- Авто.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 34,35,36,37 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Ижевским автомобильным заводом.

Слайд №38 Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 39,40 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых заводом АЗЛК.

Слайд № 41Павловский автобусный завод

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 42 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Павловским автобусным заводом

Слайд № 43Курганский автобусный завод

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 44 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Курганским автобусным заводом

Слайд № 45 Ликинский автобусный завод

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 46 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Ликинским автобусным заводом

Слайд № 47 Завод имени Урицкого.

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 48 Учитель показывает на слайдах модели троллейбусов выпускаемых Заводом имени Урицкого

Слайд №49 Серпуховской автомобильный завод

Учитель рассказывает краткую историю

Слайд 50, 51 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Серпуховским автомобильным заводом.

Просмотр презентации

Дети записывают в тетради название и расшифровку ВАЗ- Волжский автомобильный завод

Дети записывают в тетради название и расшифровку ГАЗ- Горьковский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку УАЗ- Ульяновский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку КамАЗ- Камский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку Урал - Уральский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку ЗиЛ - Завод имени Лихачева

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку ИЖ - Ижевский автомобильный завод

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку АЗЛК - Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола.

Ученики рассматривают слайды и модели

Дети записывают в тетради название и расшифровку ПАЗ - Павловский автобусный завод

Ученики рассматривают слайды

Дети записывают в тетради название и расшифровку КАвЗ -Курганский автобусный завод

Дети записывают в тетради название и расшифровку ЛИаЗ -Ликинский автобусный завод

Ученики рассматривают слайды.

Дети записывают в тетради название и расшифровку ЗиУ -Завод имени Урицкого

Ученики рассматривают слайды.

Дети записывают в тетради название и расшифровку СеАЗ - Серпуховской автомобильный завод.

Ученики рассматривают слайды.

Познавательные:анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

3.Проверка принятой гипотезы.

3.1. Организация

познавательной деятельности. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Физкультминутка

Учитель предлагает работу с таблицей. Таблица № 1.

Определение местонахождения заводов по марке автомобилей.

Каждая марка автомобиля носит имя завода, в котором этот автомобиль производят.

Сейчас по названиям автомобилей вы должны узнать город в котором этот автомобиль производят

Выполняют задание в тетради самостоятельно.

Проверяют по решению на доске.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

4.Итоговый самоконтроль и самооценка.

4.1Организация первичного контроля.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Слайд 5.

Учитель снова показывает логотип завода КАМАЗ.

Вы уже знаете, что под таким логотипом выпускают автомобили марки КАМАЗ, а знаете ли вы логотипы других марок автомобилей производимых в России?

Определение по логотипу марки автомобиля.

Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку.

Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля.

(логотипы автомобилей)

Самостоятельно выполняют задания в тетради.

Личностные: самоопределение.

4.2.. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Вопрос№1Какую тему мы сегодня изучали?

Вопрос №2Какие задачи мы сегодня ставили?

Вопрос №3 Наши задачи выполнены?

Ответ №1 Автомобилестроение в Росии.

Ответ № 2 Задачами нашего сегодняшнего урока были: узнать марки автомобилей, автобусов производимых на территории России, и факторы повлиявшие на расположение автомобильных заводов на территории страны.

Ответ №3да, т.к мы узнали марки автомобилей производимых на территории России, и факторы повлиявшие на расположение автомобильных заводов на территории страны, т.е что там большинство транспортных путей, трудовых ресурсов и ориентация на потребителя.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

4.3.Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

и выполнить задание по контурной карте - отметить города - центры автомобилестроения.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

4.4. Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то положите на стол красную машину.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то положите голубую машину.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то желтую машину.

.(Учитель проходит по рядам и просматривает)

Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок!

Выкладывают автомобили на столе

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Урок 36. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения

Цели: Познакомить с географии и факторами размещения машиностроительной отрасли. Дать определение понятиям «специализация» и «кооперирование».

Оборудование: Карта «Машиностроение».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Устно: Рассказать о значении и составе машиностроительного комплекса. Назовите проблемы машиностроительного комплекса и пути их решения.

III. Изучение нового материала

Какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных заводов? Где нужно построить машиностроительный завод, чтобы он работал ритмично, продукция была конкурентоспособна, а предприятие не было убыточным?

При размещении машиностроения учитываются несколько факторов:

1. Наукоемкость. Новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность) опираются на научную базу - НИИ, КБ, опытные заводы, так как являются наукоемкими.

Вопрос: Определите географию наукоемких производств.

Ответ: География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и наукоградами - в Подмосковье: Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.

2. Трудоемкость. Машиностроение делится на трудоемкое и металлургическое трудоемкое (точное), выпускающее продукцию, для изготовления которой требуются затраты квалифицированного труда (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и др.).

Вопрос: Определите географию трудоемких производств.

Ответ: Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и другие крупные города в европейской части России, имеющей высокую концентрацию населения.

Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное) требует много металла. Поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз - на Урале (Екатеринбург, Челябинск).

Работа с картой: По карте атласа найдите 5 центров тяжелого машиностроения.

Практическая работа

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

а) По карте «Машиностроение» атласа, или уч. Д., рис. 36, с. 101, определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

б) Назовите центры этих отраслей машиностроения.

в) Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа «Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

1. Специализация и кооперирование. Одними из форм организации производства являются специализация и кооперирование.

Запись в тетрадь

Специализация - это выпуск предприятием однородной продукции. Это необходимое условие повышения эффективности работы промышленности.

Обратная сторона этого процесса - кооперирование, т. к. специализация подразумевает тесные связи между предприятиями-смежниками - кооперационные связи.

Запись в тетрадь

Кооперирование - это производственные связи между специализированными предприятиями, изготавливающими совместно определенную продукцию.

2. Транспортный фактор

Некоторые предприятия машиностроения размещают рядом с потребителем, так как их продукцию сложно транспортировать, поэтому транспортный фактор имеет большое значение. Например, морское судостроение размещается в портах, а зерноуборочные комбайны в степном пшеничном районе - Ростов-на-Дону.

I. Закрепление

Какие отрасли машиностроения (уч. Д., табл. 2, приложение) производят трудоемкую продукцию? (Приборостроение, электротехническая, авиастроение, станкостроение.)

Назовите продукцию точного (трудоемкого) машиностроения. (Часы, телевизоры, самолеты, станки.)

Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? (Горно-шахтное оборудование, металлургическое, энергетическое.)

Какие факторы влияют на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения? (Наличие высокой концентрации населения, квалифицированных кадров - условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла -условие для размещения металлоемкого машиностроения.)

Домашнее задание

По уч. Д.: §18-19; По уч. А.: §31.